О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Вообще-то нельзя, но если очень нужно — можно. Президиум Межсоборного присутствия РПЦ об участии духовенства в политике

  версия для печатиотправить ссылку другу
Вообще-то нельзя, но если очень нужно — можно. Президиум Межсоборного присутствия РПЦ об участии духовенства в политике
20 Декабря 2010

В конце прошлой недели президиум Межсоборного присутствия Русской православной церкви принял в первом чтении проект документа «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах». Теперь его собираются отправить на отзыв в епархии и опубликовать с целью проведения общественной дискуссии.

Документ регламентирует участие членов церкви в политической жизни российского государства и других стран, в частности содержит такие положения:

 - "иерархи и священнослужители не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах в любые органы представительной власти";

- для клириков "недопустимо членство в политических организациях";

- ни духовенство, ни миряне, работающие в церковных структурах, "не должны баллотироваться в органы власти и участвовать в предвыборной агитации";

- "миряне, работающие в церковных учреждениях (в том числе учащиеся духовных школ), не могут участвовать в политической деятельности без благословения епархиального архиерея".

При этом "священнослужитель или мирянин могут иметь собственные политические убеждения. Однако, выражая их, следует говорить только лично от себя или от имени той или иной группы единомышленников, но не от имени Церкви. Недопустимо излагать политические взгляды с церковного амвона".

То есть документ повторяет запрет, наложенный на политическую деятельность для священнослужителей Основами социальной концепции РПЦ. При одном исключении, которое вынесено в сноску:

"Исключения из этого правила могут делаться только по соображениям крайней церковной необходимости. В этом случае Священный Синод или Синод самоуправляемой Церкви определяет лиц для участия в выборах в органы государственной власти и в индивидуальном порядке преподает на это благословение".

Анастасия Митрофанова, политолог:

Документ, в целом, правильный. Церкви как организации сложно участвовать в политической жизни. Это понимал Иван Ильин, который писал ("Церковь и жизнь"), что если Церковь возьмет на себя руководство государством, она должна будет содержать армию и полицию, усмирять беспорядки, собирать налоги, созидать флот, "изощряться на всех кривых путях дипломатии". В истории православия были случаи прямого участия священнослужителей в политике: архиепископ Макарий был первым президентом Кипра, а Святой Петр Цетинский возглавлял войско. Но их действия — исключение, подпадающее под принцип "положить душу за други своя": они жертвовали собственными душами для спасения других людей. Поэтому священнослужителям не стоит заниматься политикой: для этого есть православные миряне. У священника много других обязанностей, которые за него мирянин не выполнит.

Документ признает за священниками право на свободу взглядов, но запрещает высказывать их с амвона. Мне кажется, этого будет трудно добиться, потому что человек необязательно высказывает свои взгляды прямо: их можно выразить множеством косвенных способов. Что касается сноски о возможных исключениях, видимо, действительно речь идет о редчайших случаях. Возможно, о каком-нибудь "Учредительном собрании", Земском соборе.

Роман Лункин, Институт Европы РАН:

На самом деле Церковь как общественный институт, епископы в регионах и патриарх Кирилл на верху этой пирамиды, — давно являются участниками политической жизни. Поэтому разрешение для церковных деятелей (хоть и в исключительных случаях) становиться политиками формально не должно вызывать удивления. Такого рода практика существует во многих странах, священников и пасторов избирают депутатами, они оказывают поддержку разного рода партиям. В России же сложилось странное отношение к участию религии в политике — это воспринимается как табу. Ясно, что нельзя с амвона призывать голосовать за тех или иных кандидатов, это против правил, но политическая детяльность — важная часть жизни, на которую Церковь имеет права влиять. Тем более что продвижение депутатов и выборы — это выход на крупный политический и финансовый рынок.

Вместе с тем, после 1993 года Священный синод принял решение о том, что клирикам следует воздержаться от участия в выборах в качестве кандидатов в депутаты. За нарушение этого правила был лишен сана отец Глеб Якунин.Социальная концепция РПЦ 2000 года также фактически запрещала участие духовенства не только в выборах, но и во всем избирательном процессе — от агитации до членства в каких-либо партиях. То есть формально благословение в отдельных случаях на участие в выборах мог дать епископ или высшее церковное начальство, но на такую практику в целом было наложено табу. Исключения, когда епископы и священники становились депутатами, в России случались изредка на выборах в органы местного самоуправления, но избранный в таком случае снимал с себя сан. В Украине это правило нарушалось и нарушается на региональных и парламентских выборах постоянно (представители УПЦ МП баллотировались по спискам «Партии регионов»).

В России революционное значение имеет уже то, что принят документ, подразумевающий такую возможность. При активности предстоятеля РПЦ не приходится сомневаться, что такое разрешение он давать намерен. Вполне возможно, представители РПЦ примут участие в предстоящих выборах в Госдуму, а также в областные парламенты. Не зря же духовенство проводило консультации с думскими партиями — с «Единой Россией» и «Справедливой Россией».

Источник: http://www.ej.ru/?a=news&id=10221






также в рубрике ] мы: