"Ежедневный журнал": На те же грабли. О ситуации вокруг Боголюбово

"Ежедневный журнал": На те же грабли. О ситуации вокруг Боголюбово
10 Ноября 2010

Рабочая группа, созданная по распоряжению губернатора Владимирской области, не выявила в действиях монахинь Свято-Боголюбского монастыря фактов жестокого обращения с детьми, заявил глава региона Николай Виноградов, сообщает "Интерфакс-Религия".

Губернатор высказал мнение, что церковным властям необходимо разработать единые правила пребывания детей и подростков в монастырях. "Было бы правильно, чтобы дети, живущие в монастырских приютах, обучались в общеобразовательных светских школах", — считает Н. Виноградов.

Проверка, проведенная по поручению Уполномоченного по правам человека в России Владимира Лукина, подтвердила факты издевательства над детьми из монастырского приюта. Посмотрим, что скажут другие проверяющие. Но уже понятно, что местная власть намерена в очередной раз замять скандал. Открыты два уголовных дела, которые переданы в Следственный комитет при прокуратуре Владимирской области.

Сразу после окончания работы своих проверяющих Владимир Лукин обещал взять на себя контроль за ходом расследования. Контроль будет осуществляться совместно с Уполномоченным по правам ребенка во Владимирской области, Советом при президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека и Русской православной церковью, если она сочтет необходимым. Интересно, кто окажется сильнее: все эти институты или отец Петр Кучер с таинственным попечительским советом, который стоит за его спиной и осуществляет настолько надежное прикрытие, что местные власти (вполне вероятно, тоже входящие в этот попечительский совет) не желают видеть очевидного.

Роман Лункин, Институт Европы РАН:

В ситуации вокруг Боголюбово все более очевидно, что забота о детях отходит на второй план, а противоборствующие стороны стараются решить какие-то свои проблемы. Слова губернатора Николая Виноградова о том, что никаких нарушений в монастыре не найдено, выглядят особенно странно на фоне нынешней политики органов опеки, которые готовы отобрать детей у родителей уже только за то, что тем задержали зарплату. За жестокие действия по отношению к своим воспитанницам монахини должны быть наказаны, их поведение должно быть рассмотрено как церковным, так и светским судом. Однако владимирские власти уже сталкивались с тем, что, когда отца Петра несколько лет назад хотели снять с должности духовника Боголюбского монастыря, во Владимире прошел многотысячный крестный ход. Сейчас там пока организуют пикеты.

С наскоку такие дела не решаются. Как бы кто ни относился к отцу Петру (Кучеру), но он представляет взгляды довольно значительного числа людей. В конце концов, националистическое державное мировоззрение имеет такое же право на существование, как и любое другое. Идеология православных государственников в России, в том числе и отца Петра, — это гремучая смесь восточной деспотии, антисемитизма и ксенофобии, критики демократии и превозношения Святой Руси. Но в его конспиративные идеи о «мировой закулисе» и жидо-масонских заговорах верит значительная часть духовенства, а заодно и представителей ФСБ и МВД, многие из которых являютсядуховными чадами отца Петра. Как показывает история РПЦ, с такими мыслями можно оставаться в рамках Церкви, если не идти напрямую против священноначалия, а конфликта со священноначалием отец Петр все последние годы (в начале своей церковной карьеры он был гораздо более в этом смысле радикален) очень умно избегает.

Мировоззрение отца Петра и его последователей нужно рассматривать на заседаниях богословских комиссий, вести кропотливую разъяснительную работу среди паствы — резкие действия тут могут быть более во вред, чем на пользу.

Права детей, грубое обращение с ними, отсутствие у них школьного образования – серьезная проблема, которой епархия и Церковь в целом должны заняться, не путая права детей с идейной внутрицерковной борьбой модернистов-кирилловцев и ультрадержавников-кучеровцев.

Сама по себе широкая постановка проблемы соблюдения прав детей в приютах при монастырях или при храмах — это палка о двух концах. Более или менее строгая система послушания и абсолютного смирения существует в большинстве монастырей и церковных приютов — все это практически не подконтрольно светским органам опеки и зависит исключительно от воспитанности и комплексов главы монастыря или прихода. Церковь пытается поставить эту ситуацию под контроль, пытается и государство — приюты попадут в жесткие рамки санэпидемнорм и т.п., а детей могут опять отдать в детские дома. Всем известно, что государственные детские дома отнюдь не рай. Однако если мы строим правовое государство, стоит избегать правового нигилизма, который ощущается в словах юриста РПЦ инокини Ксении (Чернеги), что «мы все равно будем опекать детей», даже если по закону в религиозные организации, в отличие от иных некоммерческих организаций, нельзя передавать детей под надзор и опеку.

Источник: "Ежедневный журнал"







также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru