Петербургские полицейские получили пособие по толерантности

17 Февраля 2012

Про евреев и таджиков

В учебнике - 140 страниц, он был издан по заказу Смольного в рамках петербургской программы «Толерантность».  Пособие  содержит практические рекомендации для сотрудников полиции и рассказывает об «этноконфессиональном состоянии современного Петербурга». Книга состоит из четырех частей. Из первой полицейские узнают об истории и особенностях некоторых живущих в Петербурге национальностей. Во второй части научатся толерантно вести себя с мусульманами. В третьей части говорится об этнической дискриминации, в четвертой - о моральном облике полицейского.

Как рассказал Online812 один из авторов пособия - директор Экспертного центра по изучению проблем экстремизма при СПбГУ Сергей Кузнецов,  этот учебник рождался нелегко. Сначала его собирались издать, используя методические рекомендации Университета МВД. Но  Кузнецов высказался против.

-  Про толерантность там было написано очень неудачно -  много слов о  международных конвенциях, нормах права... Я высказал отрицательное мнение, и тогда мне самому поручили эту работу. И я уже не мог отказаться, -  говорит он.

Кузнецов написал много, но в итоге в учебник вошли лишь отдельные фрагменты его текста. 

- Вероятно, он не очень вписывался в общую идеологию. Моя  идея была рассказать, скорее, о нетолерантности, - поделился он.

Но в Смольном решили, что про нетолерантность писать пока не надо.  

- Во всяком случае, прочитав эту брошюру, полицейские хоть будут знать, что такое толерантность и смогут поддержать разговор на эту тему, - полагает Кузнецов.

Вот, например, что, согласно пособию, рядовой сотрудник полиции должен знать о «горских народах» (в кавычках – потому что так написано в пособии).

«Современный состав петербургских выходцев из Дагестана и Северного Кавказа сложился из осевших в городе учащихся, студентов, бывших военнослужащих, а также мигрантов последнего двадцатилетия. Одним из факторов миграции были военные действия в Чечне. Большое значение имело распространение на Санкт-Петербург в традиционных и нетрадиционных формах отходнической деятельности. Существуют такие виды специфического кавказского отходничества, как занятие женщин-даргинок торговлей на рынках Санкт-Петербурга, но особо выделяется деятельность мужчин молодых и средних возрастов в различного рода занятиях, включая те сферы, в которых требуется проявление особой отваги... Данный элемент горского физического воспитания оказался задействован в условиях передела собственности в 1990-х гг. ...Молодые мужчины, испытывавшие на родине жесткий диктат половозрастных норм, впервые оказываясь в Санкт-Петербурге и сталкиваясь с атомарностью социальной жизни мегаполиса, склонны, с одной стороны, демонстрировать формы асоциального поведения по отношению к женщинам или старшим, с другой – связывать социальную ответственность только с собственной хозяйственной, родственной или этнической группой...».

Директору  петербургского Культурного центра народов Кавказа  Мансуру Мансурову упоминание «асоциального поведения» молодых горцев показалось не очень уместным.

- Я бы забраковал такой текст, - с обидой сказал он. - Лучше бы написали, что Дагестан входит в состав Российской Федерации, а то не все полицейские знают. Когда документы проверяют, делают круглые глаза: «А почему это у вас российский паспорт?»  И зачем в учебнике говорится про женщин-даргинок? Это всего лишь - одна из народностей, все торгуют. Зачем только даргинок выделили? Или это наводка для полицейских? Раз даргинка - значит, торгуешь, и деньги есть, а?

У представителя Азербайджанской диаспоры Петербурга  Вагифа Имам-оглы Мамишева фрагмент, посвященный азербайджанцам (особенно упоминание про полукочевой образ жизни) вызвал восклицания «ой, не могу!».  Азербайджанец говорит, что если  полицейские будут при необходимости   искать Азербайджанские общественные организации, упомянутые в учебнике, то могут их и не найти - многие из них давно перестали существовать. В целом он отнесся к изданию полицейского пособия с юмором:

- Ну, написали и написали! - говорит он.

Всего в учебнике по толерантности рассказывается о девяти национальностях,  живущих в Петербурге. Среди них, кроме упомянутых, евреи, татары, армяне, грузины, таджики, узбеки и киргизы. Об остальных представителях этнического меньшинства - цыганах, туркменах или корейцах – полицейские, видимо, узнают из следующих изданий пособия. 

Правило левой руки

Отдельный раздел в пособии посвящен тому, как толерантно вести себя с мусульманами. Полицейским даются практические советы, например, по использованию своих правой и левой рук, а также служебных собак.

Вот что говорится в учебнике. 

«Уважение к таким правилам  дает повод подчеркнуть уважение к традиции. Например, не следует без особой нужды заходить в женскую часть дома, заставлять людей надевать стоя обувь, показывать тело от пояса до голеней, не стоит смотреть без необходимости на шею, руки до локтей, голени людей, не следует сидеть с переплетенными пальцами, щелкать и хрустеть ими. В доме нельзя оставлять открытыми сосуды с водой, не принято студить пищу, дуя на нее, вытирать нож о хлеб, есть и пить стоя, уносить от гостевого стола с собой какую-то пищу».

- Это правда, что нельзя обнажаться, - комментирует текст «полицейского пособия» шейх Джамалиддин хазрат Махмутов. - Но про обычаи с водой и хлебом я не знаю.  Может, это из народных традиций каких-то взято? - удивляется он.

«Есть ряд ситуаций, когда на приветствие мусульманин не отвечает – например, во время еды», - утверждает учебник. 

- Если вы скажете «здравствуйте», мусульманин обязательно ответит! Потому что вежливость - это главное, - не соглашается мусульманин.

Пособие также советует полицейским «все значимые действия совершать правой рукой (например, брать и возвращать документы, приветствовать и т.п.)». «Левая рука может выполнять только какие-то вспомогательные действия... Не стоит предлагать задержанным для приема пищи металлическую посуду, а для питья чашку щербатую или без ручки... В общении с мусульманами могут возникнуть проблемы при использовании служебных собак: в этом отношении надо помнить такие обычаи, как запрет собакам находиться в жилых помещениях (в доме, но не в жилой части разрешается держать только обученных охотничьих собак) и опасение соприкосновения с собачьей слюной (запрет, приравненный к запрету контакта с нечистотами)... По исламским канонам человек не должен оставаться ночью в доме один, свет во время сна обязательно должен быть потушен».

- Девяносто процентов того, что там написано, у нас нет, - говорит петербургский шейх Джамалиддин.  Насчет собак он разъяснил отдельно:

- После собаки, где она ходила, или мордочкой задела одежду, это место надо семь раз протереть водой или песком.

Больше, чем использование «правильной» руки, представителя мусульман  волнует другая проблема.

- В учебнике написано, что  в обуви нельзя заходить в помещение, где молятся? - спрашивает он. - Полицейские, когда входят в мечеть, никогда не снимают ботинки. А это - большой грех и неуважение!

В других разделах книги рассказывается о том, что нельзя проверять документы  у прохожих «по этническому признаку» и как правильно должен разговаривать полицейский.

«Не следует «проглатывать» окончания, тараторить, - говорит пособие. - Неприлично жестикулировать при разговоре с людьми, особенно на улице... Разговаривая,  не следует гримасничать...Неприлично при разговоре прикрывать рот рукой...». В книге много и других полезных советов.

После изучения каждой части пособия полицейские, по замыслу авторов, должны отвечать на вопросы и выполнять задания для закрепления материала. Предлагается, например, посетить Библиотеку национальных культур и назвать основные правила вежливого поведения, дополнив материалы раздела на основании собственного опыта. 

«То, что нужно для работы!»

Как сообщили Online812 в ГУ МВД РФ по Петербургу и Ленобласти,  учебные пособия  «Основы толерантного поведения» поступили в распоряжение начальников кадровых служб районных УВД  несколько дней назад.  Книга будет в обязательном порядке использоваться для занятий по морально-психологической подготовке личного состава.

Полицейским учебник понравился, хотя его пока мало,кто успел изучить. 

Начальник кадровой службы Калининского УВД Вадим Жиров говорит, что уже прочитал книгу:

- Слава богу, что появился такой учебник! Это то, что действительно необходимо для работы, - говорит полицейский.

По его словам, книги рядовому и младшему начальствующему составу на руки раздавать не будут. Но расскажут их содержание и проверят знания.

- У нас предусмотрены по результатам этих занятий зачеты и экзамены, -  рассказала замначальника отдела кадров Красносельского УВД Светлана Михайлова. -  А кто не сдаст, будет учить заново! - пообещала она.

- Наш учебник сейчас у начальника, изучает, -  поделилась замначальника отдела кадров Невского УВД. -  Литературы для занятий вообще не хватает, старое все. Хорошо бы еще пособие по борьбе с коррупцией выпустили, - мечтает женщина-полицейский.

В Комитете по внешним связям Петербурга (КВС), который совместно с Комитетом по законности и правопорядку  разрабатывал  «Основы толерантного поведения», не исключают, что вскоре для полицейских появится следующий учебник.  

- Аналогов этого пособия нет в Российской Федерации, - говорит начальник Управления координации государственных программ по межнациональным отношениям, связям с соотечественниками за рубежом и межрегиональному сотрудничеству  КВС Вера Сахарова,  - поэтому, конечно, работу надо продолжать. Повышение уровня квалификации в непростой сферой межкультурных коммуникаций  среди основных слоев профессионалов, имеющих к этому отношение, -  приоритетный момент  в реализации программы «Толерантность».  Издание учебного пособия для полицейских -  это первый шаг. Будет ли работа продолжена - зависит  от реакции самих сотрудников правоохранительных органов. Пока она нам еще не известна, так как  пособие было распространено всего два дня назад

Мария ГОРДЯКОВА

источник: http://www.online812.ru


Документ: Петербургский полицейский. Основы толерантного поведения. Учебное пособие по реализации принципов толерантности в деятельности правоохранительных органов Санкт-Петербурга






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru