О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Видеомост «Москва – Киев – Астана», посвященный гуманитарной миссии РПЦ, прошел в РИА Новости

  версия для печатиотправить ссылку другу
5 Мая 2011

Русская Православная Церковь должна возглавить создание «новой духовной нестяжательской платформы для нового гуманитарного глобализма» - этого ждут от РПЦ украинские участники видеомоста Москва – Киев – Астана. Видео-собеседование на тему: «Гуманитарная миссия Русской Православной Церкви на постсоветском пространстве» состоялось 29 апреля в РИА Новости с участием представителей РПЦ и светских деятелей, представляющих Россию, Украину и Казахстан.

«Новая нестяжательская платформа» -- это идея министра образования и науки, молодёжи и спорта Украины Дмитрия Табачника, который выступал первым. По его словам, ее надо противопоставить господствующему ныне «торгово-экономическому глобализму на основе протестантской веберовской этики». Министр полагает, что у РПЦ есть все основания выступить в таком качестве, т.к. ее работа в социальной и гуманитарной сфере все более востребована в обществе. В кратком видеосюжете из Киева РПЦ даже сравнили с «подушкой безопасности»,  перехватывающей у государства социальную функцию, с которой оно явно не справляется.

Не сказать, чтобы председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда с воодушевлением подхватил идею «новой нестяжательской платформы». Он отметил, что «модернизация  гуманитарного подхода» должна зиждиться на христианских ценностях, христианизации культуры. «Тема гуманитарной миссии естественно вытекает из самой сути христианства», - сказал он и привел несколько примеров  масштабной социальной деятельности РПЦ. Так, в помощь Японии, пострадавшей от природных катаклизмов, в РПЦ было собрано более 21 млн. руб., что покрывает почти половину необходимого для ликвидации последствий землетрясения и цунами. Кроме того, в настоящее время по инициативе Патриарха Кирилла развернута программа церковной помощи семьям с детьми и, в частности, женщинам, отказавшимся от аборта.

Еще один участник видеомоста из Москвы, религиовед Роман Лункин, директор Института религии и права, также говорил о новых явлениях в социальной деятельности РПЦ. Это, в первую очередь, волонтерское движение, которое становится все более массовым. Например, нынешнему главе Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископу Смоленскому и Вяземскому Пантелеимону (Шатову) еще в бытность его московским священником удалось создать костяк из 1 тыс. активистов-добровольцев в Москве. Для столицы это немного, отметил Р.Лункин, но если в каждом городе России будет хотя бы несколько сотен таких волонтеров, социальная миссия РПЦ «обретет реальные очертания». Большое значение религиовед придает низовым социальным инициативам в РПЦ, которые важны в плане развития гражданского общества в России. Например, в одном из нижегородских приходов супруга настоятеля сумела объединить семьи, в которых есть дети с особенностями развития, создать приходской фонд. Он «ничего не просит от государства», выигрывает гранты и, при поддержке прихожан, оказывает реальную помощь нуждающимся. Кроме того, исследователь отметил еще одно новое явление из области социальной деятельности РПЦ: крупные монастыри, имеющие сельхозугодья (например, Рыльский монастырь в Курской епархии), имеют возможность не только стать поставщиками продовольствия, но и организовать воскресную школу, библиотеку, социальную столовую и т.д., т.е. стать в ряде мест градообразующей структурой. Заслуживают внимания и инициативы епархиального руководства, например, во Владимирской епархии, где каждый монастырь обязали иметь детский приют и дом престарелых. У РПЦ пока нет систематической социальной работы (подобной структуре Caritas у католиков), но, учитывая разнообразие низовых инициатив, возможно, она и не нужна для РПЦ, размышлял Р.Лункин.

Участники видеомоста из Астаны рассказывали о заметной активизации РПЦ в Казахстане в связи с приходом нового главы епархии—митрополита Астанайского и Казахстанского Александра (прежде возглавлял Костромскую кафедру). Как выразился советник Международного Центра культур и религий Министерства культуры Республики Казахстан Аманбек Мухашов, православный народ «вышел за стены храма» и активно участвует в социальной работе и межрелигиозном диалоге. Последнее является насущной необходимостью для пестрого в религиозном отношении Казахстана. Прозвучали некоторые статистические данные: считается, что в республике 5 млн. православных, 333 прихода; за последнее время в 2 раза выросло число католических приходов и протестантских общин. Об оживлении православной жизни в Казахстане рассказывал также настоятель Успенского кафедрального собора г.Астаны архимандрит Сергий.

Тема образования стала одной из главных во время видео-собеседования. Здесь у каждой республики есть свой опыт. Так, архимандрит Сергий (Астана) сообщил, что была попытка ввести в государственной школе предмет «Религиоведение», однако учебник по этому предмету пришлось переработать с учетом замечаний со стороны РПЦ.  Религиовед Р.Лункин (Москва) говорил опять-таки о многообразии, как и в социальной работе, форм образования в рамках православных программ. Перечислив оные, он подчеркнул: «Интеллектуально образованная Церковь – синоним крепкого российского общества».

Украинский министр сообщил, что, в соответствии с Конституцией страны, какой-либо конфессиональный предмет ввести в государственной школе невозможно. Поэтому на Украине остановились на преподавании на вариативной основе и  с согласия родителей христианской этики в рамках курса «История украинской культуры». Кроме того, Д.Табачник считает, что РПЦ могла бы создавать сеть своих школ, которые бы давали широкое светское образование, но с духовно-культурным компонентом, по образцу школ Ордена иезуитов.

Этот пример посчитала неактуальным участница видеомоста из Москвы—заведующая кафедрой журналистики и связей с общественностью Российского православного университета святого Иоанна Богослова Елена Жосул. В качестве оптимальной она привела в пример модель, созданную в рамках своего университета, где предлагается удачное сочетание светского и церковного образования. Подытоживая выступления на круглом столе, она отметила, что период констатации очевидной значимости социальных, гуманитарных и образовательных программ РПЦ на постсоветском пространстве пора завершить, перейдя к разработке конкретных совместных проектов.

«Самое главное – объединение Церкви и государства в спасении своего народа в очень тяжелых обстоятельствах», -- такими словами завершил виртуальный круглый стол  руководитель пресс-службы Украинской Православной Церкви Василий Анисимов.

Юлия Зайцева


Источник:  Благовест-инфо, http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=40657
нажмите для увеличения




также в рубрике ] мы: