О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

"Ежедневный журнал": Приписанные к монастырю. О ситуации на Соловецком архипелаге

  версия для печатиотправить ссылку другу
"Ежедневный журнал": Приписанные к монастырю. О ситуации на Соловецком архипелаге
20 Августа 2010

Жители Соловецких островов направили президенту Дмитрию Медведеву открытое письмо, сообщает Информационно-аналитический центр "СОВА". Они пишут, что после открытия в 1991 году Соловецкого монастыря и заключения им договора с музеем-заповедником в 2001 году качество жизни проживающих на острове резко ухудшилось.

После передачи Церкви острова Анзер доступ туда местным жителям был перекрыт нанятыми монастырем охранниками. Чтобы попасть туда, требуется оплатить экскурсию.

Занимавшимся при местном яхт-клубе детям запретили тренироваться на территории Святого озера и предложили делать это в акватории моря, где невозможно обеспечить безопасность, поэтому тренировки пришлось прекратить.

С 2006 года в поселке Соловецкий отсутствует клуб, поскольку все увеселительные мероприятия там отменяются по приказу монастырского начальства.

После того, как директором музея был назначен наместник монастыря, зарплата музейных работников сократилась вдвое. При этом власти Архангельской области в июне 2010 года объявили о намерении сократить приток на острова светских туристов, а в гостиничных корпусах монастыря размещать только паломников. Таким образом, жители поселка лишатся возможности зарабатывать на обслуживании туристов, а вся прибыль от туристического бизнеса достанется монастырю.

«Наше государство просто отдало нас на откуп очередным "великим" целям», — считают авторы письма. «Президент и председатель Правительства РФ так и не нашли в себе силы и мужество создать настоящее гражданское общество, взамен которого нам сегодня предлагают неосоветский строй с РПЦ в роли КПСС. И пусть наш посёлок — следствие истории страны, но мы не хотим быть жертвами этой истории», — говорится в тексте.

Жители поселка требуют разработки и общественного обсуждения программы развития Соловков, которая учла бы их интересы.

Ведется сбор подписей под обращением.

Андрей Игнатьев, социолог:

На первый взгляд обычное повседневное безобразие, каковых в нашей теперешней жизни полно на каждом шагу, особенно этим летом, для политолога – ещё один симптом приближающегося «кризиса власти», для буйных антиклерикалов — отличный повод для  выпадов в адрес РПЦ и лично её предстоятеля или даже уличных акций.

На мой взгляд, однако, в данном конкретном случае привычное наше «бодалово», которое уже даже вошло в идиоматику и традицию («не умеешь – научим, не хочешь - заставим»), неуместно и даже опасно: для «человека Церкви», склонного думать о завтрашнем дне (как, впрочем, и для сколько-нибудь проницательного религиоведа), Соловки, как они на практике существуют сегодня, – это своего рода полигон, где отрабатываются реальные формы и практики «выхода за церковную ограду», т.е. решения стратегической задачи, которую патриарх Кирилл поставил при своей интронизации. Не думаю, что этому будет способствовать демонстративное и безоглядное пренебрежение «малыми сими» с их будничными заботами. В такой ситуации, как мне кажется, руководству РПЦ стоило бы озаботиться созданием представительной и авторитетной церковно-правительственной комиссии, тщательным расследованием конфликта, о котором идёт речь, а также организацией переговоров между его сторонами — иначе антиклерикальное движение только окрепнет.

Роман Лункин, Институт Европы РАН:

Ситуация вокруг Соловков сложилась совершенно естественно. На протяжении советского времени, после того как лагерь был выведен с архипелага, там просто жили люди, сложился вполне светский Соловецкий поселок. Треть работающего населения Соловков — это сотрудники музея-заповедника, так или иначе связанные с многочисленными туристами и паломниками, приезжающими на острова. В год через монастырь проходит больше 15 тысяч паломников (только осенью-зимой монахи могут придти в себя и отдохнуть). Туристов на Соловки приезжает скорее всего еще больше, для них созданы все условия – есть культурная программа в виде музеев СЛОНа, экспозиций Соловецкой школы юнг и т.д., конечно, сам Соловецкий монастырь, а также вполне комфортабельная сеть домашних отелей, сдающихся в аренду частных домов, аренда джипов, велосипедов, лодочная станция, откуда можно поплавать по каналам, прорытым когда-то монахами. На Соловках устраиваются конференции, фестивали, сюда приезжают художники, да и вообще интеллигенция из Петербурга и других городов русского Севера и со всей России. Соловецкий поселок — такой же живой организм, каким в настоящее время стал Соловецкий монастырь.

В ноябре 2009 года директором Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника стал наместник монастыря архимандрит Порфирий (Шутов). Продолжается работа по восстановлению и реставрации монастырских зданий и церквей. Внутри монастыря по-прежнему действуют экспозиции, посвященные истории Соловков, духовенства и репрессий советского времени. Для паломников и туристов монахи вырезают из дерева искусные фигурки старцев в монашеских одеяниях.

Наместник архимандрит Порфирий совершенно не собирается ликвидировать музей, а вместе с ним и поселок Соловецкий. Однако поскольку монастырь — это сердце Соловков, то очевидно, что какие-то ограничения монастырское начальство вправе ввести на островах, в том числе и для туристов.

Однако и основания для беспокойства жителей поселка неоспоримы — они ярко выражены в открытом заявлении инициативной группы граждан. Немаловажная деталь: бывший директор музея Михаил Лопаткин 11 октября 2009 года был избран главой поселка Соловецкий, однако, продержавшись на посту всего 9 месяцев, в июле подал в отставку по собственному желанию. Возможно, конфликт с монастырским начальством сыграл здесь не последнюю роль.

Радикальное стремление лишить монастырь его власти и влияния на Соловках — бесперспективно, так как соловецкие монахи с их крепостью из каменных глыб и скитами будут определять лицо архипелага как одного из духовных центров России. А будет ли это еще и культурный центр, открытый для творческой интеллигенции, зависит и от монахов, и от способности администрации поселка прислушиваться к позиции отца-наместника.

Источник: http://www.ej.ru/?a=news&id=9906







также в рубрике ] мы: