Инна Загребина. Министерство Справедливости против благотворительности?

26 Июля 2011

Управление Министерства Юстиции РФ по Республике Адыгея вынесло отказ в государственной регистрации религиозной организации за указание в Уставе одним из видов деятельности – благотворительность. С просьбой о регистрации обращалась община христиан веры евангельской, которая относится к Российской Церкви ХВЕ.

Основанием отказа послужил пункт в Уставе, предусматривающий подготовку и реализацию программ содействия освобождению граждан от алкогольной, наркотической и другой зависимости, их реабилитации и адаптации в обществе.

Между тем, ни для кого не секрет, что наркомания представляет угрозу национальной безопасности и демографической ситуации в стране. В сентябре 2009 г. Президент нашей страны Д.А. Медведев на заседании Совета безопасности России выступил за разработку стратегии государственной антинаркотической политики и чёткого плана её реализации. 9 июня 2010 года Указом Президента Российской Федерации была утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.

18 апреля 2011 года под председательством Президента Российской Федерации Д.А. Медведева состоялось заседание Президиума Государственного совета Российской Федерации "О мерах по усилению противодействия потреблению наркотиков среди молодёжи". Выступая на заседании Президиума Госсовета, Дмитрий Анатольевич подчеркнул, что: «По экспертным оценкам, у нас не менее двух с половиной миллионов человек употребляют наркотики. Это страшная цифра, конечно. Причём 70 процентов - молодёжь до 30 лет, это ещё более тяжёлая цифра". Совершенно очевидно, что употребление наркотиков среди молодежи представляет угрозу национальной безопасности страны и носит  глобальный характер.

Президент выделил наиболее актуальные задачи в данной сфере, одной из которых является профилактика наркомании. Также он отметил важность антинаркотической пропаганды среди молодежи совместно с общественными организациями, подчеркнув, что задачей руководителей регионов является "создание нормальных условий для деятельности общественных организаций, которые занимаются формированием здорового образа жизни".

В этой связи деятельность религиозных организаций по профилактике и духовно-нравственной реабилитации лиц страдающих алкогольной и наркотической зависимостью казалось бы, должна поощряться, однако как видим на практике по какой-то причине при ее осуществлении религиозные организации сталкиваются с рядом не разрешимых проблем.

Подобные претензии со стороны Управления Юстиции 2 года назад высказывались в адрес религиозной организации в г. Новосибирске.  Управлением Министерства юстиции по Новосибирской области было направлено Предупреждение о недопустимости нарушения законодательства РФ, в котором было указано, что Церковь не имеет права содействовать профилактике и реабилитации  лиц, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью. 

Однако следует отметить, что Церкви, занимаясь данного рода благотворительной деятельностью, не только не нарушают закон, но наоборот вносят свою лепту в борьбе с этой все более нарастающей бедой в нашем обществе.

Тогда как должностные лица территориальных подразделений Министерства Юстиции вынося подобные отказы и предупреждения подписываются под собственной некомпетентностью. Либо срабатывает синдром советской эпохи, когда согласно Постановлению ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» религиозным общинам запрещалась всякая социальная и благотворительная деятельность, либо сказывается недостаточность знания действующего законодательства, конфессиональная ангажированность и выслужливость перед вышестоящим начальством.

Между тем,   в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций. Более того, государство должно оказывать содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 11 августа 1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее Закон № 135) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность не только граждан, но и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

В соответствии со ст. 4 данного закона юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей. Юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации. Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных Законом целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления.

В заключении хотелось бы задать вопрос должностным лицам вынесшим отказ. Неужели амбиции стоят выше, чем спасение жизней молодых людей, за которыми смерть идет по пятам? Неужели, чтобы обрести человечность необходимо лично столкнуться с этой бедой?






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru