О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Татьяна Тагиева. Организация антинаркотической работы в муниципальном образовании

  версия для печатиотправить ссылку другу
Татьяна Тагиева. Организация антинаркотической работы  в муниципальном  образовании
14 Февраля 2011

Говоря о противодействии наркомании, наверное, следует вначале определиться с истоками и сущностными особенностями этого явления. Государственный подход к данной проблеме определяется Федеральной службой по контролю за  незаконным оборотом наркотиков (ФСКН).  Из заявлений представителей ФСКН, определяющих сегодня стратегию и тактику противодействия наркомании в стране, становится очевидным, что для них  наркомания – определенный вид преступности, от которого необходимо защитить общество. Само пристрастие к наркотикам рассматривается как заразное заболевание, и бороться с ним нужно соответственно – выявлять,  ограничивать в правах, изолировать и принудительно лечить.

ФСКН не воспринимает уже устоявшиеся среди специалистов  представления о том, что наркомания имеет субкультурную природу и относится к числу деструктивных молодежных субкультур,  тесно связанных с процессами, протекающими  в социуме. Состояние подобных субкультур прямо зависит от комплекса экономических, социальных, технологических параметров социума. Как показала практика, игнорирование  ФСКН сложной субкультурной природы наркомании приводит к стратегическим и тактическим ошибкам в регулировании работы по противодействию распространению наркомании

Так, например, ограничение поставок афганского героина без адекватных мероприятий в аспекте снижения спроса привело к тому, что наркопотребители «пересели» на синтетические наркотические средства, в преимущественно – дезоморфин, вследствие чего растёт инвалидность и смертность среди наркозависимых, особенно среди подростков. Только по официальным данным смертность от наркотиков на сегодняшний день составляет 100 тысяч человек в год. Масштаб потребления дезоморфина сегодня уже не настораживает, а ужасает. Если в 2007 году дезоморфин эпизодически потребляли в 19 регионах, то в настоящее время его активно потребляют уже в 60 регионах страны. В зависимости от региона удельный вес наркоманов, потребляющих синтетические наркотики, составляет от 30 до 90 %. Так, Глава Рязанской области Олег Ковалев, сообщил, что из всех местных наркоманов почти 90 процентов «подсели» именно на синтетические препараты. Такая же картина наблюдается в ряде регионов Сибири, Дальнего Востока и Юга страны.

 Таким образом, цифры показывают, что молодёжь, стремящаяся к уходу от существующей реальности в наркотическую субкультуру, в любой ситуации находит, что использовать в качестве наркотика, будь то дезоморфин или «соли для ванн». При этом эксперты, специализирующиеся  в  проблемах  наркотической субкультуры, отмечают, что наркоманы чаще всего знают о вредных последствиях приема наркотиков, но сознательно выбирают наркотические грезы вместо тусклой обыденной жизни. Именно неприятие реальности и потребность в бегстве от неё, пусть даже иллюзорном, и является основным мотиватором молодёжи для приёма наркотиков.

Специалисты в первую очередь выделяют следующие базовые причины ухода молодых в наркотическую субкультуру, а именно:

– отсутствие у родителей психологических, информационных, материальных и иных необходимых ресурсов для оказания поддержки детям в подростковый период и период  первичной индивидуальной социальной идентификации, когда молодым требуется повышенная социально-психологическая защита;  

– неадекватность молодежной сферы досуга, которая, будучи коммуникативно и компенсаторно недостаточно эффективна, не обеспечивает позитивную личностную самоидентификацию  молодых,  и, соответственно, порождает внутреннюю неудовлетворенность, ощущение бесперспективности   и тоску, дисгармонизирующие личность;

–  неудачный опыт вхождения во взрослые роли, такие как семейная жизнь и полная финансовая ответственность, неудачи  молодых  в  начале профессиональной  карьеры;

            Включаясь в наркотическую субкультуру, молодые пытаются «аннулировать»  мучающую их социальную неуспешность, тусклость, обыденность жизни  в большом социуме.  Переключение в субкультуру наркотиков создаёт иллюзию решения всех проблем, вносящих дисгармонию в их жизнь, а также даёт возможность найти ответ на вопрос о смысле жизни.

К такому типу решения своих проблем, как отмечают специалисты, заметно предрасположены те, у кого были отмечены  подвижный  ум и независимый характер, то есть люди, способные к решительным поступкам. Развивая этот подход, некоторые  социологи рассматривают наркоманию как проявление молодежного социального бунтарства. По их мнению, употребление наркотиков часто является рефлексивным сопротивлением доминирующим социальным ценностям, культурной практике, идеологическим и материальным условиям жизни, если они отвергаются молодыми людьми как неприемлемые.

Следует отметить, что наркотическая субкультура отличается большой сплоченностью. Как правило, накрозависимые  небольших городов и поселков знают друг друга персонально. Они постоянно ощущают причастность к единой группе и находят в ней эмоциональную поддержку. Вовлеченность в такую сплоченную группу, принятие ее ценностей норм и правил  обеспечивает им иллюзию безопасности и своеобразный жизненный комфорт. Решение всех проблем в пределах данной субкультуры представляется наркозависимым  вполне реальным.

Еще одно обстоятельство, которое необходимо принимать во внимание – исключительная динамичность наркотической субкультуры, которая, несомненно, идет в ногу с современным развитием общества, чего нельзя сказать об усилиях общества по противодействию распространению этой субкультуре. Иллюстрацией может послужить то, как эта субкультура представлена в Интернете, насколько функциональны и продуманы  сайты, созданные потребителями наркотиков, насколько быстр обмен информацией в этой среде и разнообразно творчество «наркотических звёзд».

Вышеизложенное позволяет утверждать, что целью антинаркотических программ в части первичной профилактики должно быть не только, а может быть и не столько своевременное предупреждение  молодежи об опасности наркомании и разрушительности ее последствий, но прежде всего содействие формированию живой, позитивной, ценностно яркой, ресурсно компенсаторной  молодежной субкультуры.  Без этого реальной альтернативы наркотической   субкультуре не будет.  

Именно на принципе четкого ценностного противостояния субкультуре наркотиков  строятся программы социальной реабилитации  в тех некоммерческих организациях, где достигается высокий процент успешной реабилитации. Таким образом, необходимым условием эффективности  антинаркотических программ является связь их с субкультурами, ценностно противостоящими субкультуре наркотиков.

Для эффективного противостояния распространению  наркотиков антинаркотическая контркультура должна аспектно (в качестве существенного элемента) присутствовать в других значимых молодежных субкультурах, противодействуя влиянию субкультуры наркотиков, которая сегодня включена  в самые разные молодёжные движения.

            Чтобы двигаться в этом направлении, необходимо понять, какие элементы формируют субкультуру. Субкультура – это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной.

Она имеет свои атрибуты, ритуалы и  ценности, как правило, отличающиеся  от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. Они отражают попытки таких групп разрешить определенные  противоречия, возникшие в более широком социальном контексте.

Поскольку антинаркотическая  субкультура является в основе своей молодежной, то следует учитывать, что противодействие наркомании должно осуществляться с учетом  контекста молодежных субкультур, которые весьма многочисленны. Среди них можно выделить следующие существенные группы:

– Связанные с движениями в культуре и искусстве:  музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, рэперы,  графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, битники и т.д.

– Связанные с определенными  мировоззренческими доктринами, определяющими стиль  жизни: готы, хиппи, панки, растаманы, сатанисты,  индианисты и т.д.

– Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры и т.д.

– Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры и пр.

– Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзеры и т.д..

– Связанные с социально-политическими движениями: скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, зеленые, пацифисты и пр.

В антинаркотическую субкультуру как  субкультуру аспектную могли  бы  быть вовлечены лидеры молодежного общественного мнения, лидеры других  молодежных субкультур.

Инициация такой аспектной антинаркотической контркультуры может быть осуществлена  через:

1.                  Содействие консолидации  сообщества  людей, убежденно противостоящих антинаркотической культуре, прежде всего  лидеров и активистов  антинаркотических некоммерческих организаций, в том числе в Интернет-пространстве; создание системы ритуалов, стилей общения и т.д., учитывая пределы возможной консолидации 

2.                  Создание  профессиональной саморегулирующейся организации (СРО) сотрудников реабилитационных центров, которая должна  выступить ресурсной основой для антинаркотической субкультуры.

3.                  Формирование системы  площадок общения, как  общероссийских, так и региональных и местных, программное формирование и содержательное наполнение которой должна обеспечить СРО во взаимодействии с экспертным сообществом и лидерами общественного мнения. Главное требование к этим площадкам  – открытость,  яркость  и публичность.

4.                  Вовлечение  в  антинаркотическую систему общения формальных и неформальных  лидеров формальных и неформальных молодежных объединений и всех движений, ценностно противостоящим субкультуре наркотиков.

Без формирования  такой базовой поддерживающей субкультуры вся остальная деятельность по ограничению спроса на наркотики, в том числе государственная профилактика и социальная реабилитация, изначально обречены на малоэффективность и по сути дела являются имитацией  реальной деятельности  по противодействую наркомании.

Именно на поддержку деятельности этой системы площадок молодежного общения должны быть по преимуществу направлены средства антинаркотических программ.

Однако инициативы ФСКН по снижению спроса на наркотики имеют существенно  иной вектор и тональность.

Подходы ФСКН к тактике осуществления  работы по снижению спроса  наглядно иллюстрирует Соглашение между ФСКН и РПЦ (далее Соглашение)

 Основными направлениями сотрудничества Стороны Соглашения признают:

– разработку мер, направленных на развитие оказания реабилитационных услуг, предоставляемых на государственном, региональном и муниципальном уровнях;

– взаимодействие Государственного антинаркотического комитета, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации с организациями социального обслуживания и иными некоммерческими организациями, учрежденными религиозными организациями Русской Православной Церкви, в сфере профилактики немедицинского потребления наркотиков, социальной реабилитации лиц, потребляющих наркотики, и их последующей реинтеграции (ресоциализации) в обществе;

– создание интерактивной базы данных обо всех негосударственных реабилитационных центрах под патронажем Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации и предоставление открытого доступа к ней на информационной странице Государственного антинаркотического комитета, официальном сайте Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в сети Интернет и на интернет-сайтах Русской Православной Церкви и религиозных организаций, входящих в ее иерархическую структуру;

– проведение мероприятий, способствующих распространению опыта Русской Православной Церкви по профилактике наркомании и реабилитации лиц, потребляющих наркотики;

 

– создание при поддержке Государственного антинаркотического комитета благотворительного фонда с целью обеспечения финансовой поддержки мероприятий в сфере профилактики немедицинского потребления наркотиков и реабилитации лиц, потребляющих наркотики;

– совместную разработку и реализацию социально значимых программ в сфере профилактики немедицинского потребления наркотиков и реабилитации лиц, потребляющих наркотики;

– оказание содействия  развитию благотворительности, дел милосердия и социального служения Русской Православной Церкви в рамках настоящего Соглашения;

– иные направления, представляющие взаимный интерес в рамках настоящего Соглашения.

Этот документ показывает, что основным вектором работы ФСКН в сфере снижения спроса является развитие системы социальной реабилитации. Однако,  при всей важности этой работы, она направлена на ликвидацию последствий распространения наркомании, а не на работу с причинами этого явления.

Кроме того,  очевидно, что ФСКН не считает  важным консолидацию общества в противостоянии распространению наркомании. Ставка делается на официальные структуры и мажоритарную церковь – РПЦ МП.  Однако такой подход   едва ли будет успешным, учитывая что все эти структуры не имеют сегодня сколько-нибудь  развитого взаимодействия с  молодежной средой и влияния на те общественные процессы, которые являются наиболее значимо воздействуют на состояние  субкультуры  наркотиков.

 

Татьяна Тагиева, юрист, г. Екатеринбург


Портал "Религия и право"

 






также в рубрике ] мы: