О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Документ. Приказ Министра обороны Украины "Об утверждении Концепции душпастырской опеки в Вооруженных Силах Украины

  версия для печатиотправить ссылку другу
28 Июля 2011
 
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ УКРАИНЫ
 
ПРИКАЗ
МИНИСТРА ОБОРОНЫ УКРАИНЫ


22.04.2011                                         г. КИЕВ                                         № 220


Об утверждении Концепции
душпастырской опеки в
Вооруженных Силах Украины

 

В целях обеспечения права на свободу совести и вероисповедания, совершенствования механизмов удовлетворения религиозных потребностей военнослужащих Вооруженных Сил Украины, определения методологических и методических основ этой деятельности, создания в будущем института военного духовенства (капелланства) в Вооруженных Силах Украины

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Концепцию душпастырской опеки в Вооруженных Силах Украины, которая прилагается.

2. Приказ разослать каждой отдельной воинской части.



Министр обороны Украины                                                            М.Б. ЕЖЕЛЬ

_______________
 
УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министра обороны Украины
22.04.2011 г. № 220

КОНЦЕПЦИЯ

душпастырской опеки в Вооруженных Силах Украины

 

1. Общие положения

1.1 Государство, в лице Министерства обороны Украины, обеспечивая соблюдение свободы совести и вероисповедания военнослужащих, которая гарантирована Конституцией Украины, и церковь (религиозные организации) в сфере обеспечения духовных потребностей верующих, направляют свои усилия на организацию системной работы по налаживанию душпастырской опеки в Вооруженных Силах Украины.

Согласно статье 35 Конституции Украины, которая гарантирует право на свободу мировоззрения и вероисповедания, статьи 21 Закона Украины "О свободе совести и религиозных организациях", которая определяет, что командование воинских частей предоставляет возможность военнослужащим принимать участие в богослужениях и в выполнении религиозных обрядов, а также в соответствии с нормами международного гуманитарного права началась деятельность, направленная на обеспечение душпастырской опеки со стороны церкви (религиозных организаций) военнослужащих Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований.

С 1996 года в разных конфессиях начинают формироваться направления их деятельности по удовлетворению духовных потребностей военнослужащих, назначаются ответственные за данные направления, создаются соответствующие структуры.
 
После 2004 года началась активизация военно-церковного сотрудничества. Следствием этого стало издание Министром обороны Украины директивы от 21 апреля 2006 года № Д-25 "Об упорядочении вопросов удовлетворения религиозных потребностей военнослужащих Вооруженных Сил Украины". Этот документ и подтолкнул к системной деятельности в этой сфере.

В свою очередь, это привело к образованию 1 ноября 2008 года в структуре Департамента гуманитарной политики Министерства обороны Украины сектора по  работе с религиозными организациями.

1.2. Министерство обороны Украины совместно с семью конфессиями, верующие которых служат в Вооруженных Силах Украины, 10 ноября 2008 года подписало "Меморандум о сотрудничестве по делам душпастырской опеки военнослужащих Вооруженных Сил Украины" (далее – Меморандум).

Для налаживания более эффективного сотрудничества религиозных организаций, выработки единых подходов к внедрению института военного капелланства 29 апреля 2009 года приказом Министра обороны Украины от 17 марта 2009 года № 115 был создан Совет по делам душпастырской опеки при Министерстве обороны Украины.

Исходя из положений указанного Меморандума и намерений сторон по объединению усилий в осуществлении практических мероприятий, направленных на поэтапное внедрение в Вооруженных Силах Украины эффективной системы душпастырской опеки и созданию института военного духовенства (капелланства), принимается Концепция душпастырской опеки в Вооруженных Силах Украины (далее – Концепция).

1.3. Концепция должна обеспечить углубление системного сотрудничества Вооруженных Сил Украины и церкви (религиозных организаций), совершенствование нормативно-правовой базы, организационной, научной, образовательной и других видов деятельности структурных подразделений центрального аппарата Министерства обороны Украины и Генерального штаба Вооруженных Сил Украины, органов военного управления в сфере обеспечения религиозных потребностей военнослужащих Вооруженных Сил Украины.

2. Определение терминов

2.1. Военный священнослужитель (священник, капеллан, пастырь, имам) – лицо, уполномоченное своей конфессией для осуществления душпастырской опеки над верующими военнослужащими, принадлежащими к этой конфессии, и над теми, кто добровольно пришел к нему.
 
2.2. Душпастырская опека военнослужащих – вид пасторского служения конфессии, направленный на духовную опеку и удовлетворение религиозных потребностей военнослужащих и работников Вооруженных Сил Украины, которые, учитывая характер выполняемой ими военной службы, в тот или иной способ испытывают ограничения в свободе исповедовать свою религию и требуют духовной опеки.

2.3. Конфессия – это Церковь или религиозное объединение, которое характеризуется вероисповедной, богословской, иерархической и обрядовой составляющими.

2.4. Уполномоченный по душпастырской опеке военнослужащих – представитель определенной конфессии, уполномоченный ее руководством на участие в государственно-конфессиональных отношениях, связанных с осуществлением душпастырской опеки в Вооруженных Силах Украины, и на координацию деятельности военных священнослужителей этой конфессии.

3. Цель, принципы и задачи душпастырской опеки военнослужащих 

3.1. Главная цель душпастырской опеки военнослужащих – обеспечить удовлетворение религиозных потребностей военнослужащих Вооруженных Сил Украины. 

3.2. Душпастырская опека военнослужащих осуществляется исходя из следующих принципов: 
  • обеспечения конституционных прав гражданина на свободу мировоззрения и вероисповедания;
  • равенства всех конфессий, верующие которых проходят службу в Вооруженных Силах Украины, в возможностях для удовлетворения религиозных потребностей верующих;
  • приоритетности боевой подготовки при планировании и проведении мероприятий душпастырской опеки военнослужащих;
  • невмешательства священнослужителей в деятельность командования воинских частей (подразделений);
  • невмешательства военного командования во внутренние дела религиозных организаций и в межконфессиональные отношения;
  • уважения, толерантного отношения к представителям других конфессий и друг к другу;
  • недопущения прозелитизма, под которым имеются в виду любые действия, посредством которых осуществляются попытки увеличить количество собственных верующих за счет последователей других конфессий;
  • согласования всех вопросов относительно использования зданий и помещений, построенных (восстановлены, приспособленные) для реализации культовых нужд на территории военных частей, городков, военных учебных заведений, госпиталей и т.д., на основе толерантного отношения к представителям других конфессий.
3.3. Задачи душпастырской опеки: 
  • обучение верующих военнослужащих основам вероучения;
  • воспитание любви к Богу, готовности к самопожертвованию ради Родины и ближних;
  • развитие у военнослужащих устойчивых моральных качеств - справедливости, мужества, умеренности, дисциплинированности, верности своим обязанностям и т.п.;
  • воспитание чувства любви к Родине, уважения к общечеловеческим ценностям, культурному и духовному достоянию.

4. Структура и организация душпастырской опеки в Вооруженных Силах Украины 

4.1. Организация, координация и осуществление душпастырской опеки в Вооруженных Силах Украины осуществляется на следующих структурных уровнях: 
  • Совет по делам душпастырской опеки при Министерстве обороны Украины;
  • уполномоченные по душпастырской опеке военнослужащих от каждой отдельной конфессии;
  • военные и местные священнослужители, назначенные соответствующей иерархией для удовлетворения религиозных потребностей своих верующих.
4.2. Совет по делам душпастырской опеки при Министерстве обороны Украины действует для обеспечения сотрудничества различных конфессий и способствует практической реализации становления института военного духовенства (капелланства) в Украине в пределах полномочий, определенных Положением о Совете по делам душпастырской опеки при Министерстве обороны Украины, которое утверждено приказом Министра обороны Украины. 

4.3. К функциям Совета по делам душпастырской опеки при Министерстве обороны Украины, в частности, относятся: 
  • определение направлений развития института военного душпастырства (капелланства) в Украине;
  • разработка предложений по урегулированию отдельных вопросов деятельности военных священнослужителей;
  • обеспечение сотрудничества представителей различных конфессий при осуществлении душпастырской опеки в Вооруженных Силах Украины;
  • содействие межконфессиональному диалогу и формированию общей позиции конфессий в государственно-конфессиональных отношениях, связанных с душпастырской опекой в Вооруженных Силах Украины;
  • представления общих интересов военных священнослужителей разных конфессий перед органами военного управления, Министерством обороны Украины, другими органами исполнительной власти;
  • выработка общих принципов воспитательной деятельности среди верующих военнослужащих Вооруженных Сил Украины, методов и способов ее осуществления и т.п.;
  • организация учебных программ для кандидатов на выполнение функций военных священнослужителей, а также для тех, кто уже осуществляет душпастырскую опеку в Вооруженных Силах Украины;
  • координация обустройства культовых помещений и мест для служения на землях обороны;
  • согласование порядка совместного использования помещений, предоставленных для нужд военного душпастырства, и другого имущества религиозного назначения, а также участия в военных торжествах и других мероприятиях;
  • рассмотрение спорных вопросов, контроль за соблюдением межконфессиональных договоренностей и решений в практической деятельности военных священнослужителей;
  • предоставление рекомендаций высшей иерархии конфессии о привлечении к дисциплинарной ответственности военного священнослужителя, в случае грубых нарушений с его стороны межконфессиональных договоренностей и решений Совета по делам душпастырской опеки при Министерстве обороны Украины, а также в случае проповедования им межконфессиональной вражды, провокаций своими действиями религиозной нетерпимости и использования в войске методов прозелитизма в религиозной деятельности среди военнослужащих;
  • учет военных священнослужителей;
  • решение других вопросов, связанных с координацией душпастырской опеки в Вооруженных Силах Украины.
4.4. Каждая конфессия, которая принимает участие в осуществлении душпастырской опеки военнослужащих, определяет Уполномоченного по душпастырской опеке военнослужащих. 

4.5. Уполномоченные по душпастырской опеке военнослужащих от различных конфессий, координируют свое сотрудничество через Совет по делам душпастырской опеки при Министерстве обороны Украины. 

4.6. Уполномоченный по душпастырской опеке военнослужащих: 
  • несет ответственность перед высшей иерархией своей конфессии за организацию и осуществление душпастырской опеки;
  • занимается непосредственной координацией деятельности военных священнослужителей среди военнослужащих и членов их семей, принадлежащих к конфессии, которую он представляет;
  • организовывает работу военных священнослужителей своей конфессии так, чтобы налаживать диалог и, по мере возможностей, конструктивное сотрудничество с военными священниками других конфессий – с целью недопущения межконфессионального напряжения в местах осуществления душпастырской опеки;
  • является ответственным за ведение списка (регистра) военных священнослужителей своей конфессии.
4.7. Военными священнослужителями могут быть представители тех церквей и религиозных организаций, которые являются членами Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций и Совета по делам душпастырской опеки при Министерстве обороны Украины. 

4.8. Военный священнослужитель имеет право: 
  • проводить богослужения и другие религиозные службы и обряды в определенное время и в соответствующем месте;
  • в установленном порядке находиться на территории воинской части (подразделения) или в другом месте осуществления душпастырской опеки;
  • использовать помещения и имущество, предназначенные для нужд душпастырской опеки;
  • организовывать празднование в воинской части религиозных праздников;
  • участвовать в обустройстве мест проведения богослужений и других религиозных обрядов;
  • обращаться с жалобами к высшему командованию по поводу нарушений прав военнослужащих на свободу совести и вероисповедания;
  • давать советы и рекомендации командирам по поводу религиозных вопросов, принимать участие в выработке решений в этой сфере;
  • организовывать благотворительную помощь малообеспеченным семьям военнослужащих и работников Вооруженных Сил Украины, больным и госпитализированным военнослужащим и т.д.
4.9. Военный священнослужитель обязан: 
  • в своей деятельности руководствоваться Конституцией Украины и законами Украины, предписаниями своей религии (церковного права) и нормами этикета военного священнослужителя;
  • толерантно относиться к выбору тех военнослужащих, которые не исповедуют никакой религии, и не принуждать никого к участию в религиозных обрядах (церемониях);
  • с уважением относиться к представителям других конфессий, воздерживаться от заявлений или действий, которые могут спровоцировать религиозную неприязнь, нетерпимость, вражду среди военнослужащих;
  • придерживаться военного распорядка путем согласования определенного времени для мероприятий душпастырской опеки;
  • соблюдать нормы режима секретности и сохранения государственной тайны в соответствии с законодательством Украины;
  • при осуществлении душпастырской опеки соблюдать законодательство Украины и правопорядок;
  • соблюдать установленные правила совместного использования культового имущества и мест для служения.
4.10. Формы деятельности военных священнослужителей в процессе обеспечения душпастырской опеки военнослужащих: 
  • организация и осуществление религиозных обрядов;
  • организация и внедрение учебных программ по основам вероучения и морали;
  • оборудование, восстановление, строительство мест для богослужения, которые предназначены для нужд военнослужащих;
  • организация посещений военнослужащими местных храмов, расположенных вблизи мест дислокации воинских частей (подразделений);
  • участие в принятии присяги военнослужащими;
  • осуществление нравственно-патриотического воспитания военнослужащих на принципах национально-исторических традиций украинского народа;
  • проведение специальных морально-воспитательных программ (антиалкогольной, антинаркотической, против самоубийств, разводов, по детскому воспитанию и т.д.);
  • душпастырская опека над больными военнослужащими;
  • организация предоставления ритуальных услуг при погребении военнослужащих Вооруженных Сил Украины, лиц, уволенных с военной службы, и ветеранов войны;
  • помощь исполнительным органам сельских, поселковых, городских советов, органам исполнительной власти в содержании воинских кладбищ, воинских участков на кладбищах, военных братских и одиночных могил;
  • другие задачи, связанные с духовной и нравственно-воспитательной составляющей жизнедеятельности Вооруженных Сил Украины.
4.11. Военный священнослужитель, назначенный для осуществления душпастырской опеки военнослужащих – верующих своей конфессии, является подотчетеным за свою деятельность перед Уполномоченным по душпастырской опеке военнослужащих этой конфессии, одновременно находясь в иерархической подчиненности региональному руководству своей конфессии. 

4.12. Деятельность военного священнослужителя прекращается в случае его отзыва руководством конфессии и когда это обусловлено требованиями законодательства Украины. 

4.13. Военные священнослужители допускаются к осуществлению душпастырской опеки с разрешения командования соответствующей воинской части (подразделения) на основании: 
  • инициативы военнослужащих или работников Вооруженных Сил Украины, которые имеют право поставить перед командованием воинских частей (подразделений) или гарнизонов вопрос о предоставлении возможности получить душпастырскую опеку со стороны военного священнослужителя их конфессии;
  • ходатайства Уполномоченного по душпастырской опеке военнослужащих каждой отдельной конфессии о назначении соответствующего военного священнослужителя для определенной воинской части (подразделения) или гарнизона в целях осуществления душпастырской опеки верующих военнослужащих, несущих службу на соответствующей территории.
4.14. Военные священнослужители координируют свою деятельность с командованием воинских частей (подразделений), с которыми согласовывают: 
  • душпастырские мероприятия – с планом боевой подготовки части и распорядком дня;
  • организацию проведения богослужений, религиозных праздников и других религиозных мероприятий;
  • организацию обустройства мест для служения и культовых служб;
  • распространения среди военнослужащих религиозной литературы и другой печатной продукции.
4.15. Командование воинских частей (подразделений):
  • оказывает содействие в удовлетворении религиозных потребностей военнослужащих и в реализации их права на душпастырскую опеку со стороны военных священнослужителей;
  • не ограничивает право военнослужащих на душпастырскую опеку со стороны военного священнослужителя той конфессии, к которой они принадлежат, в случае если в этой воинской части осуществляется душпастырская опека представителем другой конфессии, что может расцениваться как содействие в осуществлении прозелитизма в религиозной деятельности;
  • способствует взаимодействию между военными священнослужителями разных конфессий, которые осуществляют душпастырскою опеку в соответствующей воинской части (подразделении).
4.16. При невозможности в воинской части (подразделении) удовлетворить духовные потребности военнослужащего – верующего другой конфессии, командование и определенный военный священнослужитель обязаны организовать встречу верующего с военным или местным священнослужителем соответствующей конфессии или иным образом оказать максимальное содействие в удовлетворении духовных потребностей военнослужащего. 

5. Подготовка и учет военных священнослужителей 


5.1. Каждая конфессия самостоятельно обеспечивает общую богословскую подготовку военных священнослужителей в соответствующих духовных учебных заведениях – духовных академиях, университетах, теологических факультетах, семинариях, медресе и т.д.
  
5.2. Совет по делам душпастырской опеки при Министерстве обороны Украины совместно с Министерством обороны Украины разрабатывает специальный учебный курс (программу) для подготовки военных священнослужителей. 

5.3. С целью обобщения данных о военных священнослужителях каждая конфессия ведет отдельный учет военных священнослужителей в соответствии с установленной формой. 

5.4. Учетные данные военных священнослужителей определяются Советом по делам душпастырской опеки при Министерстве обороны Украины в соответствии с предложениями со стороны Министерства обороны Украины. 

5.5. На запрос Министерства обороны Украины к руководству конфессии Уполномоченный по душпастырской опеке военнослужащих предоставляет сведения о военном священнослужителе для заключения с ним соглашения об осуществлении душпастырской опеки в определенной воинской части (подразделении) на постоянной основе и зачисления его к персоналу Вооруженных Сил Украины. 

5.6. Уполномоченные по душпастырской опеке военнослужащих направляют командованию воинских частей (подразделений) список военных священнослужителей, которые определены каждой отдельной конфессией для осуществления душпастырской опеки военнослужащих в соответствующих гарнизонах, воинских частях или подразделениях Вооруженных Сил Украины. 

5.7. Министерство обороны Украины создает собственный список военных священнослужителей, которые осуществляют душпастырскую опеку в определенной воинской части (подразделении).

6. Места для душпастырского служения 

6.1. Основными объектами, где осуществляется душпастырская опека военнослужащих, являются: 
  • органы военного управления;
  • воинские части и отдельные подразделения;
  • военные госпитали;
  • военные учебные заведения;
  • места компактного проживания семей военнослужащих.
6.2. С разрешения военного командования члены семей военнослужащих и работников Вооруженных Сил Украины, в случае невозможности удовлетворить свои религиозные потребности другим способом, также могут воспользоваться услугами и культовыми сооружениями военных священнослужителей, которые осуществляют душпастырскую опеку военнослужащих Вооруженных Сил Украины. 

6.3. Порядок пользования культовыми сооружениями (храмами, часовнями, молитвенными домами и комнатами) на территории воинской части (подразделения) устанавливается в соответствии с законодательством Украины. 

В случае предоставления командованием воинской части (подразделения) помещения для проведения культовых действий, это помещение может использоваться военными священнослужителями для удовлетворения религиозных потребностей военнослужащих, которые служат в воинской части (подразделении), и принадлежат к разным конфессиям. 

6.4. Вопросы обустройства и функционирования культовых сооружений на территории воинских частей (подразделений) должны решаться между представителями различных конфессий на основании толерантного отношения друг к другу.

6.5. В случае отсутствия храма на территории воинской части (подразделения) военный священнослужитель, по согласованию с командованием воинской части, может использовать полевой храм (часовню, молитвенный дом) или другое временное место для служения. 

7. Ожидаемые результаты реализации этой Концепции 

Внедрение этой концепции: 
  • позволит согласовать позиции религиозных организаций, верующие которых служат (работают) в Министерстве обороны Украины, органах военного управления, воинских частях, учреждениях и организациях Вооруженных Сил Украины, по поводу будущего института военного духовенства (капелланства);
  • определяет конкретные требования к представителям церкви (религиозных организаций) относительно их деятельности среди военнослужащих Вооруженных Сил Украины.

Директор Административного департамента 
Министерства обороны Украины 
генерал-майор                                                                                                        В.А. ГЕОРГИЕШ

Источник:  Институт религиозной свободы, г.Киев www.irs.in.ua Источник: Минобороны Украины




также в рубрике ] мы: