О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

"Ежедневный журнал": ПОМОЖЕМ БЕЗДОМНЫМ! Русская православная церковь планирует открыть приют дневного пребывания для бездомных

  версия для печатиотправить ссылку другу
"Ежедневный журнал": ПОМОЖЕМ БЕЗДОМНЫМ! Русская православная церковь планирует открыть приют дневного пребывания для бездомных
15 Декабря 2010

Русская православная церковь планирует открыть приют дневного пребывания для бездомных. 

Проект разработан в синодальном Отделе по церковной благотворительности и социальному служению. "На территории приюта планируется разместить отделение санитарного пропускника, места для ночлега, медицинский стационар на двадцать коек, камеру хранения и дневное отделение. Создание приюта позволит сохранить жизни многих людей, которые умирают на улицах Москвы", — заявил "Интерфакс-Религия" руководитель направления синодального отдела по работе с бездомными Илья Кусков.

По его словам, в Москве насчитывается более 10 тыс. бездомных, а функционирует только шесть городских приютов, которые имеют возможность принять около 1500 человек. Причем эти приюты открыты в основном для тех бездомных, которые ранее имели прописку в Москве и области. 

"В то же время большинство бездомных вынуждено оставаться на улице в сильные морозы, что приводит к тяжелым обморожениям или к гибели людей. В приют мог бы прийти любой бездомный, отогреться, выпить чаю, пообедать, переждать холода, принять душ, постирать одежду",—- отметил собеседник агентства. 

Под приют уже найдено здание общей площадью 1250 кв. метров в ближайшем Подмосковье. Однако для реализации проекта требуется единовременное вложение более 3 млн рублей и еще около 1 млн рублей ежемесячно. В этой связи в синодальном отделе призывает общество помочь в реализации инициативы. 

Русская церковь осуществляет одновременно несколько проектов оказания помощи бездомным: специальная служба ведет работу в московских больницах и ежемесячно отправляет в различные регионы России и СНГ более 30 человек для того, чтобы обеспечить попавших в больницу бездомных предметами первой необходимости; автобус "Милосердие", который за зимний сезон спасает более 2 тыс. бездомных от замерзания и оказывает им медицинскую помощь; служба "Помощник и покровитель", работники которой кормят бездомных, выдают одежду, оказывают медицинскую помощь и отправляют людей к их родственникам.

Несколько точек экстренной помощи бездомным созданы православной организацией "Курский вокзал. Бездомные дети"; каждый вечер прихожане православного движения "Люди вокзалов" помогают бездомным на площади трех вокзалов в Москве. Кормление и другая помощь бездомным оказывается в семи московских приходах.

Православные миряне считают, что необходим Федеральный закон о бездомных и даже собирали в Интернете подписи под призывом доработать и принять его, проект-то был внесен в Госдуму еще летом 2007 года. Православные предлагают увеличить число постоянных ночлежек, оборудовать в зимнее время специальные места для обогрева; разработать государственную программу помощи бездомным: организация принудительной санобработки и медосмотра, поиск родственников, восстановление документов, отправка на родину, трудоустройство и т. д.

Роман Лункин, Институт Европы РАН:

Забота о бездомных — естественное призвание для христиан, которые, согласно Евангелию, должны подать хлеб голодному, приютить убогого, в каждом нищем и обездоленном увидеть образ Христа. Именно поэтому во многих европейских странах активисты благотворительных организаций и просто члены общин — католики, лютеране, пятидесятники и баптисты — кормят бомжей на площадях и улицах. В большинстве случаев люди сами делают бутерброды и чай для бездомных, то есть это служение, не требующее больших капиталовложений, а требующее лишь личного желания и веры.

Социальное служение является одной из главных проблем Православной церкви сегодня, оно фактически находится в стадии становления, общецерковная программа служения обществу через конкретные проекты просто отсутствует. Несмотря на существование Основ социальной концепции РПЦ, документа 2000 года, реальной идеологии благотворительности и социальной работы на уровне приходов и монастырей нет, поскольку в последние 20 лет Церковь заботилась в первую очередь о «стенах», о реставрации и возврате имущества. Кроме того, в сознании многих представителей православного духовенства тот, кто создает из прихода социальный и культурный центр, подражает протестантам и католикам, создает некое подобие протестантского дома молитвы, где есть и семинары на социальные темы, и концерты, и реабилитация наркозависимых. Воспитание приходского социального работника, к чему сейчас призывает патриарх Кирилл, долгое время даже не входило в церковные планы. Зато многие православные священнослужители идут в детские дома и интернаты и требуют от их руководства отказаться от помощи со стороны «сектантов», не предлагая ничего взамен. Православный, в отличие от баптиста, не обязан каждодневно заниматься социальным служением.

Однако ситуация меняется. Не так давно ставший главой Отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Пантелеимон (Шатов) известен как энергичный священнослужитель, осознающий, какие проблемы стоят перед Церковью, и много делавший на посту руководителя Комиссии по социальной деятельности г. Москвы. Проект по работе с бездомными, таким образом, есть попытка привлечь самые разные силы, чтобы помочь Церкви заниматься социальной, а также консолидировать уже имеющиеся силы и благотворительные организации. У Церкви, как обычно, не хватает людей, поскольку ей всегда казалось, что Россия и так православная и любое церковное начинание пойдет как по маслу.

Александр Буров, ГМИР:

Прежде всего, спасибо сотрудникам синодального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, а также членам организаций «Курский вокзал. Бездомные дети», «Люди вокзалов» и прихожанам семи не названных московских приходов. Это хорошо, что кто-то, кто бы это ни был, заботится о бездомных. Морозы страшные, и люди действительно погибают и калечатся. Тут, как говорил один инославный медвежонок, даже немножечко, чайная ложечка, это уже хорошо. Пусть пиар, пусть шум, только бы сохранить жизнь и здоровье хотя бы нескольким людям. Да хоть одному.

Странно, и вызывает вопросы, другое. А почему только сейчас? Ведь позади целых 20 лет свободного существования церкви. Верующим «советского поколения» таких проектов было не поднять? Не было средств? Все уходило на строительство храмов? Но ведь помощь бездомным соответствует христианской миссии не меньше, чем мерцание лампад, клубы ладана и умилительное пение?

И еще, как-то смущает, что выполняет эту масштабную, но все-таки локальную задачу аж синодальный отдел. Зачем такая централизация? Не хочется думать, что это от недоверия собственным прихожанам и духовенству. Насколько я знаю, скажем, в той же Римско-католической церкви непосредственно помощью бездомным занимается не соответствующий отдел Римской курии, а приходы или, чаще всего, мирянские движения. Например, движение Св. Эгидия. У которого, кстати, очень хорошие отношения с патриархией, и его члены всегда могут поделиться опытом. А отделы курии у католиков только координируют соответствующую деятельность и следят за тем, чтобы она была в рамках канонов.

Источник: http://www.ej.ru/?a=news&id=10204







также в рубрике ] мы: