Известия: Введение в школе основ религии растянут на несколько лет

25 Октября 2011

В 2012 году новая дисциплина появится в 10% школ, а не повсеместно, как обещало ранее Минобрнауки.

В Министерстве образования и науки решили повременить с повсеместным введением нового предмета со сложным названием «Основы религиозной культуры и светской этики». Аббревиатура ОРКСЭ в 2012 году появится в расписании только 10% школ в каждом регионе. Такое предложение содержится в промежуточном докладе об итогах апробации новой дисциплины в регионах, который оказался в распоряжении «Известий».

В конце года министр образования Андрей Фурсенко должен представить президенту итоговый доклад, в котором будут сформулированы окончательные предложения ведомства о том, каким образом предмет будет преподаваться в школе. Пока в Минобрнауки предлагают постепенно внедрять новый предмет в школе из-за разного уровня подготовки территорий.

Те 10% школ, в которых начнут преподавать ОРКСЭ, станут базой для подготовки учителей для остальных учебных заведений. В 2013 году предмет будут преподавать в 50% школ, а уже с 2014 все четвероклашки приступят к изучению «Основ религиозной культуры». Правда, это не коснется 21 региона, где последние два года шла апробация новой школьной дисциплины.

Регионы могут сами решить, вводить предмет постепенно или сразу. Правда, в докладе министерства признается, что в регионах есть дефицит учителей, готовых преподавать ОРКСЭ. Преподаватели начальных классов не владеют содержанием предмета, а учителя истории МХК и других смежных предметов не умеют работать с младшими школьниками.

— Переподготовка займет 2–3 месяца, — говорит собеседник «Известий» в министерстве. — Правда, это не самая большая проблема, в этой ситуации много подводных камней. Представители конфессий недовольны тем, как преподается предмет, настаивая на том, что его должны давать не в 4–5 классе, как сейчас, а в старшей школе.

Автор учебника по ОРКСЭ для 4 и 5 классов отец Андрей Кураев действительно считает, что рассказывать об основах религиозной культуры нужно и в средней, и в старшей школе, то есть в 4–7 и 10 классах.

— Мы полагаем, и таково мнение подавляющего большинства педагогов, с которыми мне доводилось встречаться и беседовать, что было бы лучше, если бы этот курс был спиральным и ребята возвращались бы к этой теме на разных этапах своего взросления, — отметил Кураев.

Впрочем, в школах пока не начали подготовку к новому предмету. Член Общественной палаты, директор образовательного центра «Царицыно» в Москве Ефим Рачевский рассказал «Известиям», что никаких официальных поручений от московского департамента образования он не получал и учителей готовить к преподаванию нового предмета не начал.

— Нет ресурсов, чтобы к этому готовиться, — заявил он «Известиям». — Я всегда негативно отношусь к новым предметам. Школьную программу надо разгружать, а не наоборот. К тому же подобного рода курсы надо преподавать факультативно.

Между тем большинство родителей, школьников и учителей в целом не против преподавания «Основ религиозной культуры» в школе и даже видят позитивные результаты. Так, 80% учителей считают, что курс способствует нравственному воспитанию детей, а более 60% родителей ответили, что обсуждают с ребенком темы таких уроков. Впрочем, 60% опрошенных выражали сомнение по поводу дополнительной нагрузки на детей, говорится в докладе. Самим школьникам нравится новый предмет ― так ответили 82% школьников.

42% родителей отправили своих ребят на курс «Основы светской этики», треть школьников изучают «Основы православной культуры», 18% — «Основы мировых религиозных культур». Лучше всего на учеников воздействует курс «Основ буддийской культуры». 94% родителей, посещающих эти занятия, считают, их дети стали добрее и терпимее. Правда, изучать буддизм выразили желание менее 1% школьников, подсчитали в Общественной палате.






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru