О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Лозунг «Православие или смерть!» внесен в обновленный Федеральный список экстремистских материалов

  версия для печатиотправить ссылку другу
12 Мая 2011

Лозунг «Православие или смерть!» внесен в обновленный Федеральный список экстремистских материалов под номером 865. Как отмечается в списке это лозунг, размещенный в Интернет-ресурсе www.russiansymbol.ru (решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 21.12.2010). Под 866 номером идет: Лозунг «Россия для русскихъ», размещенный в Интернет-ресурсе www.russiansymbol.ru (решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 21.12.2010). 

Помимо этого, «Православие или смерть» также упоминается еще раз под номером 825 – это «Речь в храме отца Василия - Новикова В.Н., размещенную как информационный материал на диске DVD-R № MAP 702LL 13174652 А2 с надписью на лицевой стороне «+Православие или смерть» (решение Новомосковского городского суда Тульской области от 26.07.2010)». 

В начале января 2011 года Черемушкинский районный суд г. Москвы признал лозунг «Православие или смерть!» экстремистским, несмотря на то, что Люблинский районный суд г. Москвы на тот момент пока еще рассматривал аналогичное дело. Лингвистическое исследование о признании лозунгов экстремистскими было проведено экспертами Российского института культурологии. Черемушкинский районный суд принял решение, не уведомив об этом заинтересованные стороны, к примеру, художника-дизайнера футболки с надписью «Православие или смерть». Представители мастерской-студии «Русский символ» и Союза православных хоругвеносцев будут добиваться отмены решения Черемушкинского суда и исключения лозунга «Православие или смерть» из Федерального списка экстремистских материалов.

Напомним, что 20 апреля Люблинский районный суд отказался удовлетворить представление Люблинской межрайонной прокуратуры о признании футболки с надписью «Православие или смерть!» и с изображением православной символики экстремистским материалом. У представителей прокуратуры есть право обжаловать это решение.  
В ходе заседания присутствовали адвокат Анатолий Пчелинцев, эксперт-религиовед Роман Лункин, а также представители Союза православных хоругвеносцев (СПХ, в том числе один из авторов дизайна футболки с надписью «Православие или смерть!» и целым рядом религиозных символов художник Игорь Мирошниченко. При СПХ действует художественная мастерская-студия «Русскiй Символъ», которая разработала дизайн представленной на изображении футболки. 
Приняв во внимание экспертизы старшего научного сотрудника Института Европы РАН Р.Н. Лункина, а также комплексную психолого-лингвистическую и религиоведческую экспертизу О.Д. Маланцевой, Ю.А. Сафоновой, Н.А. Сладковой и профессора М.О. Шахова, Люблинский районный суд принял решение не признавать лозунг «Православие или смерть!» и соответствующую символику экстремистским материалом.  
Напомним, что 7 июня 2010 года Люблинская межрайонная прокуратура ЮВАО обратилась в Люблинский районный суд с представлением о признании информационных материалов экстремистскими. В нем отмечается, что прокуратура провела проверку группы «Антирелигия» на сайте «Вконтакте.ру» на основании обращении гражданина И.В. Лебедева, жителя Петербурга, который сообщил о размещении в Интернете материалов, оскорбляющих православную и мусульманскую веру. В качестве третьего лица был указан администратор группы «Антирелигия» житель Москвы N.  
Прокуратура направила материалы для проверки в Центр по противодействию. Экстремизму ГУВД г. Москвы, который методом случайно выборки отобрал семь изображений, полученных из фотоальбомов группы «Антирелигия». 
Затем Российским институтом культурологии было проведено комплексное психолого-лингвистическое исследование, по результатом которого было признано, что только изображение девушки в футболке с лозунгом «Православие или смерть!» на русском и греческом языках и символов в виде православных крестов, трех черепов с кинжалами в зубах, буквами «Г» и «А» и аббревиатурой «СПХ» является «материалом, содержащим пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии». 
8 июля в Люблинском районном суде во время предварительных слушаний по этому делу сторона защиты, которую представлял адвокат Славянского правового центра Анатолий Пчелинцев, предоставила суду альтернативное экспертное исследование изображения девушки в футболке с лозунгом «Православие или смерть!» старшего научного сотрудника Института Европы РАН, к.ф.н. Р.Н. Лункина. В исследовании Р.Н. Лункина раскрываются исторические и богословские корни лозунга «Православие или смерть!» и сопутствующей символики и делается вывод, что представленный материал не несет в себе негативных коннотаций и в целом негативной нагрузки, не содержит в себе каких-либо признаков, возбуждающих религиозную рознь и межрелигиозную вражду, а также не содержит призывов или побуждений к религиозной розни и вражде.  
Как отмечается в экспертизе Р.Н. Лункина, «Монахи трактовали этот лозунг как отстаивание православия как спасительной веры в противовес духовной смерти души без православной веры, готовность последовательно отстаивать свою веру до самой смерти. В России лозунг «Православие или смерть» с 1990-х годов стали использовать православные консерваторы, сторонники монархических движений, противники экуменизма, а также православные музыканты и актеры (Константин Кинчев, Иван Охлобыстин) и священнослужители (игумен Сергий (Рыбко). «Православие или смерть» стал символом приверженности религиозному консерватизму, просто православию как религии в целом, православию как единственному спасению России.  
По мнению Р.Н. Лункина, «Восприятие лозунга «Православие или смерть» во многом зависит от его религиозной, богословской интерпретации в православном сообществе. К примеру, патриарх Московский и всея Руси Кирилл призывал опасаться проповедников, использующих слоган «Православие или смерть!» и трактующих его как борьбу с инакомыслящими: «Если мы слышим горячие призывы к борьбе, к разделению, к спасению православия даже до смерти, когда мы слышим слоган: «Православие или смерть!», – нужно опасаться подобных проповедников». «Никогда Господь не говорил: ”Мое учение или смерть!”, – подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. – Ни один апостол не провозглашал: “Православие или смерть!”, потому что православие – это жизнь вечная, радость во Святом Духе, красота жизни. Смерть же – это тлен, результат грехопадения и диавольского действия» («Интерфакс-Религия», www.interfax-religion.ru, 9 марта 2009 г.). 
Вместе с тем, трактовка этого лозунга как спасения от гибели и смерти именно в православии была также дана протодиаконом Андреем Кураевым: «Православие или смерть - это математическая формула для России сегодня. Не нужно вести миссии среди чужих, нужно обращать в веру хотя бы своих, - сказал отец Андрей в ходе лекции в Украинском католическом университете во Львове» («Интерфакс-Религия», www.interfax-religion.ru, 21 сентбяря 2007 г.). Священник Георгий Рощин (ныне - заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества) отмечал: «Сам по себе этот слоган ведь ничего плохого не декларирует. Смысл высказывания в том, что верующий человек ставит религиозные ценности выше собственной жизни, об этом говорит и Евангелие. Такая фраза раскрывает нам смысл веры, внутреннее стремление человека к Богу» («Московский комсомолец», «Вера, одежда, любовь», 21.08.2008). 
В ходе предварительных слушаний 8 июля суд удовлетворил ходатайство защиты и приобщил к материалам дела экспертное религиоведческое исследование Р.Н. Лункина. Одновременно суд назначил комплексную экспертизу с привлечением специалистов – религиоведа, филолога, психолога и лингвиста.  
В марте 2011 года Федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте РФ представил комплексное заключение комиссии экспертов – О.Д. Маланцевой, Ю.А. Сафоновой, Н.А. Сладковой с привлечением религиоведа, доктора философских наук профессора М.О. Шахова. Как отмечается в экспертизе, лозунг «Православии или смерть!» означает внутренний духовный выбор для последователей православной веры – или сохранение веры или гибель (смерть). Лозунг не обращен «вовне», к неправославным и не предполагает принуждение кого-либо становиться православным под страхом смерти и не содержит призыва к преследованию или истреблению неправославных». Кроме того, в экспертизе подчеркивается: «Мысль о том, что отпадение от православной веры хуже смерти, выраженная в анализируемом лозунге, не может рассматриваться вне контекста – фундаментальных основ православного учения об исключительной роли Церкви в деле спасения души… утверждение об исключительной важности принадлежности к Православию для спасения души имеет богословское значение. Это увтержденеи не изобретено авторами лозунга «Православие или смерть!».  
С лингвистической точки зрения, высказывание «Православие или смерть!» не является противопоставлением одной группы лиц другой: «Расположение фразы «Православие или смерть!» именно на майке позволяет предположить, что, скорее всего, в контексте рубрики «Антирелигия» фраза «Православии или смерть!» будет интерпретироваться понимающими читателями как выражение жизненной позиции человека, одетого в эту майку, либо у иного адресата эта надпись будет вызывать недоумение и интерес». 

Как пояснил адвокат и профессор РГГУ Анатолий Пчелинцев, претензии прокуратуры к описанной символике и лозунгу абсурдны. Если следовать логике прокуратуры, то необходим запретить крест как символ православного христианства и изображение головы Адама в виде черепа, а именно они являются центральными образами описанной символики. Сегодня, по словам Анатолия Пчелинцева, вопрос о признании каких-либо материалов экстремистскими может рассматривать любой районный суд. Между тем, отметил адвокат, «по моему глубокому убеждению, такого рода вопросы должны находиться в компетенции суда субъекта Федерации, но не районного суда. Даже в городе – в Москве – два районных суда, Люблинский и Черемушкинский, вынесли диаметрально противоположные решения. Видимо, ситуацию надо довести до абсурда, чтобы, к примеру, депутаты Госдумы РФ задумались о назревшей уже необходимости внесения изменений в антиэкстремистское законодательство.







также в рубрике ] мы: