О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Документ. Заключение комиссии экспертов Федерального центра судебной экспертизы при Минюсте РФ по делу о признании изображения футболки с символикой и лозунгом «Православие или смерть!» экстремистским материалом

  версия для печатиотправить ссылку другу
13 Мая 2011

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 ПОДПИСКА ЭКСПЕРТОВ

 Нам, сотрудникам РФЦСЭ при Минюсте России, эксперту Маланцевой Оксане Дмитриевне, имеющей высшее психологическое образование, аттестацию на право самостоятельного производства судебных психологических экспертиз, стаж работы по экспертной специальности до года, ведущему эксперту Сафоновой Юлии Александровне, имеющей высшее филологическое образование, аттестованной на право самостоятельного производства судебных лингвистических экспертиз, экспертный стаж 19 лет, врио заведующей лабораторией судебной психологической и лингвистической экспертизы Сладковой Наталии Александровне, имеющей высшее психологическое образование, аттестацию на право самостоятельного производства судебных психологических экспертиз, экспертный стаж 4 года, Шахову Михаилу Олеговичу, эксперту Российской академии государственной службы при президенте РФ, доктору философских наук, профессору, экспертный стаж 15 лет, в связи с поручением произвести экспертизу по гражданскому делу № 2-6676-10 руководителем экспертного учреждения в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» разъяснены права и обязанности эксперта, предусмотренные ст.ст. 16,17 указанного закона и ст. 85 ГПК России.

Об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 Уголовного Кодекса Российской Федерации предупреждены:

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОМИССИИ ЭКСПЕРТОВ

(комплексная  судебная психолого-лингвистическая и религиоведческая экспертиза  по гражданскому делу №2-6676-10 по иску Люблинского межрайонного прокурора о распространении в сети Интернет информационных материалов, оскорбляющих чувства  верующих)

 № 2330/24-2; 2340/24-2               

Экспертиза начата: 28 января 2011 г.

Экспертиза окончена: 23 марта 2011 г.

В РФЦСЭ при Минюсте России 09.08.2010 при определении от 08.07.2010 г.судьи Люблинского районного суда г. Москвы Д.Н. Балашова о назначении комплексной социолого-психолого-лингвистической экспертизы по гражданскому делу № 2-6676-10 по иску Люблинского межрайонного прокурора о распространении в сети Интернет информационных материалов, оскорбляющих чувства верующих, поступили материалы гражданского дела № 2-6676-10 в 1 томе на 96 листах. Производство экспертизы поручено судом Государственному учреждению «Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации», а также эксперту Экспертной группы Российской академии государственной службы при президенте РФ М.О. Шахову (письмо от 27.08.2010, без номера). Заявленное экспертами ходатайство о предоставлении реквизитов специалиста—религиоведа, которому суд поручил производство судебной экспертизы (исх. 2330/2340/24-2 от 13.08.10), удовлетворено судом.

Перед экспертами поставлены следующие вопросы:

1.       Какую смысловую нагрузку несет информационный материал -изображение молодой женщины в футболке с нанесенной символикой и лозунгом «Православие или смерть!», а также изображение футболки с нанесенной символикой и лозунгом «Православие или смерть!», размещенные в сети Интернет на сайте «В контакте.ру» по адресу «http://vkontakte.ru» и какова его историко-религиозная основа? Несет ли данный материал какую-либо негативную смысловую нагрузку?

2.       Направлены ли информационные материалы - изображение молодой женщины в футболке с нанесенной символикой и лозунгом «Православие или смерть!», а также изображение футболки с нанесенной символикой и лозунгом «Православие или смерть!», размещенные в сети Интернет на сайте «В контакте .ру» по адресу «http://vkontakte.ru» - на возбуждение религиозной розни?

3.       Направлены ли информационные материалы - изображение молодой женщины в футболке с нанесенной символикой и лозунгом «Православие или смерть!», а также изображение футболки с нанесенной символикой и лозунгом «Православие или смерть!», размещенные в сети Интернет на сайте «Вконтакте.ру» по адресу «http://vkontakte.ru» - на пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, религиозной принадлежности?

4.       Имеются ли в информационных материалах - изображение молодой женщины в футболке с нанесенной символикой и лозунгом «Православие или смерть!», а также изображение футболки с нанесенной символикой и лозунгом «Православие или смерть!», размещенные в сети Интернет.на сайте «Вконтакте.ру» по адресу «http://vkontakte.ru» - призывы к возбуждению религиозной розни, обосновывающие либо оправдывающие возбуждение религиозной розни?

Экспертиза выполнена комиссией экспертов в составе:

Маланцевой Оксаны Дмитриевны, эксперта лаборатории судебной психологической и лингвистической экспертизы, имеющей высшее образование по специальности «Психология», аттестацию на право самостоятельного производства судебных психологических экспертиз по специальности 20.1 «Исследование психологии и психофизиологии человека», экспертный стаж до года;

Сафоновой Юлии Александровны, ведущего эксперта лаборатории судебной психологической и лингвистической экспертизы, имеющей высшее образование по специальности «Русский язык и литература», ученую степень кандидата филологических наук (специальность: «10.02.01 - Русский язык»), ученое звание доцента, аттестацию на право самостоятельного производства судебных лингвистических экспертиз по специальности 26.1 «Исследование продуктов речевой деятельности», экспертный стаж 19 лет;

Сладковой Наталии Александровны, врио заведующей лаборатории судебной психологической и лингвистической экспертизы, имеющей высшее образование по специальности «Психология», аттестацию на право самостоятельного производства судебных психологических экспертиз по специальности 20.1 «Исследование психологии и психофизиологии человека», экспертный стаж 4 года;

Шахова Михаила Олеговича, имеющего высшее образование, ученую степень доктора философских наук, профессора кафедры философии Российской академии государственной службы при президенте России, экспертный стаж 15 лет.

В компетенцию экспертов в рамках специальностей «20.1 - Исследование психологии и психофизиологии человека» и «26.1 - Исследование продуктов речевой деятельности» входит исследование текстов на русском языке, а также связанных с таким текстом (в совокупности) изображений. В связи с этим объектами психолого-лингвистического исследования являются: контекст, в котором помещено изображение; само изображение (фотография) предмета одежды с нанесенным рисунком (символом), содержащим надпись «Православие или смерть!»; изображение (фотография) молодой женщины в футболке с нанесенным рисунком (символом), содержащим надпись «Православие или смерть!», размещенные на указанном сайте, в своей совокупности.

Объектом религиоведческого исследования является рисунок (символ), включающий в себя надпись «Православие или смерть!», изображение трех черепов, удерживающих в челюстях кинжалы, два размещенных по краям восьмиконечных креста на возвышениях, аббревиатуру «СПХ», а также значение, смысл этого рисунка (символа).

Исходя из компетенций экспертов, лингвист и психологи решали вопрос № 1 в части - Какую смысловую нагрузку несет информационный материал — изображение молодой женщины в футболке с нанесенной символикой и лозунгом, «Православие или смерть!», а также изображение футболки с нанесенной символикой и лозунгом «Православие или смерть!», размещенные в сети Интернет на сайте «Вконтакте.ру» по адресу «http://vkontakte.ru»? . Несет ли данный материал какую-либо негативную смысловую нагрузку?

Эксперт-религиовед решал вопрос № I полностью.

Вопросы №№ 2-4 решались всеми экспертами в пределах своих компетенций. В суд было направлено уведомление о возможности выполнения экспертизы в марте 2011 года в связи с экспертной загруженностью, а 'также указана предположительная стоимость экспертизы (исх. № 2330/24-2; 2340/24-2 от 13.08.2010).

Обстоятельства дела

Из определения суда о назначении экспертизы следует, что Люблинский межрайонный прокурор г. Москвы в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации - г. Москвы, неопределенного круга лиц в порядке статьи 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25.07.2002 обратился в суд с представлением, в котором указал, что в сети Интернет на страницах сайта «Вконтакте.ру» по адресу «http://vkontakte.ru» в группе «Антирелигия», администрирование которой осуществляется с IP-адреса, абонентом которого является Нестеров Илья Игоревич, распространяются информационные материалы, оскорбляющие чувства верующих.

С целью сбора и обеспечения доказательств в соответствии со ст. 35 основ законодательства России «О нотариате» подготовлен нотариально заверенный протокол осмотра письменных доказательств и приложение к протоколу (распечатки изображений из группы «Антирелигия» сайта «Вконтакте.ру»: изображение № 14 на стр. 1 в альбоме «Религия» (изображение молодой женщины в футболке с нанесенной символикой и лозунгом «Православие или смерть!»), а также изображение № 1 на стр. 1 в альбоме «К обсуждениям» (изображение футболки с нанесенной символикой и лозунгом «Православие или смерть!» (л.д. 7-10).

Суд установил, что 20 июля 2009 г. на основании запроса № 84/1-1 от 13.07.2009 г., подписанного заместителем начальника Центра по противодействию экстремизму ГУВД по г. Москве А.А. Кузнецовым, сотрудниками Российского института культурологи по данным материалам было проведено комплексное психолого-лингвистическое исследование. Согласно выводам специалистов .И.' Батова и Н.Н. Крюковой), в представленном на исследование изображении молодой женщины в футболке с нанесенной символикой и лозунгом «Православие или смерть!» «содержится материал с пропагандой исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии» (л.д.56-57).

На основании запроса № 84/66 от 20.01.10 г., подписанного врио начальника Центра по противодействию экстремизму ГУВД по г. Москве А.И. Третьяковым, 1 марта 2010 г. сотрудниками Российского института культурологи (В.И. Батовым и Н.Н. Крюковой) по данным материалам было проведено комплексное психолого-лингвистическое исследование. Согласно выводам специалистов, представленное на исследование изображение молодой женщины в футболке с нанесенной символикой и лозунгом «Православие или смерть!» «направлено на возбуждение религиозной розни». В данном материале «содержится пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии», «присутствует призыв к возбуждению религиозной розни, обосновывающие, либо оправдывающее возбуждение религиозной розни» (л.д, 53-55).

В судебном заседании 08.07.2010г. ГШ. Нестеровым и его представителем по доверенности А.В. Пчелинцевым суду представлено экспертное религиоведческое исследование от 05.07.2010 г., проведенное директором Института религии и права Лукиным Р.Н. на основании запроса адвоката А.В. Пчелинцева. Согласно выводам Р.Н. Лукина изображение девушки в футболке с нанесенной символикой и лозунгом «Православие или смерть!» «не содержит в себе каких-либо признаков, возбуждающих религиозную рознь и межрелигиозную вражду, а также не содержит призывов или побуждений к религиозной розни и вражде. Слова и символы представленного изображения также не направлены на пропаганду исключительности граждан по признаку их отношения к религии, религиозной принадлежности» (л.д. 88-94).

Поскольку суду представлены два противоположных заключения по поводу информационных материалов, суд счел необходимым назначить по делу комплексную социолого-психолого-лингвистическую экспертизу, проведение которой поручить РФЦСЭ при Минюсте России, назначив экспертов из числа специалистов указанного учреждения, с привлечением по необходимости специалистов в области научного религиоведения и богословия, лингвистики, социальной психологии, филологии, которые не являются сотрудниками РФЦСЭ.

При производстве экспертизы использовалась следующая специальная и справочная литература:

1.      Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текстов. М., 2007.

2.      Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб., 2003.

3.      Кроз М.В. Ратинова Н.А. Участие психолога в прокурорских проверках и расследовании преступлений о возбуждении национальной, расовой, религиозной, социальной вражды: Научно-методическое пособие. М., 2006.

4.      Леонтьев Д.А., Иванченко Г.В. Комплексная гуманитарная экспертиза: Методология и смысл. М., 2008. - С. 42-66.

5.      Лествица преподобного отца нашего Иоанна Лествичника. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1898.

6.      Макарий (Булгаков), епископ. Православно-догматическое богословие. Часть II. СПб., 1857.

7.      Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах /Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. М., 2005.

8.      Ратинов А.Р., Кроз М.В., Ратинова Н.А. Ответственность за разжигание вражды и ненависти. Психолого-правовая характеристика/ Под ред. проф. А.Р. Ратинова. М., 2005.

9.      Русская грамматика. Т. 2. М., 1980.

10. Ю.Сидоренко Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию. СПб., 1997. П.Типовая методика судебной лингвистической экспертизы / Назарова

11. Т.В., Гримайло Е.А., Мамаев Н.Ю., Коршиков А.П., Ростовская А.В. /

12. Под ред. В.Ф. Статкуса; ЭКЦ МВД России. М., 2007. 12.Энциклопедия религий / Под редакцией А.П. Забияко, А.Н. Красникова,Е.С. Элбакян. М., 2008. 13.

13. Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 2004.

ИССЛЕДОВАНИЕ

1. Осмотр и описание представленных материалов

В определении представленный объект определен как «информационный материал - изображение...». Этот «информационный материал» представляет собой изображение молодой женщины в футболке с нанесенной символикой и фразой «Православие или смерть!», а также изображение самой футболки с нанесенной символикой и фразой «Православие или смерть!», размещенные в сети Интернет на сайте «ВКонтакте.ру» по адресу «http://vkontakte.ru». Информационный материал представлен в распечатанном виде в материалах дела (л.д. 9, 10, 40, 49, 60).

Объект (информационный материал) состоит из следующих частей:

1.        Фото девушки в майке с рисунком, включающим в себя: 1) нанесенные по окружности надписи - сверху кириллическая «Православ1е или смерть!» (на русском, языке), после слова Православ1е изображение восьмиконечного креста, снизу - некириллическая надпись (не на русском алфавите); надписи разделены изображениями восьмиконечных крестов; 2) размещенные внутри окружности изображения человеческих черепов с ножами (кинжалами) в зубах, костей под ними и кириллической надписью СПХ (л.д. 9-10);

2.        То же: изображение (фотография) предмета одежды с нанесенным рисунком, размещенное на сайте (фотографии № 1, л.д. 49);

3.        То же: изображение (фотография на листе формата А 4) молодой женщины
в футболке с нанесенным рисунком, размещенное на сайте (л.д. 60оборот).

Из определения следует, что представленные материалы были размещены в сети Интернет на сайте «Вконтакте.ру» по адресу «http://vkontakte.ru». Исследование материалов сайта проводилось в объеме материалов, содержащихся в деле и приобщенных к нему (л.д. 11-51).

2.Религиоведческий (социокультурный) анализ информационного материала Фраза «Православие или смерть!» в буквальном виде не содержится в Библии или в святоотеческих писаниях. Она используется православными традиционалистами для выражения идеи о том, что верность Православию есть ценность наивысшего порядка, что отпадение от православной веры хуже смерти. Данное утверждение типично для православного учения о смысле человеческой жизни, о спасении души. Оно восходит к словам Христа «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16; 26, Мк. 8; 36, Лк. 9; 25). Смысл высказывания «Православие или смерть» состоит в том, что для православного человека предпочтительнее пострадать за веру, погибнуть, став мучеником, нежели отступить от Православия. Никакие земные блага не способны компенсировать духовный вред, причиняемый вероотступничеством.

Возможно, что форма лозунга заимствована из получивших в национально-освободительном движении ряда стран лозунгов «Отечество или смерть!», «Свобода или смерть!» и под. Эти лозунги выражают идею отстаивания, защиты свободы и независимости Родины, но не агрессии и не насилия в отношении иностранцев, инакомыслящих и т.д.

Лозунг «Православие или смерть!» несколько десятилетий используется на знамени афонского монастыря Эсфигмен (см., например, интернет-ресурс «Эсфигменский монастырь» - адрес: http://www.esphigmenoumonastery.com/): на черном фоне флага этого монастыря в центре изображен крест, вокруг которого имеется надпись по-гречески «Православие или смерть». Братия этого монастыря выступает с осуждением экуменической деятельности Константинопольского патриарха, видя в ней отступление от чистоты православного вероучения. Жестко критикуя Константинопольского патриарха, монахи монастыря Эсфигмен на протяжении нескольких десятилетий, с начала 1970-х годов, не предпринимали каких-либо насильственных действий против инаковерующих. Это эмпирически подтверждает вывод о том, что лозунг «Православие или смерть!» означает внутренний духовный выбор для последователей православной веры - или сохранение веры, или гибель (смерть). Лозунг не обращен «вовне», к неправославным и не предполагает принуждение кого-либо становиться православным под страхом смерти и не содержит призыва к преследованию или истреблению неправославных.

На представленном на исследование рисунке лозунг «Православие или смерть!» написан по-русски и по-гречески. Этим подчеркивается его происхождение от лозунга монахов-афонитов.

Мысль о том, что отпадение от православной веры хуже смерти, выраженная в анализируемом лозунге, не может рассматриваться вне контекста -фундаментальных основ православного -учения об исключительной роли Церкви в деле спасения души. В одном из авторитетнейших трудов, излагающих учение Православия, сказано: «Необходимое следствие из учения о главнейшей и посредствующей роли Христовой Церкви есть учение о том, что вне этой Церкви спасения нет»[1]. Таким образом, утверждение об исключительной важности принадлежности к Православию для спасения души имеет богословское значение. Это утверждение не изобретено авторами лозунга «Православие или смерть!», а лежит в общем русле учения Православной церкви. Различие между членами Церкви и теми, кто не принадлежит к ней, может быть рассматриваемо в категориях «превосходства» первых и «неполноценности» вторых только в теологическом плане в отношении их судьбы в загробном мире, но не в качестве пропаганды неравенства, дискриминации и насилия в земной жизни.

Как констатируют авторы исследования «Ответственность за разжигание вражды и ненависти. Психолого-правовая характеристика»[2], «предпочтение собственной религии, восприятие её как уникальной и единственно верной, истинной является краеугольным камнем почти любой религиозной системы, так же как и оценка других вероучений как "неправильных'*, "не ведущих к спасению" и т.д. Поэтому, безусловно, допустимы религиозные диспуты, касающиеся содержания собственного и других вероучений, их догм и обрядов, взаимная критика религиозных деятелей, богословов, публичные проповеди, направленные на доказательство истинности собственного и ложности иных учений».

Изображение трех черепов следует интерпретировать в их сочетании с проанализированным выше лозунгом «Православие или смерть!» и с двумя размещенными по краям символическими изображениями «Голгофы» восьмиконечный крест на возвышении, обозначающем гору Голгофу в Иерусалиме (место распятия Христа), в окружении «копия» и «трости» - орудий мучения Христа. Буквы «Г» и «А» под тремя черепами расшифровываются как «голова Адама». Эти же буквы в православной традиции помещаются внизу изображения «Голгофы» вместе с изображением черепа, обозначающего голову (череп) первого человека Адама, по преданию захороненного на горе Голгофа. Череп праотца Адама был окроплен кровью распятого Христа в ознаменование искупления первородного греха, воскресения и вечной жизни.

Таким образом, в православной традиции изображение черепа в сопровождении букв «Г» и «А» связано с идеями первородного греха, смерти, искупительной жертвы Христа и воскресения. Изображения черепа как напоминания о смертности каждого человека, о бренности земной'жизни носят в православной традиции нравоучительный характер и не расцениваются как символ агрессии или угрозы. Святой Иоанн Лествичник указывал на желательность постоянного воспоминания о смерти для духовно-нравственного совершенствования человека: «Как хлеб нужнее всякой другой пищи, так и помышление о смерти нужнее всяких других деланий. Память смерти побуждает живущих в общежитии к трудам и постоянным подвигам покаяния и к благодушному перенесению бесчестий» .

Черепа, как символ смертности и смерти в комбинации с восьмиконечными православными крестами, являются также графической интерпретацией лозунга «Православие или смерть!».

Поскольку все символы и надписи, составляющие изображение на футболке как по отдельности, так и в сочетании, связаны с Православием, интерпретации смысла изображения черепа, принятые в других культурных традициях (эмблема СС, символика сатанистов, символика поклонников рок-музыки) неприменимы для истолкования смысловой нагрузки исследуемого изображения.

Изображение кинжалов, удерживаемых в челюстях черепов, следует интерпретировать с учетом того, что православной традиции свойственно использование иносказаний, в которых орудия духовной борьбы прямо уподобляются вооружению и обмундированию воина:

«Облекайтесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для его примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, всё преодолевши, устоять. Итак станьте, препоясавши чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, и обувши ноги в готовность благовествовать мир. А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого. И шлем спасения возьмите и меч духовный, который есть слово Божие» (Послание апостола Павла к Ефесянам, 6; 11-17, выделено нами).

Аббревиатура «СПХ» на рисунке является сокращением названия православной общественной организации - Союза Православных хоругвеносцев.

Суммируя сказанное, информационный материал в целом выражает традиционное православное учение о необходимости хранить верность Православию, вплоть до готовности пострадать за свою веру, помнить об ожидающей всех людей смерти, крестной жертве Христа и о воскресении. Информационный материал не содержит негативной смысловой нагрузки, не направлен на возбуждение религиозной розни, на пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, религиозной принадлежности.

Вместе с тем, восприятие символов и лозунгов, представленных на рисунке, может также зависеть от индивидуальной интерпретаций их каждым, кто использует подобную символику.

3. Лингвистический анализ информационного материала

Информационный материал представляет собой совокупность вербальных (словесных) и невербальных элементов. Эти элементы представляет собой единое целое, объединенное иллюстративной функцией, следовательно, информационный материал является текстом (см. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текстов.., с. 399). Спорный текст (в совокупности с изображением) помещен в социальной сети. Социальная сеть как формат, как жанр направлена на построение в Интернете сообществ из людей со схожими интересами и/или деятельностью. Связь осуществляется посредством онлайнового сервиса, который позволяет объединять людей по определенному принципу, предоставляя им удобные инструменты общения и самовыражения (см., например, Прохоров А. Социальные сети и Интернет// КомпьютерПресс. 2006, № 10). Исследователи указывают следующие типичные для социальных сетей области и темы общения: обсуждение глобальных бытийных вопросов (в т.ч. религиозных, философских, экзистенциальных); обсуждение психологических проблем реального общения; агрессивное «выяснение отношений» между участниками форума; скрытая и открытая реклама товаров и услуг и др.

Для оценки общей смысловой направленности всего информационного материала (в том числе надписи «Православие или смерть!») следует учитывать особенности общения,в социальной сети (см. психологический анализ ниже) и направленность рубрики «Антирелигия», группу этой рубрики, а также ее концепцию. Именно направленность и обусловливает коммуникативные - цели авторов текстов, авторов информационных материалов. В рубрике «Антирелигия», размещённой в социальной сети «В контакте», в разделе «Информация», предваряющем доступ к остальным материалам страницы, опубликовано предупреждающее обращение к определенным поименованным посетителям {Господа верующие!) данной интернет-страницы: «...вы начинаете просмотр информации в группе атеистической тематики. Некоторые материалы вам могут показаться оскорбительными,..». Этим обращением автор (авторы) еще раз (кроме названия рубрики-группы «Антирелигия:») предупреждают, что имеющаяся в этом разделе информация относится к атеистической тематике. Тем самым авторы в какой-то мере хотят (это и есть их коммуникативная цель) исключить возможные дискуссии между верующими и атеистами, прямо указывая на исходную точку зрения публикуемых материалов - атеистическая и, таким образом, информация, представленная в этом разделе, не направлена на формирование либо разжигание конфликта.

При этом такое конкретизированное обращение не сужает потенциальную аудиторию, так как информация доступна любому пользователю. Следовательно, потенциальная аудитория (адресат) - неопределенно широкий круг лиц (в том числе и верующие, и атеисты).

Спорный информационный материал размещен в разделе «Альбом пользователей» среди других фотографий (л.д. 38), а также в разделе «Альбом обсуждений» (л.д. 46). В последнем есть и отклики посетителей сайта, а именно: «бредоносица»; «Продавать в рокерских магазинах в потемках (чтобы надпись не читалась, только черепа) — раскупят быстро. Или это оттуда же?»; «Примечание. Это девиз афонских монахов. Отпадение от православия вредно для души и губит ее. Вот смысл»; «Патриарх Кирилл осудил этот "лозунг"»; «почему с символикой атеизма никто не носят???? Трусы?» (л.д. 49-50).

С лингвистической точки зрения фраза Православие или смерть! представляет собой сложносочиненное предложение, включающее два полнозначных слова {православие и смерть), связанных союзом или. В предложениях подобной структуры смысл (значение) образуется в результате синтеза двух семантических компонентов: взаимоисключения и гипотетичности. Гипотетичность связана с допущением предполагаемого, обратного тому, о чем говорится в первой части {православие); взаимоисключение определяется несовместимостью ситуаций, соотносимых в первой и во второй части. Предполагаемая ситуация (вторая часть, в нашем случае - смерть) оценивается как нежелательное следствие неосуществления того, о чем говорится в первой части конструкции, а именно: если не православие, то смерть. Такие построения соотносительны с конструкциями с союзом иначе (в противном случае): Православие, а иначе/ в противном случае - смерть [см. о таких предложениях в: Русская грамматика. Т. 2, с. 627; см. также словарную статью или в: Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова; Отв. ред. Н.Ю. Шведова. М., 2008]. При этом коммуникативная цель подобных высказываний {Свобода или смерть! Отечество или смерть!) - информировать о своей позиции, то есть коммуникативная цель, направленность подобных высказываний - эмоционально окрашенная самопрезентация. Таким образом, такие высказывания не обращены «вовне», следовательно, не являются призывом (см. также вывод эксперта М.О. Шахова: «Лозунг [Православие или смерть'] не обращен "вовне", к неправославным и не предполагает принуждение кого-либо становиться православным под страхом смерти и не содержит призыва к преследованию или истреблению неправославных»).

Интерпретация текста (адресатом, читающим, получателем информации) фразы Православие или смерть! определяется также и конечным знаком препинания, Так, если автор предлагает сделать выбор между православием и смертью, то фраза представляет по цели высказывания вопрос, конечный знак препинания - вопросительный знак. 1

Исследуемая в спорном информационном материале фраза завершается восклицательным знаком {Православие или смерть!), следовательно, эта фраза по цели высказывания повествовательная (автор информирует), а восклицательный знак указывает на эмоциональную окраску этой информации, значимой для автора. Автор выражает свою жизненную позицию: 1) лучше принять смерть, чем отказаться от православия; 2) отказ от православия равносилен смерти. Учитывая также результаты проведенного социокультурного анализа фразы [см. выше анализ эксперта М.О. Шахова: «Православие или смерть» означает внутренний духовный выбор для последователей православной веры - или сохранение веры, или гибель (смерть)»], эту фразу следует понимать как самопрезентацию автора (говорящего, пишущего). То есть: для него, для автора этой фразы, важен такой выбор (православие), и он его сделал, о чем и сообщает читателю. При этом смерть в контексте исследуемой фразы имеет широкое значение, а не только «физическая гибель, кончина».

Высказывание Православие или смерть! в совокупности с рисунком в контексте смысловой направленности рубрики-группы не содержит вербально выраженного противопоставления одной группы лиц другой по какому-либо признаку.

Расположение фразы Православие или смерть! именно на майке (надпись доступна неограниченному кругу лиц) позволяет предположить, что, скорее всего, в контексте рубрики «Антирелигия» (с учетом предупреждающего обращения) фраза «Православие или смерть!» будет интерпретироваться понимающими читателями (получателями информации) как выражение жизненной позиции человека, одетого в эту майку, либо у иного адресата эта надпись будет вызывать недоумение и интерес (что отражено в откликах - см. выше).

Таким образом, коммуникативная цель спорных информационных -самопрезентация автора (говорящего), эта цель не направлена на возбуждение религиозной розни. Коммуникативная цель не направлена на пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан, по признаку их отношения к религии, религиозной принадлежности; в спорных информационных материалах отсутствуют признаки призывов к возбуждению религиозной розни, обосновывающих либо оправдывающих возбуждение религиозной розни.

4. Психологический анализ информационного материала

Для социальной сети характерны свои формы общения, мотивации и модели так называемого сетевого поведения, среди которых типичны: вступление участника в дискуссию (выражение автору благодарности за интересный текст и теоретические замечания относительно отдельных моментов изложенного им), начало самораскрытия со стороны участника, приведение примеров из собственной жизни; комментирование реплик других дискурсантов с точки зрения собственного жизненного опыта через призму собственных ценностей и убеждений; «выяснение отношений» между теми участниками дискуссии, чьи мировоззрения содержат конфликтующие между собой установки и др.

Установить категорично, какой именно образ сложится у читателя после прочтения текста в совокупности (надпись+рисунок), невозможно, поскольку люди воспринимают одно и то же сообщение по-разному и реагируют на него различным образом, что зависит, например, как от их взглядов, ценностей, установок, так и от сочетания внешних факторов и их совокупного (кумулятивного) эффекта (например, от того, сколько текстов однородного или неоднородного содержания читатель прочел одновременно с исследуемым).

Реальное воздействие, оказанное представленным информационным материалом на отдельных читателей, можно установить по содержанию реплик (откликов) посетителей сайта (адресатов).

Отклики посетителей сайта, а именно: (1) «бред оно аща»; (2) «Продавать в рокерских магазинах в потемках (чтобы надпись не читалась, только черепа) — раскупят быстро. Или это оттуда же?»; (3) «Примечание. Это девиз афонских монахов. Отпадение от православия вредно для души и губит ее. Вот смысл»; (4) «Патриарх Кирилл осудил этот "лозунг"»; (5) «почему с символикой атеизма никто не носят???? Трусы?» (л.д. 49-50) показывают, что восприятие исследуемого материала не вызвало у них негативных эмоций.

Из пяти откликов посетителей (адресатов):

(1)      - дает оценочную характеристику, обесценивая смысловое значение исследуемого информационного материала - «бредоносица», то есть адресат вообще не понял смысла информационного материала;

(2)      предлагает продавать в рокерских магазинах в потемках, то есть адресат не знаком с первичным значением представленного рисунка, соотнес его, видимо, со своим жизненным опытом;

(3)      поясняет историко-религиозную основу и смысловое значение фразы «Православие или смерть!», то есть адресат обладает сведениями о православии как вероучении;

уточняет (в ответ на отклик 3) отношение Русской Православной Церкви к этому лозунгу, приводя оценку Патриарха, при этом пишущий (он же - адресат) никак не высказывает своего отношения к информационному материалу;

удивляется, почему никто не носит одежду с «символикой атеизма», предполагая, что это из-за трусости.

Таким образом, имеющиеся отклики свидетельствуют о том, что содержательно они полностью соответствуют тематической направленности и заданной тональности общения в группе «Антирелигия», не направленной на конфликт.

Исследуемый информационный материал, а именно изображения (рисунки), содержащиеся в нем, вероятностно могут способствовать -возникновению негативных эмоций у некоторых адресатов. Эти негативные эмоции вероятностно могут относиться именно к рисунку, так как возможно (в силу разных фоновых знаний, разного опыта адресатов) смешение разных символов, (ср. череп и кости как предупреждающий знак «Здесь опасно!», череп и кости как символ смерти; кинжалы и черепа как символ угрозы и др.). Однако и в этом вероятностном случае негативные эмоции не будут направлены на группы лиц, выделяемых по какому-либо признаку.

Таким образом, спорные информационные материалы не несут негативной смысловой нагрузки, не содержат конфликта между какими-либо группами, следовательно, не направлены на возбуждение религиозной розни. Эти спорные информационные материалы не направлены на пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, религиозной принадлежности; в спорных информационных материалах отсутствуют призывы к возбуждению религиозной розни, обосновывающие, либо оправдывающие возбуждение религиозной розни.

Синтезирующая часть В результате проведенного религиоведческого (социокультурного) анализа информационных материалов установлено, что историко-религиозная основа спорных информационных материалов - православное учение об исключительной важности для каждого православного христианина хранить верность Православию вплоть до самопожертвования (мученичества за веру). На представленном на исследование материале высказывание «Православие или смерть!» написано по-русски и по-гречески. Этим подчеркивается его происхождение от лозунга монахов-афонитов. Черепа, как символ смертности и смерти в комбинации с восьмиконечными православными крестами, являются также графической интерпретацией фразы «Православие или смерть!». Изображение кинжалов, удерживаемых в челюстях черепов, следует интерпретировать с учетом того, что православной традиции свойственно использование иносказаний, в которых орудия духовной борьбы прямо уподобляются вооружению и обмундированию воина.

Утверждение об исключительной важности принадлежности к Православию для спасения души имеет богословское значение и лежит в общехМ русле учения Православной церкви. Различие между членами Церкви и теми, кто не принадлежит к ней, может быть рассматриваемо в категориях «превосходства» первых и «неполноценности» вторых только в теологическом плане в отношении их судьбы в загробном мире, но не в качестве пропаганды неравенства, дискриминации и насилия в земной жизни. Следовательно, такое противопоставление отсутствует в содержательно светской рубрике «Антирелигия», представленной в социальной сети. Поскольку все символы и надписи, составляющие изображение на спорном информационном материале как по отдельности, так и в сочетании, связаны с Православием, интерпретации смысла изображения черепа, принятые в других культурных традициях, неприменимы для истолкования смысловой нагрузки исследуемого материала,

В результате проведенного религиоведческого, лингвистического и психологического анализа установлено, что спорные информационные материалы не содержат какого-либо негативного смысла (смысловой нагрузки), а также не содержат конфликта между какими-либо группами.

Коммуникативная цель информационных материалов - самопрезентация автора (говорящего), эта цель не направлена на возбуждение религиозной розни. Спорные информационные материалы не содержат психологических и лингвистических признаков пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, религиозной принадлежности.

В спорных информационных материалах не содержится психологических и лингвистических признаков призывов к возбуждению религиозной розни, обосновывающих либо оправдывающих возбуждение религиозной розни.

Оценка экспертных заключений

Выводы настоящей экспертизы не совпадают с выводами некоторых первичных исследований (справка № 49/10 от 01.03.2010 - л.д. 53-55, № 207/09 от 20.07.2009 - л.д. 56-57). А именно: не совпадают с результатами указанных выше «комплексных психолого-лингвистических исследований», проведенных сотрудниками Российского института культурологи (Батовым В.И. и Крюковой Н.Н.). Расхождения в выводах обусловлены следующим.

Специалисты (эксперты), проводящие комплексное психолого-ликгвистическое исследование, должны обладать специальными знаниями и специальной подготовкой в области психологии (что в данном случае подтверждено образованием одного специалиста - Батова В.И.) и лингвистики (что в данном случае не подтверждено), В справках не содержится сведений о наличии соответствующих специальных знаний - в области лингвистики - у специалистов (экспертов) Батова В.PL, Крюковой Н.Н., в связи с чем их компетентность как соответствующих специалистов вызывает сомнение.

Кроме того, для полного и всестороннего исследования представленного информационного материала требуется социокультурный анализ с привлечением специалиста в области религиоведения.

В справках исследования (исследовательская часть) отсутствуют как таковые, не содержится в справках и анализа представленных материалов. Разделы, названные «Исследование» (л.д. 54, л.д. 56об.), включают в себя так называемую «констатацию фактов», основанную на субъективных (а не научных) представлениях, что приводит к необоснованности выводов, которые являются по сути являются голословными (ничем н©> подтвержденными) утверждениями.

Представленные на исследование информационные материалы описаны специалистами (экспертами) вне контекста, без учета особенностей формата социальных сетей, без учета направленности рубрики, группы этой рубрики и концепции рубрики, коммуникативной цели автора, историко-религиозной основы надписи Православие или смерть! в совокупности с рисунком. Всё это также указывает на отсутствие анализа, исследования и приводит к необоснованности выводов.

Следовательно, справки № 49/10, № 207/09 не содержат всестороннего, полного исследования объекта, а выводы специалистов (экспертов) о том, что представленное на исследование изображение молодой женщины в футболке с нанесенной символикой и лозунгом «Православие или смерть! «направлено на возбуждение религиозной розни»; в данном материале «содержится пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии», «присутствует призыв к возбуждению религиозной розни, обосновывающие, либо оправдывающее возбуждение религиозной розни» (л.д. 53-55, л.д. 57), не обоснованы.

1. Историко-религиозная основа информационных материалов изображение молодой женщины в футболке с нанесенной символикой и лозунгом «Православие или смерть!», а также изображение футболки с нанесенной символикой и лозунгом «Православие или смерть!», размещенные в сети Интернет на сайте «Вконтакте.ру» по адресу «http://vkontakte.ru», - православное учение об исключительной важности для каждого православного христианина хранить верность Православию вплоть до самопожертвования (мученичества за веру).

Информационные материалы - изображение молодой женщины в футболке с нанесенной символикой и лозунгом «Православие или смерть!», а также изображение футболки с нанесенной символикой и лозунгом «Православие или смерть!», размещенные в сети Интернет на сайте «Вконтакте.ру» по адресу «http://vkontakte.ru», - не содержат какого-либо негативного смысла (смысловой нагрузки).

2.        Коммуникативная цель информационных материалов – изображение молодой женщины в футболке с нанесенной символикой и лозунгом «Православие или смерть!», а также изображение футболки с нанесенной символикой и лозунгом «Православие или смерть!», размещенные в сети Интернет на сайте-«Вконтакте.ру» по адресу «http://vkontakte.ru», - самопрезентация автора, эта цель не направлена на возбуждение религиозной розни.

3.        Информационные материалы - изображение молодой женщины в футболке с нанесенной символикой и лозунгом «Православие или смерть!», а также изображение футболки с нанесенной символикой и лозунгом «Православие или смерть!», размещенные в сети Интернет на сайте «Вконтакте.ру» по адресу «http://vkontakte.ra», - не направлены на пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, религиозной принадлежности.

4.        В информационных материалах - изображение молодой женщины в футболке с нанесенной символикой и лозунгом «Православие или смерть!», а также изображение футболки с нанесенной символикой и лозунгом «Православие или смерть!», размещенные в сети Интернет на сайте «Вконтакте.ру» по адресу «http://vkontakte.ru», - отсутствуют призывы к возбуждению религиозной розни, обосновывающие либо оправдывающие возбуждение религиозной розни.

Эксперт О.Д. Маланцева

Эксперт Ю.А. Сафонова

Эксперт Н.А. Сладкова

Эксперт М.О. Шахов



! Макарий (Булгаков), епископ. Православно-догматическое богословие. Часть П. СПб., 1357. С. 159.

[2] Ратинов А.Р., Кроз М.В., Ратинова М.А. Ответственность за разжигание вражды и ненависти. Психолого-правовая характеристика. М., 2005. С/49.






также в рубрике ] мы: