Руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь» протоиерей Максим Обухов: «Мы не можем апеллировать к традиционной медицинской этике, поскольку клятва Гиппократа уже давно не действует, мы можем апеллировать только к совести врача»

12 Мая 2011

Русская православная церковь в 2011 году выступила с целым рядом конкретных инициатив по укреплению института семьи и по противодействию абортам. В частности, предстоятель РПЦ патриарх Кирилл рекомендовал вывести все операции по прерыванию беременности из списка услуг, оказываемых в рамках системы обязательного медицинского страхования. По его мнению, аборты можно проводить только в случае прямой угрозы жизни женщины. Более того, патриарх Кирилл предложил ввести как обязательную процедуру оформление документа, в котором перечисляются последствия этого вмешательства. Между подписанием женщиной информированного согласия и самой процедурой аборта предлагается ввести двухнедельный период ожидания. Патриарх предложил направлять женщин, решившихся на аборт, в созданные при роддомах «центры кризисной беременности с участием психологов и представителей традиционных религий». Кроме того, рабочей группой Госдумы уже разработан законопроект, призванный снизить число абортов среди российских женщин.

О православном понимании проблемы абортов, укрепления семьи и семейных ценностей нашему сайту рассказал руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь» протоиерей Максим Обухов, который давно борется за снижение количества абортов в нашей стране. 

- Отец Максим, расскажите о Медико-просветительском центре «Жизнь», какие задачи и цели Вы ставите? 

- Изначально мы ставили перед собой задачу противодействия абортам, а потом наша работа выросла в социальное служение, посвященное вопросам семьи и брака. Сегодня христианский мир находится в несколько ином положении, чем раньше. Если ранее семейные ценности были чем-то само собой разумеющимся, не нужно было людям объяснять, что нужно жить в браке, что нужно заводить детей, то теперь ситуация такова, что семейные ценности нужно защищать – словом, делом, благотворительностью. Увеличилось число абортов, число так называемых незарегистрированных браков, количество незаконнорожденных детей. В рамках семейного служения в церкви приходится объяснять самые простые вещи. Если говорить об абортах, то во всем мире сложилась практика благотворительной помощи тем женщинам, которые находятся в критической ситуации, когда наряду с неготовностью к материнству, существуют и материальные затруднения, которые еще больше усугубляют психологически загнанное состояние человека. Многие аборты делаются нехотя, и если мы бы организовали службы милосердия и помощи в критических ситуациях, то могли бы снизить число абортов. Такие случаи есть и мы этому очень рады. 

- В каких формах проходит ваша деятельность? 

Существует три способа борьбы с абортами: просветительско-разъяснительная работа, благотворительность, законодательные инициативы, направленные на ограничение и запрещение абортов. С законодательными инициативами у нас пока глухо, поэтому мы не ожидаем радикальных перемен в сфере защиты жизни. Что касается первых двух форм, то они были и будут всегда, они эффективны и действенны и помогают решать эти проблемы. Мы эти сферы стараемся использовать по максимуму, начиная от устного слова и заканчивая Интернет-форумами и рассылками. У нас есть несколько своих и партнерских сайтов, мы выпускаем листовки, плакаты, книги. Также мы выработали методику чтения лекций в школах. 

- Какого рода благотворительные проекты вы осуществляете? 

- Мы находимся в несколько необычном положении, потому что нам приходится помогать организовывать процесс и другим благотворительным организациям. Дело в том, что наша деятельность происходит в общероссийском масштабе, у нас есть общероссийский телефон доверия, который опекает благотворительный фонд. По этому телефону можно звонить из любого региона бесплатно. Поскольку мы не можем открыть филиалы во всех регионах, мы перенаправляем людей в другие благотворительные организации, где им могут помочь. Но мы стараемся, конечно, непосредственно работать и с регионами. На сегодняшний день, где-то 80 % звонков приходят не из Москвы. В основном, нам звонят за советом сомневающиеся, мы стараемся, в первую очередь, отговаривать от аборта. Второй этап, – если возникает желание общаться с нашим фондом, тогда мы переключаем такого человека на какую-то региональную организацию, открытую для сотрудничества или же мы занимаемся этим человеком сами, смотрим, чем можем помочь. Многое не обещаем, но какой-то помощи от нас всегда можно ожидать, собираем вещи подержанные, всегда у нас можно взять коляску, пеленки, кроватку. Ты можешь сколько угодно агитировать против абортов, но если не можешь, при этом, подарить пачку пеленок, то твоя пропаганда становится ничтожной. 

- А с какими основными причинами для желания сделать аборт Вам приходилось сталкиваться? 

- Я бы различал «причины» и «поводы», т. е. есть причина, как ее женщина мыслит, как считает в данный момент времени, и есть реальная причина, которую она может и не осознавать. В основном, вторая причина, которую мало кто осознает – это неготовность к материнству, иногда это незрелость, иногда боязнь потери какого-то комфорта, боязнь разрушения привычного образа жизни. Как правило, объяснения самим себе сводятся к материальным трудностям и к агрессии со стороны близких людей. Агрессия выражается в том, что отец этого ребенка хочет избежать ответственности и пытается подтолкнуть к аборту или, того хуже, бросает. Оставление без помощи – это тоже форма агрессии. Также существует агрессия со стороны родителей и медицинских работников. Часто родители, видя, что девушка незамужняя, не хотят огласки, не хотят проблем, толкают ее на аборт, не понимая последствий для ее здоровья, не говоря уже о том, что они хотят убить своего внука. Что касается врачей, то очень часто они дают необоснованное направление на аборт, тем самым, поступая по некоей стандартной схеме. Поэтому мы пытаемся помочь молодой девушке осознать, что она и только она несет ответственность за жизнь ребенка, а не мать, не отец, ни, тем более, врачи. 

- С беременными женщинами вы проводите просветительскую работу, а пытаетесь ли вы работать и с медицинскими работниками в этом направлении? 

- Это трудно, потому что мы не можем апеллировать к традиционной медицинской этике, поскольку она, фактически, отменена, клятва Гиппократа в ее классическом виде уже давно не действует. Если раньше медицина плохо относилась к абортам, то сейчас ситуация сильно изменилась. Мы можем апеллировать только к совести, к религиозному чувству врача. Когда он верующий или сочувствующий, мы можем его убедить, но, опять же, сложность здесь состоит в том, что врачи, занимающиеся абортами, это люди с уже сформировавшимися взглядами и переубедить их сложно, хотя такие случаи бывали. 

- А каково ваше личное отношение к абортам? Существуют ли какие-то исключительные случаи, когда Православная церковь разрешает делать аборты? 

- Мое отношение к абортам таково, это – убийство. Причем, я бы хотел подчеркнуть, что родители должны защищать жизнь своего ребенка с момента зачатия, а не только с какой-то недели после рождения, хотя закон защищает жизнь ребенка только с 12-й недели. Но угрозу для жизни несет не только классический аборт, но и аборт химический и скрытый, когда не допускается имплантация при использовании гормональных контрацептивов нерожденного ребенка, и тогда мы тоже можем говорить о гибели человека на очень ранней стадии развития. Угрозу для жизни предоставляет экстракорпоральный оплодотворитель, поскольку это всегда связано с так называемой редукцией эмбрионов.

По моему мнению, проблема абортов неотделима от вопроса семьи и брака в целом. Т. е. это является составляющей частью кризиса семьи и семейного неблагополучия. К искусственному прерыванию беременности приводят: нежелание иметь детей, нежелание продолжать свой род, нехватка любви. Иными словами, есть целый комплекс проблем семейно-брачных отношений, а аборт это только горькие их плоды. Часто аборт делают для того, чтобы скрыть последствия внебрачных отношений. Эгоизм, желание жить для себя, нежелание жить ради своих потомков. Когда мы убиваем человека, мы убиваем целую ветвь возможного будущего рода. 

- Но все-таки, есть исключения из правил? 

- Исключений нет, просто могут быть более сильные или более слабые мотивы. Дело в том, что то, что часто называют жизненными показателями является очень растяжимым понятием, потому что беременность и роды всегда несут потенциальные угрозы для жизни. Это как служба в армии, где всегда может случиться опасность, так и любая беременность связана с риском для жизни. В таком случае мы должны будем дать «зеленый свет» для абортов всегда. Поэтому подобное благословение на аборт – это та лазейка, к которой можно будет применить любой случай. Другое дело, что существует практика так называемой епитимии, церковного наказания. Есть такая рекомендация в Церкви -  не подвергать строгой епитимии ту женщину, которая сделала аборт по жизненным показателям. Но это совершенно не следует воспринимать как благословение на аборт.  

- Как Вы думаете, почему именно сейчас были заявлены инициативы патриарха Кирилла по поводу противодействия абортам и насколько реально их воплощение в жизнь?

- Дело в том, что эти инициативы готовились давно, в сентябре 2010 года мы проводили подготовительную встречу в Синодальном отделе Московского патриархата. Уже в течении семи лет в Синодальном отделе по благотворительности и социальному служению проводятся съезды Центров кризисной беременности. И с 2010-го года было принято решение развивать это направление, поскольку было обнаружено, что эта деятельность стала довольно эффективным методом борьбы с абортами. Кроме того, открытие благотворительных центров кризисной беременности имеет большое моральное, назидательное и поучительное значение. Поэтому было предложено, с сентября 2010-го года открывать региональные епархиальные центры. Так что выступление патриарха возникло не на пустом месте. Нужно сказать, что оно перемежается с предложениями государственных структур о том, чтобы использовать возможность отговаривания от абортов всех, кого это возможно. Сейчас эта функция не выполняется, хотя по закону, медицинский работник и лечебное учреждение должны нести за это ответственность, отговаривать женщин от абортов, настраивать на вынашивание беременности.

Хочу отметить важный момент, что патриарх не выступил за полный запрет абортов… Причина заключается в следующем: послание направлено, в основном, на территорию бывшего Советского Союза, где даже в странах с очень сильным мусульманским или католическим влияниями пока что нет шансов запретить аборт. Другими словами, он не выступил за запрет абортов, потому что понимает, что эту цель в нынешних политических условиях невозможно достичь.

Было предложено отменить государственное финансирование абортов, потому что это аморально – тратить наши с вами деньги, которые мы выплачиваем в виде страховых взносов, на аборт, когда их нужно тратить на лечение. Все-таки искусственное прерывание беременности нельзя назвать страховым случаем, поэтому оснований для выплаты издержек по страховке нет, аборт – это не лечение. Очень много было писем и нареканий общественности с требованием немедленной отмены так называемого налога на аборт. Поэтому возникает абсурдная, противоречивая и безнравственная ситуация, когда очень большие деньги идут на аборты и больничные связанные с ними. И эту ситуацию надо менять.

Беседовал Андрей Рябенко.

 






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru