Невыездные книги. России грозит беспрецедентный штраф в пользу иудейской религиозной организации

26 Сентября 2011

Как стало известно автору из близких к российскому МИДу источников, в августе с.г. базирующаяся в США иудейская религиозная организация «Агудас Хасидей Хабад» направила в адрес Минкультуры России, Российской государственной библиотеки и Российского государственного военного архива заказные письма с постановлением вашингтонского суда о признании права этой общины добиваться ареста российского имущества и наложения на Россию штрафных санкций за неуважение к судебному вердикту.

Некультурный обмен

Напомним, что осенью 2004 года, воспользовавшись принятым в США еще в середине 70-х годов законом «Об иностранном суверенном иммунитете» (US Foreign Sovereign Immunities Act), позволяющем американским судам вести дела против суверенных государств и их правительств, «Агудас Хасидей Хабад» направила иск в Центральный окружной суд Калифорнии. Организация требовала признать незаконным хранение в госучреждениях России собрания иудейских рукописей и книг так называемой библиотеки Шнеерсона. В американском суде хасиды смяли защиту в лице представителей нанятого российской стороной адвокатского бюро Squire, Sanders & Dempsey и в августе 2010 года добились выгодного им решения. Согласно вердикту судьи Федерального окружного суда Вашингтона – суда высшей инстанции, куда было передано это дело, – Ройса Ламберта, Россия приобрела коллекцию Шнеерсона «дискриминационно, не для общественных нужд и без справедливой компенсации».

В результате этого решения под угрозой изъятия оказалось практически все имущество Российской Федерации, находящееся на территории США и других государств, с которыми у Штатов подписаны соглашения о поддержке судебных решений. Особое опасение в этой связи вызывала возможность потери нашей страной многочисленных произведений искусства и исторических ценностей, экспонируемых в зарубежных музеях в рамках культурного обмена. Так, под угрозой оказалась находящаяся на тот момент в США коллекция древних икон из музея им. Андрея Рублева, которую, к негодованию американских музейщиков, пришлось в спешке возвращать в Россию.

Трезво оценивая угрозу, Минкультуры России вынуждено было на время свернуть многие свои зарубежные проекты, предусматривавшие вывоз российских произведений искусства. Первым пострадавшим от этого стала вашингтонская Национальная галерея, чья выставка «Гоген: создатель мифа» изрядно потеряла из-за отсутствия важнейших работ, оставшихся на своих местах в ГМИИ и Эрмитаже.

На войне как на войне. Долго ожидать ответного удара не пришлось. «До тех пор пока сохраняется российское эмбарго на предоставление экспонатов американским музеям, мы также не будем предоставлять наши коллекции российским музеям. Это вопрос справедливости», – заявил пресс-атташе нью-йоркского Metropolitan Museum Гарольд Хольцер. В итоге российские женщины не смогли увидеть на открывшейся в начале сентября в музеях Московского Кремля выставке «Пуаре – король моды» значительное число экспонатов, связанных с именем одного из величайших мировых кутюрье. Характерно, что Поль Пуаре, благодарными клиентками которого были Айседора Дункан, Сара Бернар, Ида Рубинштейн и Мата Хари, оставил свой след в истории моды не только тем, что освободил женщин от стягивающих их корсетов, но и приложил руку к фасону военной формы.

А что же «Агудас Хасидей Хабад»? Ничуть не печалясь о спровоцированном ими кризисе американо-российских культурных связей, представители организации продолжили политику оказания давления на нашу страну. Отосланные хасидами письма признаются американскими судебными инстанциями в качестве уведомления ответчиков об исполнительном производстве. По истечении 60-дневного срока с момента отправки такого письма американский судья вправе санкционировать наложение на российские госорганы денежного штрафа в пользу истца или федерального бюджета США. При этом сумма штрафа может составить от 25 до 500 тыс. долларов… в день!

Таким образом, со второй половины октября российский бюджет может стать заложником притязаний конкретного религиозного движения.

Блуждающая библиотека

На сухом языке юриспруденции конфликт вокруг хранящегося в российских архивах собрания еврейских религиозных текстов, известного как библиотека Шнеерсона, не более чем спор двух хозяйствующих субъектов за право обладания коллекцией, состоящей из 12 тыс. старинных книг и четырех сотен рукописей. Оппонентами в споре выступают, с одной стороны, небольшая иудейская организация «Агудас Хасидей Хабад», с другой – Российская Федерация со всем ее финансовым и административным ресурсом.

Казалось бы, учитывая статус оппонентов и отечественную практику разрешения хозяйственных споров, итог конфликта заведомо предрешен. Однако есть нюансы. Во-первых, иудейская организация хоть и небольшая, но расположена в США и посему использует в своих интересах всю мощь американской юридической системы. Во-вторых, «Агудас Хасидей Хабад» – неотъемлемая составляющая международного религиозного движения «Хабад-Любавич», объединяющего свыше 1350 организаций в 65 странах мира. О возможностях этого движения в нашей стране говорит тот факт, что одним из двух главных раввинов России является последователь любавического течения хасидизма Берл Лазар, а большая часть отечественных иудейских общин с его подачи возглавляется сегодня раввинами-хабадниками.

Вернемся к истории спора. Собрание старинных еврейских религиозных книг и рукописей династии Любавических Ребе – духовных лидеров хасидов – сформировалось на территории России в селе Любавичи Смоленской губернии в конце XVIII века. Большая часть первоначального собрания, передававшегося по наследству, не сохранилась, погибнув в пожарах во время войны с Наполеоном. Сохранившаяся коллекция была приобретена в XIX веке 3-м Любавическим Ребе.

Осенью 1915 года, во время Первой мировой войны, 5-й Любавический Ребе Шалом Дов-Бер Шнеерсон был вынужден вместе с семьей покинуть Любавичи. Спасаясь от наступающей германской армии, он отправил большую часть своей библиотеки в Москву, где сдал ее на хранение книжному складу Персица и Полякова. Сам же раввин уехал в Ростов-на-Дону и в 1920 году умер, не оставив никакого завещания.

В 1919 году вместе с другими книжными фондами в соответствии с декретом Совета народных комиссаров «О научных библиотеках» хранившаяся в Москве коллекция Любавических Ребе была национализирована и передана в Румянцевскую публичную библиотеку, правопреемницей которой ныне является Российская государственная библиотека.

6-й Любавический Ребе, сын Шалом Дов-Бера и его двоюродной сестры Штерны Соры, Иосиф-Ицхак Шнеерсон, продолжил дело отца и в 1922 году возглавил образованный по его инициативе Комитет раввинов в СССР. Однако в июне 1927 года он был арестован органами ОГПУ и приговорен к смертной казни. В дело вмешались представители Политического Красного Креста, которым руководила в СССР первая жена Горького, Екатерина Пешкова. Под их давлением советские власти заменили расстрел на ссылку в Кострому, а затем и вовсе выслали Иосифа Шнеерсона из страны. Раввин обосновался сначала в Латвии, а затем в Польше, куда сумел вывезти из СССР часть сохранившейся в его пользовании библиотеки.

После начала Второй мировой войны при помощи своих последователей и, по данным американского историка Брайана Ригга, при поддержке начальника службы немецкой военной разведки Вильгельма Канариса Иосиф Шнеерсон покинул Европу. С этого момента и до самой смерти в 1950 году жизнь и деятельность 6-го Любавического Ребе были неразрывно связаны с Нью-Йорком, где в Бруклине ему удалось открыть штаб-квартиру движения «Хабад-Любавич».

После окончания Второй мировой войны специальные подразделения Советской армии обнаружили на территории Германии тайное хранилище гестапо, в котором среди архивных документов, вывезенных нацистами из Польши, были найдены и документы, предположительно входившие в собрание Шнеерсонов. Тексты на арамейском, иврите, идише, русском, латышском и английском языках содержали информацию об истории хасидизма, преданиях и ритуально-молитвенной практике хасидов. По распоряжению народного комиссара внутренних дел СССР весь массив документов был вывезен в Москву, где вместе с другими трофейными материалами передан в Центральный государственный архив Красной армии.

В настоящее время материалы библиотеки Шнеерсона доступны для всеобщего пользования в Центре восточной литературы Российской государственной библиотеки.

Необходимо сказать, что вывоз коллекции Любавических Ребе из СССР был для Иосифа Шнеерсона мечтой всей его жизни. После смерти 6-го Ребе ее реализацией вплотную занялся его зять и преемник в качестве 7-го Любавического Ребе – Менахем Мендл Шнеерсон. И если в советский период работа по вызволению священных для хасидов текстов из коммунистического плена протекала ни шатко ни валко, то с крахом СССР эмиссары «Хабад-Любавич» развернули свою спасательную операцию чрезвычайно активно.

Одним из первых таких эмиссаров принято считать выпускника Ленинградского электротехнического института, бывшего начальника военного конструкторского бюро, ныне московского раввина Исаака Когана. В 1988 году после многолетних и неудачных попыток ему удалось эмигрировать в Израиль. Однако уже через три года он по благословению Любавического Ребе вернулся в Москву и вплотную занялся реализацией интересов «Хабада».

Бывший военный развернул работу по всем правилам военного искусства и практики «боевых 90-х». Если верить газетным публикациям того времени, самой крупной его победой можно считать операцию по «мирному захвату» несколькими десятками решительно настроенных сторонников «Хабада» приемной московской мэрии. Итогом этого вторжения стало решение московских властей передать общине Когана синагогу на Большой Бронной, которую ранее предполагалось отдать иудеям-реформистам.

Воодушевленные успехом хабадники якобы попробовали повторить номер на бис в Библиотеке имени Ленина, где хранилась коллекция Шнеерсона. Однако, несмотря на то что в этот раз штурм не обошелся без телесных повреждений со стороны… работников милиции, сотрудники библиотеки неожиданно для нападавших дали жесткий отпор захватчикам, в связи с чем «Хабаду» пришлось перейти к тактике длительной осады.

В бой вступили адвокаты движения, и 8 октября 1991 года Госарбитраж РСФСР обязал Библиотеку имени Ленина вернуть коллекцию хасидам. Библиотека это решение не выполнила, заявив, что ее архивы – национальное достояние всего советского народа. В ноябре того же года Высший арбитражный суд РСФСР вторично постановил немедленно начать передачу коллекции якобы в фонды специально для этого создаваемой Еврейской национальной библиотеки. Но архивисты и в этот раз ничего не выдали. О накале страстей говорит тот факт, что занимавший на тот момент должность заведующего отделом рукописей Ленинки Виктор Дерягин публично пообещал сжечь себя вместе с коллекцией, но не дать вывезти ее из страны.

Власть вновь сдалась, теперь уже под давлением общественности и доводов музейщиков. В феврале 1992 года пленум Высшего арбитражного суда отменил все предыдущие решения, коллекция осталась в России.

Однако хабадникам достались кое-какие трофеи. В 1995 году была проведена ревизия архивных фондов, в результате которой выяснилось, что некоторые рукописи из коллекции Шнеерсонов пропали. Оппонентами музейщиков тогда выдвигалось мнение, что пропавшие документы – это манускрипты, спрятанные Дерягиным в здании Ленинки. Версия звучала весьма цинично, поскольку хранитель архивов к тому времени уже умер и не мог сам ответить очернителям своего имени. Тем более что уже через год некоторые СМИ сообщили, что часть пропавших рукописей оказалась на черном рынке в Израиле.

После этого скандала борьба на некоторое время потеряла накал и реализовывалась лишь, с одной стороны, в призывы хабадников к Конгрессу США не допустить отмену дискриминационной для России поправки Джексона–Вэника, с другой – в их же многочисленные письма руководству страны с просьбами о содействии в деле возвращения библиотеки Шнеерсона. Итогом рассмотрения этих писем можно считать решение о безвозмездной передаче в дар библиотеке Московского еврейского общинного центра в Марьиной Роще около 40 дублетных экземпляров книг из спорной коллекции. Не удовлетворившись полученным, религиозное движение затеяло в американском суде процесс, который привел к той конфликтной ситуации, с описания которой мы и начали статью.

Каким же будет ответ российской стороны на упоминавшееся письмо «Агудас Хасидей Хабад» в адрес Минкультуры? Пока не ясно. Попытки задействовать в интересах страны возможности главного раввина по версии Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Берла Лазара ввиду его принадлежности к любавическому течению хасидизма безрезультатны. Идти на непопулярные меры вроде поиска юридических возможностей для наложения аналогичных штрафных санкций на США или экспроприации в пользу государства имущества сторонников «Хабада» в России – а это не только многочисленные объекты недвижимости, но и многое, многое другое – российские власти вряд ли решатся.


По мнению экспертов, скорее всего будет предпринята очередная попытка реализовать компромиссный вариант решения спора. Например, принадлежащие стране архивные материалы будут переданы одной из российских организаций, контролируемой «Хабадом». Для успокоения общественности передача будет сопровождена неким списком условий, ограничивающих право пользования артефактами. Однако имевшие место прецеденты с переданными ранее «Хабаду» и утраченными документами из коллекции Шнеерсонов говорят о сомнительной перспективе такого решения.

Антон Антонович Овсеенко

источник: НГ Религии






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru