О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Протодиакон РПЦ Андрей Кураев: "Следствием оскорбляется сама Церковь"

  версия для печатиотправить ссылку другу
7 Июня 2012

Адвокат Марк Фейгин опубликовал в своем блоге постановление о привлечении в качестве обвиняемых фигуранток по делу Pussy Riot Анастасии Алехиной, Екатерины Самуцевич и Надежды Толоконниковой. Текст документа оскорбляет чувства литературоведов, богословов и всех говорящих по-русски. PublicPost публикует избранные места из постановления и наиболее яркие высказывания о нем. Полностью с документом можно ознакомиться в блоге адвоката Фейгина.

"Для совершения своих противоправных действий Толоконникова Н.А., Самуцевич Е.С., Алехина М.В. и неустановленные соучастники распределили между собой роли и намеренно приобрели для облачения одежду, явно и очевидно противоречащую общим церковным правилам, требованиям порядка, дисциплины и внутреннего уклада церкви".

"Понимая противоправность подготавливаемого к совершению деяния и весомость обиды, которую они готовились нанести всем прихожанам храма и верующим, Толоконникова Н.А., Самуцевич Е.С., Алехина М.В. и неустановленные соучастники прибегли к средствам, препятствующим их индентификации и, как следствие, затрудняющим их привлечение к предусмотренной законом уголовной ответственности, что увеличивает опасность совершенного деяния и придает ему вид злонамеренно осознанной и тщательно спланированной акции по унижению чувств и верований многочисленных приверженцев православного христианского вероисповидания и умалению духовной основы государства".

"Причинение столь весомого страданиям всем лицам, нашедшим свое духовное начало в служении православным идеям, предполагало спровоцировать волнения среди верующих, затронуть их самые сокровенные идеалы и представления о справедливости, добре и зле; неосознанно заставить искать возможность каких-либо ответных действий; создать предпосылки для активизации недружелюбных действий общественных групп, отдавших внутреннее предпочтение другим религиозным направлениям".

"...Незаконно проникли в огороженную часть храма, предназначенную для совершения священных религиозных обрядов, чем кощунственным образом унизили вековые устои и основополагающие руководства Русской православной церкви. Не ограничившись проделанным осквернением, желая нанести еще более глубокие духовные раны православным христианам..."

"...Сняли верхнюю одежду, бросив ее перед дверьми, ведущими в алтарную часть храма и символизирующими врата Рая (Царские врата), и остались в крайне непристойной для подобного места одежде, непозволительно открывающей различные части тела (руки, плечи)..."

"В целом реализованной акцией в явной неуважительной и непочтительной форме, лишенной всяких основ нравственности и морали, противопоставили себя православному миру; демонстративно и показательно попытались обесценить веками оберегаемые и чтимые церковные традиции и догматы; выставили себя в свете, принижающем внутренние убеждения граждан..."

Литературовед Григорий Дашевский, прочитав постановление, на своей странице в соцсети Facebook задает вопрос: "Хочется узнать у юридически образованных людей: сохраняет ли юридическую силу документ, который составлен из таких вот выражений, явно не имеющих отношения к праву (кроме как синтаксического)?".

Протодиакон РПЦ Андрей Кураев критикует в своем блоге постановление как совершенно безграмотное с точки зрения церкви.

"В выводах следствия по делу "Пусек" есть богословские потуги. Среди них — квалификация прохода на солею (еще молча, и еще — как подчеркивается в самом документе — в приличной одежде) как кощунства: "Незаконно проникли в огороженную часть храма, предназначенную для совершения священных религиозных обрядов, чем кощунственным образом унизили вековые устои и основополагающие руководства Русской православной церкви".

Тут ненавязчиво отождествляются солея и алтарь, что уже не очень прилично. А что это за государственные законы (а они, наверное, являются государственными, раз о них пишет гособвинитель), которые якобы запрещают всходить на солею?

Но главное — именно такой формулой следствием оскорбляется сама Церковь. Это же какими дебилами нас выставляет товарищ полковник, если пишет, что "вечными устоями и основополагающим руководством Церкви" может быть не Евангелие, а придуманный им запрет для мирян подходить к иконам иконостаса на солее!

Ну да, именно на том мы вечно и стоим — на запрете мирянам стоять на солее... А вот балканские Церкви не устояли — у них в порядке вещей то, что во время богослужения и вне него миряне ходят по солее, целуют иконы местного чина иконостаса и передают в алтарь поминальные записки...

Вновь говорю: свой строгий вердикт от нашего имени полковник выносит еще просто факту молчаливого подхода обвиняемых к амвону. Если бы он сказал банальную тавтологию: "Восхождение на солею с кощунественной целью является кощунством", — это было бы логично (ну, тавто-логично). Но сам факт контакта мирянских подошв и солеи кощунством не является.

Впрочем, полагаю, что богословская ахинейскость обвинения ярко доказывает неучастие самой Церкви в этом судебном процессе. Если бы полковник согласовывал свои действия и слова с патриархией, таких ляпов (их там много; желающие сами могут их найти и выставить; например — именование "самым священным местом храма" не престола, а амвона) не было бы".

источник: PublicHost


нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения




также в рубрике ] мы: