О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Документ. Открытое письмо губернатору ХМАО Н.В. Комаровой от епископа Объединения Церквей ХМАО-Югра В.Я. Витюка по поводу угрожающей религиозному миру ситуации в округе

  версия для печатиотправить ссылку другу
Документ. Открытое письмо губернатору ХМАО Н.В. Комаровой от епископа Объединения Церквей ХМАО-Югра В.Я. Витюка по поводу угрожающей религиозному миру ситуации в округе
30 Сентября 2010

Губернатору Ханты-Мансийского

автономного округа-Югры

Н.В. Комаровой

 

 

  Уважаемая Наталья Владимировна!

 

Обращаюсь к Вам как Епископ Регионального Объединения церквей христиан веры евангельской  ХМАО, религиовед, занимающийся проблемами государственно-конфессиональных отношений, а также как житель Югры, проживающий и работающий на территории округа 25 лет, и отец двух сыновей, которые родились и растут в нашем округе. Причина моего обращения – невероятное беспокойство по поводу уже обнародованного в  СМИ письма, направленного главам муниципальных  образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры №05-7366/10 от 30.07.10 за подписью первого заместителя директора Департамента труда и социальной защиты населения И.А. Уваровой. В нем есть указания на поручение заместителя губернатора автономного округа Н.Л. Западновой от 08.07.2010 о проведении некоторых мероприятий, цель которых - «предупреждение широкой общественности об опасности сектантства».

За 20 лет пасторского служения и за 10 лет религиоведческой деятельности мне приходилось видеть немало необдуманных и незаконных постановлений и решений, имеющих отношение к религиозной сфере. Но с подобным документом, выдержанным         духе периода ужасающих репрессий, я  сталкиваюсь впервые, что и является причиной моего обращения к Вам, как к Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Как известно, одной из задач государственной и муниципальной  власти является не борьба, и даже не контроль религиозных групп и организаций, а построение диалога и налаживание с ними конструктивных отношений. Самтермин «секта», который лежит в основании данного документа, является унизительным и оскорбительным и не рекомендован специалистами для публичного употребления. Не существует такого юридического понятия как «секта». В религиоведении данный термин используется для обозначения явления, а не унижения и оскорбления людей, тем более не для формирования негативных процессов в обществе. Для государственных чиновников, которые стоят на страже  прав и гарантий своих граждан, в том числе и права на свободу вероисповедания существует только такие понятия как «религиозная  организация», «религиозная группа».

Понятие «секта», «сектанты», «тоталитарные секты» введены в публичное обращение агрессивными, лишенными  всякой  толерантности, веротерпимости, элементарной религиоведческой грамотности, борцами с религиозными свободами, различного толка сектоборцами и их адептами, которые хуже всяких «сектантов» сеют раздор и разделения в обществе по религиозному и конфессиональному признаку. Для чиновника же, руководствующегося нормами закона и этикой государственного служащего, не должно существовать понятия  «сект» и «сектанты» в указанном выше смысле.  

Казалось бы, такое письмо-инструкция должно иметь место,  поскольку действительно существуют религиозные организации, деятельность которых  запрещена в судебном порядке в Российской Федерации, о существовании которых необходимо информировать и власть и общество. Список из 12 подобных организаций опубликован в приложении № 1 к письму. Но где эта законная причина, по которой был сформирован список различных религиозных организаций в приложении № 2, состоящий из 265 религиозных организаций?! Сразу же возникает вопрос: 265 организаций, не мало ли будет для «инквизиторов XXI века»?

Откуда взялся такой внушительный список? Может он представлен учеными кафедры государственно-конфессианальных отношений Российской Академии Государственной Службы или других религиоведческих кафедр авторитетных вузов? Нет! Приложение № 2 сформировано на материале неких сектоборцев, которые отражают узко конфессиональный, и в этом смысле «сектантский», взгляд на религиозные организации,  существующие на территории страны. Почему в приложении № 2 к письму числятся зарегистрированные, т.е. законно действующие, проходящие постоянно проверки Министерства Юстиции, организации? В списке также присутствуют различного рода названия без указания их точного юридического статуса. Эти названия могут широко использоваться совершенно разными по своей сути религиозными  направлениями  или  нерелигиозными  организациями.

Мало того, что положения письма являются по сути незаконными, список, составленный подобным образом,  рассчитан, как минимум, на манипуляцию сознанием чиновников и общества. В списке говорится не совсем понятно о ком, а вот в результате проведения «информационно-разъяснительной  работы», «освещения в СМИ»,  действия и агрессия борцов с сектами будет направлена против конкретных религиозных организаций лишь потому, что в их названии присутствуют слова «собрание христиан»,  «благодать»,  «истина» и т.п.

Как Епископ Объединения церквей христиан веры евангельской в Ханты-Мансийском автономном округе, я не могу оставить сложившуюся ситуацию без внимания. Хотя ни в одном из списков опасных религиозных организаций мы не находим юридические названия церквей, входящих в наше Региональное Объединение, на сегодняшний день мы уже имеем факты применения по отношению к некоторым нашим церквям репрессивных мер, рекомендованных в письме.

Любое религиозное объединение – это, прежде всего люди, граждане страны. В нашем случае – это люди, годами проживающие  в Югре!

Как служитель,  я не уполномочен говорить от имени других религиозных объединений, но когда очевидны попытки уничижения одной из важнейших конституционных свобод: свободу иметь и распространять свои религиозные  убеждения - как религиовед и гражданин я не могу оставаться в стороне. Кто представляет угрозу обществу и личности? Для борьбы с кем необходимо  устанавливать контрольно-пропускные пункты, создавать добровольные дружины, осуществлять контроль, освещать в прессе, оформлять стенды и при этом тратить бюджетные деньги?

Может для борьбы с тридцатью ветеранами войны и тыла, которые являются прихожанами церкви, в своем названии имеющей словосочетание «слово жизни»? А может с сотнями ветеранов труда, которые жизнь положили, осваивая Север, а теперь милостью чиновника оказались  опасными для общества? Или может с Ильей Сорокой, сыном пастора, недавно вернувшимся из армии? Или с десятками ребят, которые будучи прихожанами евангельских церквей ушли в армию и служили в Чечне и других горячих точках? Или может для борьбы с моими сыновьями и тысячами других детей, которые воспитываются в евангельско-христианских традициях?

Понятно, что любой чиновник, издающий подобного рода постановления, прикрывается «интересами Родины», «особо сложившейся ситуацией», «защитой и безопасностью», выступает хранителем традиций. Но правда жизни состоит в том, что подобные «благие намерения», выраженные в письме не только разрушают существующее в округе  равновесие в религиозных и  общественных отношениях, но и приведут снова к тому, что детей в школах будут унижать, обзывая «сектантами», студентов отчислять, работников увольнять только за то, что они «сектанты».

По той же причине не будут допускать талантливых людей на городские творческие площадки, в служителей стрелять, культовые здания поджигать и забрасывать бутылками с зажигательной смесью. И никто не будет разбираться: кто есть кто на самом деле, и  пользу или вред приносят обществу те или иные религиозные организации. Все это уже было в нашей недавней истории. Неужели эти времена снова возвращаются? Кому это нужно?

Любому специалисту, знакомому с деятельностью религиозных  организаций понятно, что никаким сектам, представляющим реальную угрозу, мероприятия, перечисленные в письме, навредить не смогут, поскольку подобные структуры существуют в режиме тайного общества, конспирации. А вот религиозным организациям, являющимся частью нашего многоконфессионального общества и действующим во благо своим гражданам, могут принести немало вреда.

Или может борьба с опасными сектами – это всего лишь искусственное прикрытие, а настоящая цель и мотивы совсем другие?

Рассматриваемое письмо не только подрывает авторитет многих законно действующих, уважаемых религиозных организаций, но  и развязывает руки и дает ложную уверенность в своей истинности и правоте  религиозным экстремистам иного толка. Да, действительно - некоторые религиозные группы являются экстремистскими по своей сути (их наименование содержится в списке запрещенных организаций), однако в последние годы мы видим, что и сама борьба с сектами в нашем обществе приобретает в некоторых случаях экстремистский характер.

Более того, возникает вопрос: кто будет организовывать и проводить указанные в письме мероприятия: освещение вопросов негативного влияния в СМИ, формирование стендов, проведение информационно-разъяснительной работы в учреждениях и т.д.? Малограмотные, как мы видим из письма, в религиозной сфере чиновники? Ведь известно, что в округе не так много ученых-специалистов, занимающихся подобного рода проблематикой. Или этим будут заниматься, разъезжая по округу и проводя разъяснительные мероприятия на бюджетные деньги не ученые, к примеру, кафедры религиоведения РАГСа, а различного рода сомнительные сектоборцы, которые как призраки из средневековья пропитаны религиозной нетерпимостью и навязывают обществу и власти свои псевдонаучные изыскания и оценки? Кто будет освещать в СМИ столь щепетильную тему? Журналисты, прошедшие подготовку в конфессиональных миссионерских центрах и лишенные всякой объективности и религиоведческой грамотности? Не сложно представить, к чему приведут плоды участия таких «специалистов» в подобного рода мероприятиях.

На мой взгляд, для религиозной стабильности и межконфессионального согласия подобное письмо является настоящей угрозой. Считаю, что его исполнение может нанести непоправимый ущерб обществу и личности.

Прошу Вас лично обратить внимание на складывающуюся ситуацию в сфере государственно-конфессиональных отношений в округе.

Также, как Епископ Регионального Объединения, прошу Вас для предотвращения проявления религиозного экстремизма и сохранения межконфессионального мира и согласия на территории округа отменить указания, содержащимся в письме Департамента труда и социальной защиты населения администрации Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30.07.2010 № 05-7366/10, дать оценку подобным действиям сотрудников администрации округа и найти время для официальной встречи с представителями религиозных организаций для ознакомления с ситуацией.

Поскольку данное письмо-распоряжение и ситуация вокруг него уже обсуждается в СМИ и касается многих граждан нашего общества, считаю уместным  свое обращение сделать открытым.

 

 

С уважением и молитвой,

Епископ по ХМАО                                                                          В.Я.Витюк







также в рубрике ] мы: