Нужна ли России "храмовая амнистия"?

22 Октября 2012

Несколько лет назад в России начала работать "дачная амнистия". В соответствии с законодательством, вступил в силу процесс упрощенного порядка прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества. Был установлен упрощенный порядок приватизации земельных участков, находящихся в личном пользовании, а также домов и строений. Многие в стране воспользовались своим правом, чтобы узаконить своё недвижимое имущество. Однако, похоже, сегодня в России назревает проведение ещё одной амнистии, которую впору назвать "храмовой". И если власти задержатся с решением этого вопроса, то последствия могут быть непредсказуемые.

Дело в том, что в начале сентября получил резонанс снос в московском районе Новокосино храма Святой Троицы, приндлежащего общине христиан веры евангельской (пятидесятников). Снос назвали "мародёрским", та как он прошёл с многочисленными нарушениями, были разворованы ценные вещи, принадлежащие приходу. Библии были разорваны, а её страницы втоптаны в грязь, что было расценено верующими, как попрание христианской святыни. Община понесла материальный ущерб на сумму в 66 миллионов рублей. На прошедшей неделе стало также известно, что служба судебных приставов Новгородской области демонтировала незаконно построенное в Окуловском районе здание пятидесятнической церкви. Приставы действовали на основании решения суда по административному делу, обязавшего пятидесятников снести здание за свой счет.

Такие инценденты происходят с храмами не только протестантских приходов. На прошедшей в Москве пресс-конференции, ответственный секретарь Совета православных церковных приходов Преображенского монастыря Михаил Шахов рассказал, что, по его сведениям, готовятся рейдерские захваты зданий этого монастыря. Некие лица сумели через Минюст зарегистрировать на территории монастыря восемь якобы старообрядческих общин. Секретарь сообщил, что Преображенский рынок, который по решению правительства Москвы давно должен был прекратить свое существование, функционирует и возможно даже планирует захват зданий монастыря для своей деятельности. Участники конференции, среди которых были и представители протестантов пришли к выводу, что необходимо поставить правовой заслон рейдерским захватам церковной собственности.

Случай, произошедший со зданием протестантской церкви в Новокосино, напоминает события 2007 года в Солнцево, где на протяжении нескольких лет московские власти всячески препятствовали оформлению земельно-правовых отношений участка под зданием, являющимся собственностью церкви «Эммануил». В то время, пока чиновники затягивали оформление земли, церковь перенесла три поджога. Последний был совершён после многочисленных угроз, очень профессионально, направленным взрывом горючей смеси. В результате пожара полностью выгорела крыша здания, а также стройматериалы, находящиеся внутри здания. Христиане говорят, что только по милости Божьей удалось избежать человеческих жертв. А земельный вопрос не решён и по сей день. Если такие вещи допускаются в Москве, столице нашей многоконфессиональной и многонациональной родины, то, что же тогда можно ожидать от регионов?

Ни для кого не секрет, что российские чиновники, мягко говоря, неохотно выделяют землю под храмы для евангельских церквей. Поэтому многие протестантские приходы вынуждены строить храмы либо с нарушением законодательства, либо самостроем, или на собственной земле, как индивидуальное жильё. А когда храмы, таким образом, построены, то их пытаются объявить вне закона. Получается замкнутый круг, по которому власти заставляют ходить верующих: и землю не даём, но и в построенных домах собираться не дадим. Например, в Воронеже ещё в 1994 г. муниципальные власти отказались выделить евангельской общине пятидесятников участок для строительства комплекса в Центральном районе Воронежа после проведения акции протеста со стороны последователей Русской Православной церкви. В 2003 г. аналогичная участь постигла другую общину Воронежа - "Церковь Божьей Славы", вступившую в переговоры с властями Коминтерновского района города. Этот отказ власти мотивировали "нецелесообразностью". А на месте, где хотели строиться верующие, было возведёно пивное кафе. В 2004 г. еще одна община воронежских пятидесятников с большим трудом и огромным противодействием со стороны властей отстояла в суде право на здание, возведенное на участке, принадлежавшем частному лицу (хозяин передал его в собственность общины). Власти Коминтерновского района категорически требовали снести молитвенный дом на 300 мест. Сегодня в том же Воронеже существует прецедент, когда в частном секторе, на подаренной церкви частным лицом земле, построен православный храм, к которому у властей нет никаких претензий, а рядом через дорогу строится храм протестантской «Церкви Божьей славы», к которому у чиновников претензии. По местным новостям был показан телевизионный сюжет, сделанный специально, чтобы настроить общественное мнение против строящегося обьекта «секты». Сначала администрация того же Коминтерновского района затягивала вопрос с выдачей разрешения на строительство дома. А после того, как разрешение всё-таки было получено, пастора общины несколько раз вызывали в областное правительство на беседы. Чиновники намекали, что в случае постройки дома, здание будет подвержено атаке со стороны «православных» казаков, а местная власть предпримет все попытки, чтобы дом не был узаконен. Формальным поводом к этому послужило отсутствие достаточного места для парковки рядом с домом. Хотя в том же православном храме так же нет места под парковку, она располагается неподалёку на центральной улице, где может припарковаться любой транспорт. Возникает вопрос: почему власти решили, что люди будут подъезжать к храму на автомобилях, а не приходить, например, пешком? Проблему ведь решить очень просто. Если чиновникам не нравится место под строительство, тогда пусть предложат другое. Только не для «отмазки», а реальное, доступное для людей, с хорошей парковкой и подъездом. Однако такого не происходит. Очевидно, что в России назрела ситуация, когда государству пришла пора задуматься о выделении земли под строительство для евангельских храмов, а также объявить своего рода "храмовую амнистию", чтобы те, кто построились, могли спокойно легализоваться, собираться в храмах, а не в подполье, и молиться за свою страну и её власть.

- В соответствии с законом "О свободе совести и религиозных объединениях", - говорит начальствующий епископ Российского Объединенного Союза христиан веры евангельской - крупнейшей протестантской конфессии страны, член Общественной палаты РФ, С. В. Ряховский, - мы имеем полное право проводить богослужения дома, а также на любой территории, в любом месте. Мне кажется, что есть историческая правда в том, что строились придомовые храмы на частной территории. Даже считалось определённым духовным подвигом – строить на своей земле храм Божий. Проблема церковных зданий для евангельских верующих сегодня встаёт во весь рост, потому что по всей стране есть прецеденты, когда протестанты строили храмы на частных территориях. И сегодня эти дома очень сложно регистрировать как храмы. Тем не менее, на высоком политическом уровне важно решить этот вопрос. Таких зданий на территории нашей страны, особенно среди протестантских конфессий – огромное количество. Мы будем ставить вопрос на государственном уровне о положительном решении этого непростого дела.

Вот так эту тему прокомментировал Сопредседатель Славянского правового центра, директор Института религии и права, главный редактор журнала «Религия и право», кандидат юридических наук, адвокат Анатолий Пчелинцев: " Евангельские церкви вынуждены проводить богослужения в частных домах, но даже и там им не дают этого делать. Я выступал на процессе в защиту баптистской семьи из Ногинска, которая проводила богослужение в своём доме. Пришли чиновники, составили протокол и выписали штраф за совершение богослужения, а затем поставили вопрос в суде о нецелевом использовании земли. К счастью, в суде второй инстанции мы это дело выиграли, но было совершенно очевидно, что прослеживается тенденция – вытеснить российское евангельское протестантское христианство из общества и попытаться его маргинализировать. Во времена СССР, КГБ предпринимало все попытки вывести церковь из подполья, чтобы было легче её контролировать. А сегодня создаётся впечатление, что идёт обратный процесс – некоторым кругам, наверное, выгодно, чтобы евангельское сообщество опять ушло в подполье. Люди вынуждены собираться по домам, но и там им этого делать не дают. Возникает обратный процесс, при котором религиозные организации начинают отказываться от регистрации, превращаясь в религиозные группы".

Сегодня в России протестантские церкви являются второй по количеству конфессией после Русской Православной Церкви, и насчитывает около 5000 зарегистрированных религиозных организаций, примерно столько же действует в статусе нерегистрированных религиозных групп. Обычай не получать светскую регистрацию возник во времена Советского Союза, чтобы избежать тотального контроля со стороны КГБ. Миссией российского протестантизма является проповедь Евангелия Христова и дела милосердия. Евангельские верующие возрождают нравственные ценности в обществе, а также вносят посильный вклад в строительство толерантного многоконфессионального гражданского общества и содействуют примирению конфессий и религий в России. Протестантские церкви ведут активную социальную работу. Оказывают духовную поддержку и гуманитарную помощь нуждающимся социальным группам: инвалидам, сиротам, многодетным и престарелым. Проводится работа среди алко- и наркозависимых (более 350 реабилитационных центров на территории РФ), а также в местах лишения свободы.

Русские протестанты являются патриотами России, и, как правило, имеют большие дружные многодетные семьи.

Межрелигиозный мир в нашем государстве очень необходим, особенно в такое время, когда религиозные конфликты бывают даже жёстче, чем политические. Недавние события, связанные с выходом фильма "Невинность мусульман" доказывают это. В связи с этим Госдума приняла заявление о защите религиозных чувств верующих. Документ поддержало 414 депутатов и представители российских конфессий. В заявлении отмечена необходимость усиления ответственности за оскорбление религиозных чувств граждан, в том числе за осквернение почитаемых верующими святынь, а также подчеркнута важность неотвратимости наказания за подобные действия. В Уголовный кодекс РФ планируется внести поправки об установлении ответственности за оскорбление чувств верующих и осквернение почитаемых ими святынь.

Поэтому чиновники должны осознавать всю меру своей ответственности. Ярким примером добрососедства и уважительного отношения друг к другу является комплекс российских традиционных религий "Малый Иерусалим" в Москве, который включает в себя: шиитскую и суннитскую мечети, православный храм святого Николая, часовню святого великомученика Пантелеимона, учебно-административный комплекс, синагогу, а также будущий буддистский храм. Весь этот комплекс был построен на участке земли, принадлежащем предпринимателю. Верующие различных конфессий там сосуществуют вместе в мире и согласии. Повторюсь, каждый чиновник, равно как и каждый гражданин России, должен почувствовать персональную ответственность за хранение межрелигиозного мира. Хочется надеяться, что власть не будет действовать в угоду какой-то одной конфессии, пусть даже и самой многочисленной, но сможет услышать и евангельских верующих, своих граждан, а не пытаться своими действиями вытеснить их в подполье или внешнюю эмиграцию.


Алексей Шиповский, член Союза журналистов России
источник: afmedia.ru






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru