О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Документ. Обращение Института религии и права по поводу незаконных проверок со стороны МВД Республики Саха (Якутия)

  версия для печатиотправить ссылку другу
7 Апреля 2011

« 18  »  марта 2011 г.                                                                   г. Москва

Министру внутренних по Республике Саха (Якутия) Якову Григорьевичу Стахову

677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Дзержинского, 10

 И.о. руководителя следственного управления Следственного комитета

Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) генерал-майору юстиции Мезрину

Олегу Александровичу 677000 Республика Саха (Якутия) г. Якутск, ул. Петровского, 19/2 

 

В Институт религии и права, занимающийся защитой прав верующих и мониторингом религиозной ситуации в России, по поводу вопиющего нарушения своих прав обратился целый ряд религиозных объединений Республики Саха (Якутия). От имени руководителей подразделений Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия) в марте 2011 года были направлены запросы в адрес руководителей религиозных объединений. В запросах отмечается следующее: «В связи со служебной необходимостью Вам необходимо предоставить информацию, а именно: 1.источник финансирования; 2.адрес и место жительства, руководителя (пастора), установочные данные; 3. места проведения богослужения (молельные дома, комнаты); 4.количество прихожан (адептов, братьев, сестер и т.п.); 5.распространяют ли по месту жительства религиозную литературу; 6.справка (характеристика), фотография руководителя; 7.когда и откуда последний раз приезжали миссионеры, с какой целью; 8.действуют ли воскресные школы, детские лагеря (в летнее время); 9.сколько детей посещают воскресные школы (их установочные данные); 10.были ли случаи уклонения от прохождения срочной службы по религиозным мотивам».

Данные запросы, разосланные по целому ряду населенных пунктов республики, вызвали естественное беспокойство священнослужителей и верующих религиозных объединений, напряженность в отношениях власти и религиозных объединений. Подобный контроль со стороны властей религиозной жизни скорее напоминает верующим советские репрессии и постоянное давление чиновников на религиозные объединения, дискриминационную антирелигиозную политику, о чем верующие еще не забыли.

Помимо этого, непонятно, на каком основании органы внутренних дел проводят столь тщательную проверку религиозных объединений и имеют ли для этого соответствующие полномочия. Статья 25 Федерального закона от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ  «О свободе совести и о религиозных объединениях» гласит: 1. Надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации. 2. Орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности». Какова мотивация и основания органов внутренних дел в их проверке абсолютно законопослушных религиозных объединений остается неясным.

Запросы по целому ряду пунктов, по поводы которых органы внутренних дел запрашивают религиозные объединения, прямо противоречат законодательству РФ, в том числе законодательству в сфере государственно-конфессиональных отношений.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона № 125 предметом контроля за деятельностью религиозных организаций является контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности, но только со стороны Министерства юстиции РФ и его подразделений. Данная норма права повторяется в п. 3 ст. 5 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению контроля Министерством юстиции РФ за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ утвержденного Приказом Минюста России от 31.03.2009 № 90 (далее Административный регламент).

При этом, что особенно важно, в Административном регламенте религиозные организации отдельно выделены из некоммерческого сектора в вопросе предмета проверки (для других организационно-правовых форм некоммерческих организаций предметом проверки является, в том числе расходование денежных средств и использование иного имущества, уставным целям).

В присланных запросах органы внутренних дел явно превышают свои должные полномочия, не указывают оснований для своих требований. Более того, предъявляются требования, нарушающие неприкосновенность частной жизни (фотографию руководителя, установочные данные о детях в воскресной школе, данные об «адептах» и т.д.).

Между тем, в соответствии со ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни.

Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ  «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее - Федеральный закон № 125) никто не обязан сообщать о своем отношении к религии.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация являются персональными данными.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация являются персональными данными.

В соответствии с п. 1 ст. 6 вышеуказанного Закона обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных. Более того, лицами получающие доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, а в соответствии с. п. 4 ст. 9 данного Закона обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Данный закон относит информацию о религиозной принадлежности к специальной категории персональных данных, в связи с этим в силу п. 1 ст. 10 обработка специальных категорий персональных данных, не допускается.

Следовательно, в случае предоставления персональных данных членов религиозного объединения без их согласия, руководитель религиозной организации нарушит права членов религиозного объединения и, как следствие, будет нести ответственность в соответствии с законодательством РФ.

То есть, очевидно, что вышеуказанные требования со стороны органов внутренних дел являются грубым нарушением законодательства и прямым не законным вмешательством в деятельность религиозных объединений.

Кроме того, руководитель религиозного объединения либо его члены вправе отказаться предоставлять свою фотографию на основании ст. 152.1. Гражданского кодекса РФ «Охрана изображения гражданина», которая гласит, что «Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина».

Сам факт составления такого запроса от имени МВД Республики Саха (Якутия) и его содержание могут рассматриваться как грубое вмешательство в деятельность религиозных объединений. Принцип невмешательства государства в деятельность религиозных объединений ясно подчеркивается в ст.4 п.2 Федерального закона от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ  «О свободе совести и о религиозных объединениях»: «В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство: не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания».

Этот пункт Закона также гласит, что государство «...не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону». Однако по существу никаких обвинений, претензий или оснований для запросов органы внутренних дел Республики Саха (Якутия) религиозным объединениям не предъявляли.

Очевидно несоответствие запросов МВД Республики Саха (Якутия) законодательству РФ о религии. А в соответствии со ст. 2 п.2 Федерального закона от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ  «О свободе совести и о религиозных объединениях», «Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. В случае противоречия настоящему Федеральному закону нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений действует настоящий Федеральный закон».

Международные документы, в том числе и решения Европейского суда по правам человека, которые признает Российская Федерация, подтверждают нерушимость принципа невмешательства государства в религиозную деятельность, соизмеримого и правомерного контроля за деятельностью религиозных объединений. Этот принцип нарушается неправомерными требованиями запросов, поступивших в религиозные объединения от имени МВД Республики Саха (Якутия).

В связи с вышеизложенным просим Вас разобраться в сложившейся конфликтной ситуации, в том, почему и на каком основании религиозным объединениям предъявлялись неправомерные требования, чем было осуществлено вмешательство в деятельность религиозных объединений.

На основании обращений от религиозных объединений просим Вас провести проверку по факту нарушения законодательства РФ, превышения должностных полномочий, недобросовестного исполнения своих обязанностей сотрудниками органов внутренних дел и привлечь виновных к ответственности. Институт религии и права также может проконсультировать МВД Республики Саха (Якутия) по государственному религиозному законодательству РФ и международным обязательства РФ в этой сфере.

Религиозные объединения оставляют за собой право обратиться в Следственный комитет при прокуратуре по Республике Саха (Якутия), в Следственный комитет при прокуратуре РФ, к Уполномоченному по правам человека в РФ, в правозащитные организации.

Надеемся, что неправомерные требования МВД Республики Саха (Якутия) являются недоразумением и следствием непрофессионализма отдельных сотрудников, а не спланированной кампанией и политикой дискриминации верующих и нарушения законодательства РФ.

На фоне роста межнациональной напряженности и возникновения межрелигиозных конфликтов подобные действия сотрудников МВД могут лишь увеличивают напряженность в обществе, провоцировать напряжение в отношение власти и религиозных объединений, и препятствуют профилактике экстремизма, в том числе экстремистских тенденций в религиозно-общественной сфере.

Открытость и строгое следование закону в столь тонкой сфере, какой  является религиозная, могло бы стать показателем толерантности и стремления государства всемерно поддерживать законопослушные религиозные объединения, а не предъявлять им неправомерные требования. Только это является залогом межрелигиозного мира и спокойствия в обществе.

Директор

Института религии и права                                              Р.Н. Лункин






также в рубрике ] мы: