Центр «СОВА»: Проблемы реализации свободы совести в России в 2012 году

5 Апреля 2013

Под редакцией Александра Верховского

Информационно-аналитический центр «СОВА» представляет очередной ежегодный доклад по свободе совести в Российской Федерации. 

Доклад основан на информации, собранной в ходе мониторинга, который проводит Центр "Сова". Собранная информация представлена на сайте Центра в разделе «Религия в светском обществе» (www.sova-center.ru/religion), включая ссылки на источники в СМИ и в интернете. В докладе даются ссылки только на источники, не отмеченные на сайте. 

По событиям предшествующего года, описанным в предыдущем докладе, здесь даны только необходимые обновления. Нашей задачей не является полное описание всех событий в религиозно-общественной сфере; упоминаемые в докладе события, как правило, служат иллюстрацией к отмечаемым тенденциям. 

Проблемы и сюжеты, связанные со злоупотреблением антиэкстремистским законодательством, представлены в составе отдельного доклада, посвященного этой теме. 

Резюме

Событием, во многом определившим развитие ситуации в сфере свободы совести и государственно-конфессиональных отношений в 2012 году, стал судебный процесс над «Pussy Riot» и связанные с ним сюжеты, наглядно продемонстрировавшие, в каких формах и по каким поводам происходит сближение государства с Русской православной церковью.

Реакцией на него стало продолжение роста антиклерикальных настроений, начавшееся в 2011 году. Формы протеста против преференций Церкви были разнообразны – от уже ставших традиционными сборов подписей против строительства православных храмов и оспаривания решений о строительстве в судах до митингов и пикетов. Важно, что в 2012 году антиклерикальные лозунги активно использовались не только на «тематических» акциях протеста, география которых расширилась, но и практически на всех протестных акциях оппозиции, наряду с другими политическими лозунгами.

Примечательно, что все это лишь в сравнительно небольшой степени затронуло дебаты вокруг присутствия религии в школе, хотя именно в 2012 году вариативный курс, создающий такую возможность, превратился из факультативного в обязательный.

Еще одной реакцией на процесс «Pussy Riot» стал всплеск вандализма по отношению к православным объектам. Это, в свою очередь, позволило группе депутатов внести в Думу весьма сомнительный законопроект в «защиту чувств верующих», а группам радикально настроенных православных – нападать на граждан и культурные объекты под предлогом «защиты святынь». Случаи насилия со стороны таких групп в 2012 году фиксировались значительно чаще, чем раньше.

В остальном можно говорить о сохранении отмеченных нами в предыдущие годы тенденций, но не об ухудшении ситуации. По-прежнему часто возникают конфликты, связанные с передачей имущества религиозным организациям, однако о росте числа таких конфликтных ситуаций по сравнению с предыдущим периодом говорить не приходится.

Как и раньше, время от времени у религиозных организаций возникают проблемы с регистрацией. В то же время случаев ликвидации религиозных организаций в 2012 году отмечено не было.

«Непопулярные» религиозные организации, как и в предыдущие годы, подвергаются давлению со стороны чиновников. Но длившаяся не один год кампания против Свидетелей Иеговы, похоже, пошла на убыль, а подвергшиеся дискриминации все чаще отстаивают свои права, обращаясь в суды. 

Правовое регулирование, касающееся религиозных организаций

В течение 2012 года в России большинство принятых федеральных и региональных законодательных актов, затрагивающих интересы религиозных организаций, было направлено на то, чтобы упростить деятельность последних. Однако несколько принятых в прошлом году законов (примечательно, что все они были приняты субъектами Федерации), напротив, ущемляют интересы этих организаций. В то же время принятый в конце года закон «Об образовании», фактически узаконивающий вмешательство нескольких «традиционных» религиозных организаций в образовательный процесс, можно расценивать как отступление от принципа светскости.

Федеральное законодательство

Пожалуй, самый большой общественный резонанс вызвал закон «Об образовании», принятый Госдумой в окончательном чтении 21 декабря 2012 г. и 29 декабря подписанный Президентом. Согласно этому закону, требуется согласование учебных «духовно-нравственных» дисциплин в общеобразовательных школах и курсов теологии в светских учебных заведениях с соответствующими религиозными организациями, а преподаваться эти дисциплины должны «педагогическими работниками из числа рекомендованных соответствующей централизованной религиозной организацией».

После первого чтения противники законопроекта пытались внести поправки, корректирующие курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) и лишающие религиозные организации права влиять на содержание учебных курсов, однако эти поправки были отклонены не без вмешательства представителей Русской православной церкви.

Если само введение курса ОРКСЭ было первым нормативным закреплением привилегированного статуса четырех «традиционных религий», то применение принятых поправок потребует от государства официально закрепить привилегированное положение отдельных организаций в этих религиях.

Кроме того, было принято несколько законодательных и нормативных актов, упрощающих деятельность религиозных организаций.

В июле вступил в силу указ Президента РФ «О предоставлении священнослужителям права на получение отсрочки от призыва на военную службу», а в октябре правительство утвердило правила предоставления такой отсрочки. В соответствии с правилами отсрочка ежегодно предоставляется 150 священнослужителям всех конфессий, имеющим сан. Список претендентов на отсрочку должна предоставить религиозная организация. Распределение квот между религиозными организациями возложено на Комиссию по вопросам религиозных объединений при правительстве. Получившие льготу священнослужители должны будут подтверждать право на нее ежегодно.

В декабре Конституционный Суд РФ дал ответ по жалобе уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина, усмотревшего несоответствие Конституции п. 5 ст. 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и п. 5 ст. 19 Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях». Упомянутые пункты этих законов предписывают проведение богослужений и других религиозных обрядов вне специально отведенных для этого мест в порядке,установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций. Уполномоченный по правам человека расценил эту норму как излишнее вмешательство государства в дела религиозных организаций.

Рассмотрев жалобу, Конституционный Суд пришел к выводу, что далеко не все религиозные церемонии требуют от властей принятия особых мер безопасности, соответственно, в тех случаях, когда этого не требуется, религиозным организациям не нужно уведомлять власти заранее. Соответствующие изменения должны быть внесены в законодательство. Пока этого не произошло, Конституционный Суд призвал чиновников не руководствоваться законом о митингах при проведении таких религиозных мероприятий.

Региональные инициативы

В субъектах Федерации в 2012 году тоже принимались законодательные акты, так или иначе касающиеся религиозных организаций.

3 августа Госсовет Татарстана принял, а 6 августа глава республики подписал закон «О внесении изменений в региональный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях”». Новый закон, в частности, обязывает религиозные организации назначать или выбирать духовенство только из числа лиц, получивших религиозное образование на территории России, а также выработать критерии, которые обеспечат «каноническое единство вероучения, указанного в уставе религиозной организации». Такие требования можно расценивать только как грубое вмешательство государства в дела религиозных организаций.

В республике эти поправки вызвали недовольство: группа верующих даже попыталась оспорить их через суд. Очевидно, что с помощью нового закона предполагалось контролировать радикальные мусульманские организации, однако и тем религиозным организациям, к которым у властей сегодня нет претензий, соответствовать новым законодательным нормам будет непросто: у многих организаций весь или почти весь клир получил образование не в России.

В октябре Госсовет Татарстана внес аналогичный законопроект в Государственную Думу, но он всерьез не рассматривался, так как был позже замещен новым официальным законопроектом, позволяющим субъектам Федерации устанавливать подобные требования к клиру. Конкретные требования к образованию не упоминаются, но, несомненно, могут выдвигаться и они. Тот же законопроект поглотил еще и антиэкстремистские инициативы Министерства юстиции, включая запрет членства (участия) в религиозной организации лиц, осужденных за экстремистскую деятельность. Этот запрет особенно удивителен, учитывая, что применительно к религиозным организациям закон не устанавливает – и не зря – понятие членства, да и участие может весьма широко интерпретироваться[1].

Еще одним региональным законодательным актом, усложнившим деятельность религиозных организаций, стали изменения, внесенные 25 октября 2012 г. депутатами Думы Ханты-Мансийского автономного округа в региональный закон «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории ХМАО». Поправки запрещают проведение собраний в ряде мест, в том числе в культовых сооружениях, и ограничивают число участников таких мероприятий.

Прочие региональные законодательные акты, принятые в 2012 году, напротив, были в интересах религиозных организаций.

23 августа мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление об особо охраняемых зеленых территориях. Среди установленных видов деятельности, которые могут там осуществляться, упомянута религиозная. Вероятно, это упростит строительство храмов на территориях, где ранее возведение культовых сооружений было законодательно запрещено.

5 декабря депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга приняли в третьем чтении закон «О передаче религиозным учреждениям недвижимого имущества, находящегося в собственности Петербурга» вместо аналогичного закона 2006 года. Согласно новому закону, региональное правительство самостоятельно принимает решение о передаче имущества, устанавливает порядок формирования и опубликования плана передачи указанного имущества и порядок создания и деятельности комиссии по урегулированию разногласий, возникающих при рассмотрении заявлений религиозных организаций. Ранее к решению этих вопросов привлекались и другие органы.

24 декабря Калининградская областная Дума освободила религиозные организации от налога на имущество, одобрив соответствующие поправки в региональный закон «О налоге на имущество организаций».

Инициативы, не получившие развития в 2012 году

Идея ужесточить наказание за оскорбление религиозных чувств неоднократно высказывалась и раньше, но в 2012 году благодаря процессу над «Pussy Riot» она впервые была оформлена в виде законопроекта и дошла до рассмотрения парламентом.

В апреле депутаты от «Единой России» А.Г. Сидякин, Е.Л. Николаева, С.А. Поддубный, Б.В. Михалев внесли на рассмотрение Госдумы проект поправок к КоАП, увеличивающий наказание за оскорбление религиозных чувств. Предлагалось увеличить штраф до 10 тысяч рублей, а также ввести арест на 15 суток. Законопроект был отозван в июне.

Зато 26 сентября в Думу был внесен законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний», подготовленный Комитетом по делам общественных объединений и религиозных организаций Госдумы, возглавляемым ныне депутатом от ЛДПР Ярославом Ниловым.

Действующий УК предлагалось дополнить статьей 243.1 («Оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан и/или осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний»), предусматривающей штрафы до 300 тысяч рублей или лишение свободы на срок до 3 лет за оскорбление чувств, и штрафы от 100 до 500 тысяч рублей, либо обязательные работы до 400 часов, либо лишение свободы на срок до 5 лет – за осквернение. В ч. 2 ст. 5.26 КоАП, из которой разработчики законопроекта предложили перенести в УК нормы, касающиеся ответственности за оскорбление религиозных чувств, предлагалось повысить штрафы за «публичное осквернение религиозной и богослужебной литературы, знаков и эмблем мировоззренческой символики и их порчу» до 30–50 тысяч рублей.

Закон вызвал широкий общественный резонанс. Общественная палата рекомендовала отказаться от рассмотрения этого законопроекта. В конце ноября и президент В. Путин после встречи с новым составом президентского Совета по правам человека рекомендовал заморозить рассмотрение законопроекта до марта 2013 года. Уже в январе 2013 года правительство дало отрицательное заключение на этот законопроект, отметив, что он дублирует уже существующие законодательные нормы. Сходные замечания высказали и Верховный суд, и Совет по правам человека. Но авторы проекта, согласившись внести в дальнейшем некоторые непринципиальные изменения, законопроект с рассмотрения не отозвали.

Как и в предыдущие годы, были предприняты попытки внести поправки в действующий закон «О свободе совести и религиозных объединениях».

В мае депутат от КПРФ Андрей Тычинин внес свои поправки к этому закону, предложив изменить минимальную численность местных религиозных организаций с 10 до 50 человек. Для создания централизованной организации, по его замыслу, требовалось бы наличие местных организаций не менее чем в 30 регионах. Все эти меры были призваны защитить общество «от различных сектантских проявлений». Уже в октябре этот законопроект был отозван.

В октябре фракция ЛДПР в Госдуме предприняла очередную попытку упорядочить жертвоприношения в дни мусульманских праздников, внеся проект поправок к закону «О свободе совести и о религиозных организациях» и КоАП. Авторы поправок предложили совершать «религиозные обряды, сопряженные с насильственными действиями в отношении человека или животного», в культовых сооружениях или специально отведенных местах и штрафовать за нарушение установленного порядка. До рассмотрения Госдумой хотя бы в первом чтении законопроект в 2012 году не дошел. В январе 2013 года Комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству не поддержал предложенную редакцию законопроекта.

Общественная палата в декабре попыталась выступить с законодательной инициативой, направив в Министерство обороны, Госдуму и Администрацию президента рекомендацию изменить текст военной присяги «с учетом религиозных взглядов и национальных особенностей значительной части военнослужащих»: заменить слово «клянусь» на «обещаю». Эта инициатива также пока не получила развития.

Еще несколько законопроектов, касающихся деятельности религиозных организаций, были предложены в регионах.

В Петербурге в ноябре депутат Виталий Милонов, известный как автор регионального «антигейского» закона, внес на рассмотрение Законодательного собрания поправки к закону о митингах, обязывающие организаторов публичных мероприятий получать разрешение от представителей религиозных организаций, если акция проходит на прилегающей к их зданиям территории. Законопроект пока не получил развития, но стоит отметить высказывание его автора во время общественного обсуждения: «свобода вероисповедания для государства гораздо более ценна, чем свобода митингов», а все те, «кто выступает сегодня против религиозных убеждений, против традиционных ценностей общества – выступают против государства»[2].

Комитет по вопросам государственной власти и региональной безопасности Московской областной думы разработал ряд поправок в закон «О порядке подачи уведомления о проведении публичных мероприятий на территории Московской области», предполагающих составление «списка мест, где проведение публичных мероприятий изначально запрещено». В число таких мест предлагается включить религиозные объекты.

Оба этих законопроекта не получили развития в 2012 году. 

Проблемы, касающиеся мест богослужения

В 2012 году религиозные организации продолжали испытывать трудности со строительством и использованием культовых зданий.

Проблемы со строительством культовых зданий

По-прежнему остается острой проблема строительства мечетей. Несмотря на наблюдаемую уже не первый год явную нехватку мечетей в Москве, власти города так и не предприняли никаких шагов для решения этой проблемы. Более того, в ноябре мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что мечетей в Москве достаточно, а строить новые нужно в Подмосковье, поскольку основными потенциальными прихожанами являются немосквичи. В декабре председатель Москомстройинвеста Константин Тимофеев опроверг распространенную ДУМЕР информацию о якобы выделенных мусульманам участках.

Обычно мусульманам не удается даже получить разрешение на строительство, а если такое разрешение есть, возведение мечети наталкивается на сопротивление местных жителей. Например, не увенчалась успехом попытка предоставить участок для строительства мечети в Митино, так как под давлением жителей района власти приняли решение отказаться от строительства в этом месте, а новый участок так и не был предоставлен.

Проблемы есть и в других регионах.

Разрешение на строительство мечети не удалось получить мусульманам Бийска и Ульяновска. Мусульманам Южно-Сахалинска не удается получить такое разрешение уже несколько лет. Не дождавшись выделения участка, община начала сбор средств, чтобы выкупить участок, а до тех пор проводит намазы в цехе бывшего ремонтно-механического завода – неотапливаемом помещении без крыши. Другой общине Южно-Сахалинска (входящей в юрисдикцию ЦДУМ) власти выделили участок для строительства.

В Новокузнецке Кемеровской области, где мусульмане получили разрешение на строительство еще в 2011 году, начать строительство не удалось, так как против выступили представители Русского патриотического клуба.

В Костомукше строительство мечети было приостановлено из-за протестов местных жителей, несмотря на то что разрешение было получено еще в 2008 году.

В Костроме продолжился конфликт вокруг уже почти достроенной мечети. После отказа городской администрации выдать разрешение на продолжение строительства в июле Свердловский суд Костромы обязал городскую администрацию выдать мусульманской общине требуемое разрешение, но в сентябре областной суд отменил это решение. Однако вторая инстанция признала незаконным бездействие властей, не продливших вовремя разрешение на строительство.

Как и в прошлом году, было отмечено большое количество конфликтов, связанных со строительством православных храмов. В первую очередь – в Москве, где, как стало очевидно, реализация программы строительства модульных храмов идет значительно более медленными темпами, чем планировали разработчики, главным образом из-за протестов общественности.

28 декабря 2012 г., выступая на епархиальном собрании Москвы, патриарх Кирилл констатировал, что «динамика сбора пожертвований не соответствует плановым показателям». По его данным, к декабрю 2012 года в рамках программы было построено 8 храмов вместо запланированных 11. Под строительство выделено более 200 участков, из них 62 уже оформлены. Еще 19 участков, расположенных на территории природных комплексов, были исключены из программы, так как строительство на этих участках «не получило поддержки населения».

Протесты против строительства храмов «шаговой доступности» возникали в Зеленограде, Раменках, Новопеределкино, в Хорошевском, Гагаринском и еще нескольких районах. Как и в прошлом году, свою позицию граждане выражали не только с помощью акций протеста (их проводили как противники, так и сторонники строительства), но и через суды, как, например, в Войковском районе, где жители обратились в суд, требуя признать недействительными общественные слушания, в ходе которых большинство участников высказалось за храм.

Кроме того, в мае был начат сбор подписей под обращением к мэру с просьбой отменить распоряжение от 20 октября 2010 г. о выделении участков в рамках «Программы-200», приостановить все работы и публичные слушания в местах, где возникли конфликты.

В некоторых случаях протестующим удавалось добиться отмены строительства. Так произошло, в частности, в Царицыно (где управа признала нецелесообразным возведение двух храмов), в Ясенево и в микрорайоне «Град Московский».

Продолжились конфликты, связанные со строительством православных храмов, и в других регионах. Под Петербургом местные жители выступили против строительства храмового комплекса на территории лесопарка «Оккервиль». В итоге власти провозгласили парк рекреационной зоной, а застройщик объявил об отмене строительства.

Протесты против строительства храмов в зеленых зонах отмечались также во Владимире, Новосибирске, Самаре и Томске. В поселке Гать Орловской области протестовали против строительства храма и православного центра на месте школы.

Мы зафиксировали только один случай возникновения проблемы со строительством храма у представителей других конфессий: Московскому обществу сознания Кришны, несмотря на то что участок для строительства Центра ведической культуры в Химках был выделен несколько лет назад, так и не удалось начать строительство – и тоже из-за протестов общественности. Церемония закладки первого камня была сорвана участниками пикета против строительства, в организации которого непосредственное участие принимала община местного православного Георгиевского храма.

Проблемы, относящиеся к действующим культовым зданиям

В 2012 году, в отличие от предыдущего, с такими проблемами приходилось сталкиваться не только протестантам, но и представителям иных конфессий.

В московском районе Новокосино было снесено здание действующего на протяжении нескольких лет пятидесятнического храма святой Троицы. Основанием послужило решение суда от 2011 года, признавшего церковные постройки незаконными. Конфликт по поводу этих построек длился с 2005 года. Чиновники пообещали выделить общине новый участок для строительства, не уточнив сроки. Кроме того, богослужение, проведенное общиной на развалинах храма, было расценено чиновниками как несанкционированный митинг, за проведение которого на пастора Василия Романюка был составлен протокол об административном правонарушении.

Церковь пятидесятников «Слово жизни» была снесена и в Новгородской области. Основанием послужило решение суда двухлетней давности о признании строения незаконным.

Иногда, впрочем, претензии чиновников были обоснованны. Арбитражный суд Самарской области отказался признать молитвенный дом общины баптистов Тольятти законной постройкой, притом что построено оно было в 2000 году на основании разрешения 1980 года, а в 2004 году перестроено. Свое решение суд обосновал тем, что разрешение на строительство истекло в 1981 году, а религиозная организация не позаботилась привести документы в порядок.

Дважды возникали претензии к мусульманским организациям. В Ноябрьске мечеть «Иман-Вера» была закрыта по решению суда из-за нарушения пожарной безопасности и истекшего еще в 2006 году договора аренды.

В Казани прокуратура сочла незаконными постройки общины файзрахманистов и начала подготовку иска об их сносе, но в ходе следствия выяснилось, что постройки все-таки возведены на законном основании, поэтому от их сноса прокуратура отказалась.

Возникали проблемы и у православных, причем не только у «альтернативных» юрисдикций, но и у приходов РПЦ.

В Удмуртии от прихода св. царя-мученика Николая в селе Завьялово, то есть в общине ижевских священников, в 2011 году отказавшихся поминать патриарха Кирилла и перешедших в юрисдикцию Русской православной церкви заграницей (синод митрополита Агафангела, РПЦЗ(А)), власти потребовали освободить занимаемое помещение вопреки договоренностям с владельцами. Община вынуждена была перебраться в выкупленное духовенством помещение бывшего склада.

Настоятель московского храма Климента папы Римского в декабре объявил о консервации храма на зимний период в связи с невозможностью оплачивать коммунальные счета. Причиной послужило закрытие в соответствии с распоряжением мэра Москвы сети палаток, торгующих молочными продуктами от храма. Говорить о нарушении права на свободу совести в данном случае не приходится, однако упомянуть этот случай стоит в качестве примера негативных побочных эффектов «реституции»[3]: крупный храм (в котором раньше размещалось книгохранилище Российской государственной библиотеки), был отреставрирован за счет городского бюджета, так как является памятником архитектуры XVII века, и передан на баланс общине, не имеющей возможности его содержать.

Впервые за несколько лет трудности с использованием помещения возникли у буддийских организаций. В феврале Ольхонский районный суд Иркутской области обязал буддийскую общину Манла освободить незаконно занятый земельный участок и снести возведенные на нем строения. По мнению суда, община самовольно заняла земельный участок.

Продолжился конфликт между буддийским монастырем Шад Тчуп Линг и Качканарским горно-обогатительным комбинатом в Свердловской области. Для разработки месторождения руды необходимо перенести монастырь в другое место, и ГОК готов с этим помочь, но монастырь не считает возможным такой вариант, полагая, что это «оскорбит чувства всех буддийских верующих России и создаст негативное впечатление о нашей стране в традиционных буддийских странах и мире в целом».

Положительные решения

Баптистам Владивостока дважды удалось отстоять молитвенный дом, занимаемый общиной с 1976 года, который администрация города пыталась отобрать. Первую попытку власти предприняли еще в 2011 году, но в январе 2012 года Первореченский суд Владивостока обязал чиновников передать спорные помещения в собственность церкви. В июне администрация попыталась оспорить договор от 1976 года о передаче здания баптистской и адвентистской общинам в Арбитражном суде Приморского края, но суд отклонил этот иск. Попытка чиновников обжаловать это решение также не увенчалась успехом.

Баптистская церковь «Ковчег» также выиграла суд у администрации Балашихи, отказывавшейся выдать разрешение на ввод в эксплуатацию здания молитвенного дома. В 2011 году этот отказ признал незаконным Арбитражный суд Московской области, в 2012 году Десятый Арбитражный апелляционный суд Москвы подтвердил это решение. 

Покровительство властей по отношению к некоторым религиозным организациям

Пожалуй, самым ярким примером покровительства властей в 2012 году стал процесс по делу о «панк-молебне» в московском храме Христа Спасителя. В этом процессе государство однозначно встало на сторону Церкви, проигнорировав конституционный принцип светскости государства и требования законодательства. Против трех участниц панк-группы «Pussy Riot» – Марии Алехиной, Екатерины Самуцевич и Надежды Толоконниковой, 21 февраля спевших песню и станцевавших на солее этого храма, было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 213 УК («Хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору по мотивам ненависти»). В качестве меры пресечения был избран арест, что никак не соответствовало тяжести содеянного. 17 августа Хамовнический суд признал всех троих виновными и приговорил их к двум годам лишения свободы в колонии общего режима (Е. Самуцевич срок был изменен в кассации с реального на условный).

При этом доказательств вины по ст. 213 в обвинительном заключении практически не было, особенно в том, что касается мотива религиозной ненависти. Тексты обвинительного заключения и приговор изобиловали церковными терминами, отсутствующими в уголовном праве, и даже ссылками на правила церковных соборов и в целом производили впечатление обвинения в богохульстве, а не в хулиганстве.

Очевидная несправедливость приговора, жестокость по отношению к молодым женщинам (две из них имеют малолетних детей) и грубое использование уголовного закона в сугубо церковных целях вызвали протесты общественности. Акции в поддержку «Pussy Riot» проходили в разных регионах.

Прочие, уже ставшие традиционными, способы демонстрации покровительства религиозным организациям, также наблюдались в 2012 году. Например, как и ранее, некоторые регионы объявляли дополнительные выходные по случаю религиозных праздников: Радоница была объявлена нерабочим днем в 8 регионах, мусульманские праздники – в нескольких субъектах Федерации, в том числе в Татарстане и Адыгее.

Но бывали и исключения. Вразрез с тенденцией передавать Церкви принадлежавшее и не принадлежавшее ей ранее имущество в Тверской области часть территории Нило-Столобенской пустыни на Селигере, где ежегодно проходит главный официальный молодежный форум, была передана Федеральному агентству по делам молодежи (Росмолодежи). Протестов со стороны Церкви при этом не последовало.

Иногда чиновники работали «на опережение», стремясь отстоять интересы одних религиозных организаций в ущерб другим, и попадали в курьезные ситуации. Администрация города Устюжны Вологодской области запретила сотрудникам местного краеведческого музея проводить презентацию книги, посвященной митрополиту Иосифу (Петровых), канонизированному Русской православной церковью заграницей (РПЦЗ). Примечательно, что в данном случае епархия РПЦ не препятствовала проведению мероприятия, но чиновники решили его отменить, интерпретировав как «молчаливое несогласие» стандартный ответ архиепископа «Бог благословит» в ответ на просьбу о благословении.

Материальная помощь

Как и в предыдущие годы, из федерального и региональных бюджетов выделялись средства на реставрацию религиозных объектов, как правило, как предписано законом, памятников культуры, но не только.

По 300 миллионов рублей было выделено из федерального бюджета на реставрацию Троице-Сергиевой лавры и Соловецкого монастыря. В Москве за год было отреставрировано на бюджетные средства около 20 религиозных объектов – преимущественно православных. Деньги выделялись и в других регионах, в частности, в Петербурге, Ленинградской, Калининградской, Кемеровской областях. Комплекс старообрядческого историко-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода», от реставрации которого московские власти отказались в 2011 году, в 2012 году вновь попал в список подлежащих реставрации.

В Дзержинске Нижегородской области власти выделили 3 миллиона рублей на строительство мечети и запланировали выделить 2 миллиона рублей на строительство второй в 2013 году. Власти Ненецкого автономного округа и нефтяные компании помогали старообрядческой общине Нарьян-Мара восстанавливать комплекс Печерского монастыря.

Как и ранее, помимо прямого финансирования, чиновники с помощью «административного ресурса» нередко побуждали предпринимателей и остальных граждан участвовать в финансировании строительства религиозных объектов – как правило, православных. Например, с призывом жертвовать деньги на завершение строительства кафедрального собора выступил губернатора Ставропольского края Валерий Зеренков. Советник мэра Москвы Владимир Ресин призвал жителей города финансово поддержать строительство 200 православных храмов. Губернатор Курской области Александр Михайлов обратился к бизнесменам с просьбой собрать недостающие для завершения восстановления Коренной Рождество-Богородичной пустыни 30 миллионов рублей. Учитывая, что с подобными призывами А. Михайлов выступал и раньше, можно сделать вывод, что предприниматели не очень охотно откликаются на такие просьбы.

Кроме финансовой помощи, как и в прошлом году, религиозным организациям передавалось недвижимое имущество. В большинстве случаев этот процесс не сопровождался конфликтами – выселяемым организациям предоставлялось другое помещение. Зачастую региональные бюджеты брали на себя расходы по ремонту помещений перед передачей, как было, в частности, в Псковской и Ростовской областях. Чаще всего имущество передавалось Русской православной церкви, но иногда – и другим организациям. Например, власти Калужской области приняли решение о передаче еврейской общине Калуги исторического здания синагоги, занятого областным училищем культуры и искусств. Училищу предоставлено другое здание.

Однако по-прежнему много и конфликтных ситуаций, связанных с процессом передачи, когда интересы тех, у кого изымается имущество, ущемляются. Как и раньше, чаще всего от таких конфликтов страдают учреждения культуры, в конфликтах с которыми чиновники почти всегда принимают сторону Церкви.

Находившийся в ведении Псковского государственного музея-заповедника собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря с фресками начала XIV века был передан Церкви. При этом заведующая отделом музея-заповедника, ответственная за сохранность фресок, не была поставлена в известность. Специалисты опасаются, что проведение в храме богослужений окажется для фресок губительным. Руководство области не усмотрело в факте передачи никаких нарушений законодательства, но включило в текст решения о передаче пункт о необходимости создания охранного обязательства. Псковское областное отделение ВООПИиК объявило сбор подписей в защиту собора.

Нижегородская епархия направила в Комитет по управлению городским имуществом письмо с требованием передать ей здание бывшего архиерейского дома, занимаемое консерваторией. Власти пообещали выделить консерватории новое здание, а епархия – подождать, пока такое здание подберут. В защиту консерватории был начат сбор подписей.

Один из корпусов Свердловского областного музыкально-эстетического педагогического колледжа был передан Екатеринбургской епархии, заявившей свои права на здание на том основании, что до революции в нем размещалась церковно-приходская школа. Помещения на замену колледж не получил.

Власти Рязани пообещали к 2015 году передать католическому приходу Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии здание бывшего храма, занятое Рязанским художественным училищем. Однако предложенное взамен помещение не отвечает необходимым для функционирования училища условиям, поэтому переезд отложен на неопределенное время.

Санкт-Петербургская епархия вновь потребовала вернуть здание бывшего единоверческого Никольского храма, занятое музеем Арктики и Антарктики. Директор музея Виктор Боярский сообщил, что музей готов освободить здание храма, если ему предоставят подходящее помещение: «На сегодня ясно, что такого помещения в городе нет, и нам его предоставить никто не может».

Владимирская епархия заявила претензии на здание районной больницы в поселке Боголюбово, мотивируя это тем, что там до 1917 года располагалась гостиница для паломников.

Случаев передачи РПЦ имущества, исторически принадлежавшего другим религиозным организациям, стало меньше, но они отмечались. Например, Новгородской митрополии был передан храм Димитрия Солунского (XIV–XV века), на который безуспешно претендовала старообрядческая община. Храм является памятником культуры федерального значения.

Церкви передавали не только недвижимое имущество. В мае московскому Новодевичьему монастырю из фондов Исторического музея была передана Иверская икона Богоматери XVII века.

Власти и активизация процерковных активистов

Особенностью 2012 года стал рост нападений по мотиву религиозной ненависти со стороны радикально настроенной православной общественности. Их активность резко возросла в период судебного разбирательства по делу «Pussy Riot», когда проходило много акций в поддержку участниц группы. В Москве было зафиксировано несколько нападений православных активистов на граждан и различные организации, тем или иным образом, по мнению нападавших, оскорблявших православие. Вероятно, в нападениях принимала участие одна и та же группа людей, многие из которых участвовали в акциях против «Pussy Riot». Самый известный из них – Дмитрий Цорионов (Энтео), активист Миссионерского центра в честь пророка Даниила.

Дважды фиксировались нападения на пикеты в поддержку «Pussy Riot». В марте несколько человек, среди которых были активист движения «Народный собор» Никита Слепнев, православный активист Андрей Каплин и глава молодежных проектов Конгресса русских общин Александр Босых, спровоцировали драку, в ходе которой пострадала девушка. В июле православный активист Сергей Екимов ударил по лицу участницу аналогичного пикета. По словам адвоката девушки, врачи диагностировали у нее сотрясение мозга, подвывих челюсти и смещение нескольких зубов. Остальные нападения не сопровождались нанесением столь серьезных повреждений.

В 2012 году возросло число жалоб православных активистов на «оскорбляющие религиозные чувства» культурные мероприятия. Таковыми были сочтены выставки и отдельные экспонаты на них, спектакли, включая постановку оперы «Золотой петушок» в Большом театре. Несколько раз по заявлениям верующих проводились прокурорские проверки, в том числе в отношении выставок «Джейк и Динос Чепмены. Конец веселья» в Эрмитаже, «Духовная брань» в центре современного искусства «Винзавод» в Москве и постановки рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» в Ростове-на-Дону, но ничего оскорбительного прокуратура не обнаружила. В остальных случаях жалоб власти не вмешивались, и большинство вызывающих недовольство мероприятий все-таки состоялось. Исключение составила отмена выставки «Иконы» в Петербурге (эта выставка вызвала наибольшее количество протестов в разных регионах), но и в этом случае решение об отмене было принято организаторами не по прямому требованию чиновников.

Пожалуй, самым комичным событием в этой области стала попытка петербургских православных активистов во главе с уже упоминавшимся депутатом Милоновым взыскать с поп-звезды Мадонны 333 миллиона рублей в качестве компенсации морального ущерба за оскорбление религиозных чувств (попирание креста во время концерта) и высказывания в поддержку секс-меньшинств в присутствии детей. В декабре Московский районный суд Санкт-Петербурга отклонил иск, постановив взыскать с истцов судебные издержки.

Зато наказание за оскорбление религиозных чувств понес новосибирский художник и активист Артем Лоскутов. В июне два суда признали его виновным по ч. 2 ст. 5.26 КоАП («Оскорбление религиозных чувств граждан») за размещение в городе плакатов со стилизованным под икону изображением «Pussy Riot» и приговорили к штрафу. В октябре в отношении Лоскутова было возбуждено еще два дела по той же статье, но уже из-за распространения футболок с аналогичным изображением. По одному из этих дел, уже в 2013 году, он также был приговорен к штрафу, другое было прекращено за отсутствием состава правонарушения. А. Лоскутов счел штрафы несправедливыми и подал жалобу в Европейский суд по правам человека.

Учитывая, что протесты против проведения «оскорбляющих чувства верующих» культурных мероприятий в большинстве случаев не приводили к их отмене, ревнители иногда пытались остановить «кощунственные» мероприятия силой.

В мае православные активисты во главе с главой Корпорации православного действия Кириллом Фроловым скандировали лозунги и раздавали листовки на уличной выставке в Москве «Кочевой музей современного искусства» и порвали один из экспонатов – картину с изображением распятой на кресте участницы группы «Pussy Riot».

В августе нападению православных активистов подверглись два учреждения культуры: в «Театре.doc» активисты попыталась сорвать посвященный суду над «Pussy Riot» спектакль, а в Музее секса, эротики и эротического искусства «Точка G» на Арбате – устроить погром.

Кстати, Музею эротики в 2012 году досталось и от радикальных ревнителей ислама. В октябре промоутеры «Точки G» были избиты неизвестными во время раздачи листовок о музее. Нападавшие заявили, что листовки «оскорбляют мусульманскую веру».

В сентябре казаки, устроившие акцию протеста против выставки «Духовная брань» в московском Центра современного искусства «Винзавод», избили журналиста «Франс Пресс».

В декабре в Сахаровском центре Д. Цорионов с двумя девушками попытались сорвать однодневную фотовыставку «В Россию с любовью», посвященную однополым семьям.

Важно отметить, что хотя зачастую речь шла определенно о насильственных действиях, нам не известно ни одного случая, чтобы применявшие силу были привлечены к ответственности.

Процесс над «Pussy Riot» привлек внимание общественности к деятельности церковных организаций. Глава Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Михаил Аншаков дважды подавал судебные иски к храму Христа Спасителя о защите прав потребителей и самоуправстве руководства Фонда храма Христа Спасителя, но оба раза проиграл. После публикации в «Новой газете» интервью с М. Аншаковым, где он рассказал о действующих на территории храмового комплекса автомойке, автосервисе, автостоянке, прачечной, столовой, офисах коммерческих фирм и торговых павильонах, директор фонда Василий Поддевалин обвинил его в клевете. Сначала дело было возбуждено по ч. 3 ст. 5.60 КоАП, несмотря на то, что из КоАП эта статья была уже исключена, но состава административного правонарушения в действиях М. Аншакова суд не усмотрел. Затем было возбуждено новое дело – уже по статье «Клевета», возвращенной в УК. В январе 2013 года М. Аншакову было предъявлено обвинение по ч. 2. ст. 128.1 УК («Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ»). В декабре 2012 года неизвестный напал на М. Аншакова и ударил его несколько раз монтировкой по голове. По мнению адвоката главы ОЗПП, нападение могло быть связано с профессиональной деятельностью пострадавшего. 

Другие примеры дискриминации и необоснованного вмешательства

Ликвидация религиозных организаций и отказы в регистрации

В 2012 году, в отличие от предыдущих, мы не зафиксировали случаев ликвидации религиозных организаций.

В декабре появилась информация о том, что Министерство юстиции обратилось в Селижаровский районный суд Тверской области с исковым заявлением о ликвидации православного прихода Смоленской церкви деревни Оковцы в связи с непредоставлением отчетов о текущей деятельности, в том числе финансовых. Однако в данном случае речь шла лишь об изменении статуса прихода: из основного он был преобразован в приписной, то есть не имеющий собственного юридического лица, но не прекратил свою деятельность.

Хабаровской Церкви христиан веры евангельской «Благодать» вновь удалось защититься от краевой прокуратуры, пытавшейся ликвидировать ее. После того, как в 2011 году Хабаровский краевой суд отказался ликвидировать церковь, Верховный суд, рассмотрев кассационное требование краевого прокурора, отменил это решение и направил дело на повторное рассмотрение. Однако Хабаровский краевой суд в августе 2012 года вновь не нашел причин ликвидировать церковь и отказался удовлетворить иск прокуратуры, а в ноябре 2012 года Верховный суд подтвердил это решение.

Некоторые религиозные организации испытывали трудности с регистрацией или перерегистрацией.

Например, приход московского храма свт. Николая на Берсеневской набережной вновь был предупрежден об отказе в регистрации в случае отказа получить ИНН, последовательным противником которого прихожане во главе с настоятелем игуменом Кириллом (Сахаровым) являются на протяжении многих лет. Перерегистрацию приход не прошел, но и ликвидирован не был – по всей видимости, Минюст вновь дал ему отсрочку.

В Новгороде Великом мусульманская община третий год не может получить регистрацию, поскольку у Министерства юстиции имеются претензии к уставным документам, которые не удается доработать должным образом.

К религиозным организациям, как и раньше, применялись санкции за ведение религиозной деятельности без соответствующей лицензии. При этом в большинстве случаев речь шла о воскресных школах.

Тимашевский районный суд Краснодарского края удовлетворил иск прокуратуры, требовавшей закрыть школу при Церкви евангельских христиан-баптистов, так как учебное заведение не имело государственной аккредитации и действовало с нарушением санитарных норм и техники пожарной безопасности.

Прокуратура Кировского района Самары через суд приостановила деятельность церковно-приходской школы «Истоки» на 60 дней за отсутствие лицензии на образовательную деятельность.

Нам эти решения представляются неправомерными, поскольку деятельность воскресных школ подпадает под закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и не требует лицензирования. Это подтвердил Красноярский краевой суд, в феврале 2012 года отменивший решение Центрального районного суда Красноярска, 16 июня 2011 г. признавшего незаконной деятельность воскресной школы при Соборной мечети города. Наложение на мусульманскую общину штрафа в размере 170 тысяч рублей за ведение образовательной деятельности без лицензии также был признано незаконным.

Кроме того, у прокуратуры были претензии к уставным документам некоторых религиозных организаций.

В феврале 2012 года прокуратуры двух районов Самарской области – Безенчукского и Борского – вынесли протест на уставы двух местных церквей евангельских христиан-баптистов. В обоих случаях одним из поводов для вынесения протеста стало указание в уставах церквей Священного писания как основания деятельности. По мнению прокуратуры, основывать свою деятельность на Священном писании религиозная организация не должна.

В октябре Ялуторовская межрайонная прокуратура усмотрела нарушение ст. 28 Конституции РФ, гарантирующей свободу совести, в одном из пунктов устава Тюменской библейской семинарии христиан веры евангельской. Претензии касались возможности получения образования в этой семинарии только для верующих христиан веры евангельской (пятидесятников) или последователей других христианских исповеданий, что прокуратура расценила как «установление преимущества веры евангельской или последователей других христианских исповеданий над другими» и ограничение прав последователей нехристианских религий и атеистов.

Прокуратура Автозаводского района Тольятти внесла директору православной классической гимназии представление об устранении нарушений, выявленных в уставных документах учебного заведения. В частности, Положение о конкурсном приеме в гимназию предусматривало предъявление вместе с другими документами рекомендацию от духовника, а Обязательные правила гимназии содержали положение о возможности дисциплинарных взысканий для учащихся, что не предусмотрено законодательством. Нарушения были устранены.

Дискриминация «нетрадиционных» религиозных организаций

В 2012 году религиозные организации, не относящиеся к четырем «традиционным религиям», как и раньше, испытывали давление со стороны чиновников различного уровня и представителей силовых структур. Проявлялось оно как на уровне публичных заявлений, так и в виде практического противодействия. Протестантские организации и Свидетели Иеговы, как и в прошлые годы, чаще других подвергались такой дискриминации.

25 октября Владимир Путин заявил о необходимости усовершенствования правовой базы по контролю над «тоталитарными сектами». При этом, правда, он упомянул важность соблюдения принципа свободы совести, но эта часть выступления президента не нашла заметного отклика у чиновников и общественности, тогда как предложение усилить контроль над «сектами» вызвало немедленную реакцию.

Уже 29 октября член Общественной палаты РФ Алексей Гришин, ранее главный советник Администрации президента РФ по внутренней политике, заявил о необходимости создания реестра лидеров «тоталитарных сект», «работать» с которым должны спецслужбы. Кроме того, он предложил разработать единую методику борьбы с опасными религиозными организациями, используя, в том числе, и наработки РПЦ.

1 ноября «Молодая гвардия Единой России» провела в Москве пикет у здания Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормонов). 19 ноября движение «Народный собор» объявило о создании специального крыла для помощи МВД по выявлению «сект».

Впрочем, еще до заявления президента чиновники и общественные организации в разных регионах принимали меры, препятствующие нормальной деятельности протестантских организаций, которые чаще всего и относят к «сектам».

В марте Департамент здравоохранения Курганской области разослал руководителям подведомственных учреждений письмо с предупреждением о возможности использования представителями баптистов «технологии скрытого воздействия на психику граждан для увеличения числа прихожан». Чтобы предотвратить это, руководителям медицинских учреждений предписывается «организовать и провести с персоналом разъяснительную работу о нежелательности сотрудничества» психиатров и психологов с баптистами.

В Белгороде представители организации «Наши» проводили одиночные пикеты с «антисектантскими» плакатами перед зданием Свидетелей Иеговы.

В апреле 15 протестантских пасторов Камчатки обратились к властям края с жалобой на участившиеся случаи нарушения прав верующих со стороны представителей государственной власти и формировании негативного образа протестантских церквей в СМИ.

По-прежнему отмечались факты препятствования проведению богослужений и других публичных мероприятий – как административными, так и силовыми методами.

В июле сотрудники полиции во время богослужения прибыли с проверкой в Адыгейский христианский центр «Возрождение» Ассоциации христиан веры евангельской «Глобальная стратегия» в Майкопе. По итогам проверки пастор Александр Кравченко за проведение богослужения был приговорен к штрафу в 10 тысяч рублей по ч. 1 ст. 20.2 КоАП («Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»). В октябре Майкопский городской суд отменил это решение, не усмотрев в действиях пастора состава правонарушения.

В августе бойцы ОМОН ворвались на территорию турбазы «Песочница» в городе Фокино Приморского края, где проводился Молодежный фестиваль христианской песни «Свежий ветер». Омоновцы разбудили спавших, напугали детей, потребовали у собравшихся паспорта и стали составлять протоколы на взыскание штрафа. Официальной причиной послужило отсутствие специального разрешения на въезд – лагерь находится рядом с военной базой.

Кампания по преследованию Свидетелей Иеговы со стороны чиновников и сотрудников правоохранительных органов продолжилась, но и по нашим наблюдениям, и по данным самих Свидетелей Иеговы, пошла на спад[4]. Тем не менее, проповедников этой организации по-прежнему часто задерживали сотрудники правоохранительных органов. Такие случаи отмечались в Москве, Башкортостане, Алтайском, Краснодарском, Приморском краях, Астраханской, Белгородской, Владимирской, Костромской, Магаданской, Московской, Новгородской, Оренбургской, Тюменской, Челябинской областях. Чаще всего задержанных проповедников доставляли в отделение и отпускали после фиксации паспортных данных и беседы, касающейся деятельности Свидетелей Иеговы. Нередко полицейские проводили личный досмотр задержанных, фотографировали и дактилоскопировали их. Чаще всего такие задержания сопровождались процессуальными нарушениями и оскорблениями в адрес задержанных и их веры.

В Белгородской области проповедница была оштрафована за проповедь на улице.

Давление со стороны чиновников и представителей правоохранительных органов испытывали не только протестантские организации и Свидетели Иеговы.

В августе прокуратура Малоярославецкого района Калужской области внесла руководителю местной организации мусульман имам-хатыбу Ринату Баткаеву предостережение о недопустимости нарушения закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Причиной послужила попытка имама добиться предоставления помещения для празднования Ураза-байрама, так как арендуемое общиной помещение не могло вместить всех желающих. В прокуратуре сослались на то, что он уведомил администрацию не за 10 дней до мероприятия, как полагается по закону, а позднее. Арендодатель после визита в прокуратуру отказал мусульманам в аренде. Проверку законности вынесения предостережения начала областная прокуратура.

В сентябре было сорвано согласованное с властями Сочи танцевальное шествие кришнаитов. Мэр города, остановивший процессию вместе с казачьим патрулем, заявил, что на письме-разрешении нет его подписи. Представителя общины Константина Склярова задержали.

В сентябре накануне предстоящего визита патриарха Кирилла во Владимирскую епархию местные чиновники и сотрудники правоохранительных органов начали проводить беседы с прихожанами Российской православной автономной церкви (РПАЦ), убеждая не протестовать во время визита патриарха. Сотрудницу одного из предприятий Суздаля – прихожанку РПАЦ – пригрозили уволить.

По сравнению с предыдущим годом существенно больше затруднений на территории России стали испытывать иностранные проповедники.

Министерство иностранных дел РФ по давней традиции отказалось выдать въездную визу Далай-ламе XIV. «Китайские власти крайне негативно оценивают международную деятельность Далай-ламы, которая, по их мнению, наносит прямой ущерб суверенитету и территориальной целостности Китая»[5], – прямо говорится в письме МИД РФ.

В апреле в аэропорту Новосибирска была аннулирована виза буддийского монаха Дзюнсея Тэрасавы, направлявшегося из Японии в Горно-Алтайск. Российские буддисты связывают запрет на въезд с тем, что Тэрасава участвовал в митингах российской оппозиции.

В мае-июне несколько студентов-баптистов – граждан США, обучающихся в Самарском межвузовском центре довузовской подготовки иностранных граждан, были привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 18.8 КоАП («Нарушение иностранным гражданином режима пребывания в РФ»). По мнению УФМС, въехав в Россию по образовательной визе, эти студенты на самом деле вели религиозную деятельность, что не соответствовало заявленной цели пребывания в стране.

Иные случаи

В течение 2012 года у прокуратур возникали претензии не только непосредственно к религиозным организациям, но и к действующим под их эгидой социальным учреждениям.

Осенью прокуратура начала проверку реабилитационных центров «Новая жизнь» – в поселках Котлы и Преображенка Кингисеппского района Ленинградской области. Одновременно претензии к реабилитационному центру в Котлах предъявила и инспекция по пожарному надзору. По итогам всевозможных проверок против реабилитационного центра церкви «Новая жизнь» в Котлах было возбуждено уголовное дело по ст. 330 УК («Самоуправство») – один из пациентов этого центра заявил о насильственном удержании там, а также два административных дела – по ч. 5 ст. 20.4 КоАП («Нарушение требований пожарной безопасности») и по ч. 1 ст. 19.20 КоАП («Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения»). Мы не можем оценить, насколько обоснованными были претензии к реабилитационному центру.

Чаще, чем в предыдущие годы, возникали случаи, когда руководство учебных заведений не пускало учащихся в мусульманской одежде на занятия. Так происходило в Нижневартовске, Астраханской области и Ставропольском крае. В двух последних регионах конфликты приняли такие масштабы, что власти попытались решить этот вопрос централизованно.

Министерство образования Ставропольского края приняло постановление, вводящее ограничения для внешнего вида школьников, включающие в себя недопустимость демонстрации религиозной принадлежности и использования символики молодежных субкультур. Власти Астраханской области предложили образовательным учреждениям региона включить в уставы пункты, предусматривающие введение формы и запрет публичной демонстрации конфессиональной принадлежности.

Подвергшиеся дискриминации верующие и религиозные организации все чаще обращаются в суд, чтобы защитить свои права, и нередко преуспевают в этом.

В январе по требованию прокуратуры Башкортостана было отозвано письмо регионального министра образования Антона Сурина от 26 октября 2011 г. с рекомендацией не допускать в школы представителей «сектантских» организаций. Прокурорской проверке предшествовало обращение уполномоченного по правам человека Владимира Лукина в Генеральную прокуратуру.

В январе Вилючинский городской суд Камчатского края отказался признать члена общины Свидетелей Иеговы Галину Иванчи виновной по ст. 5.26 КоАП («Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях»).

В апреле руководителю пермской религиозной организации Свидетелей Иеговы Александру Соловьеву удалось добиться отмены штрафа в 1000 рублей по ст. 20.2 КоАП («Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования») за проведение богослужений в ДК им. Пушкина в 2011 году.

В апреле Сыктывкарский городской суд удовлетворил 16-ю по счету жалобу церкви христиан веры евангельской «Божья слава» на действия городской администрации, препятствовавшей проведению митинга в 2011 году. 

Недостаточность защиты от диффамации и нападений

Как и в предыдущие годы, было совершено несколько убийств и нападений на мусульманских деятелей. Заместитель муфтия Ставропольского края Курман Исмаилов погиб в результате взрыва его автомобиля. В Москве был избит главный имам Исторической мечети 75-летний Хасян Фахретдинов. Однако в этих случаях мы не можем утверждать, что преступления совершались на религиозной почве.

Более определенно мотив религиозной ненависти просматривается в покушении на муфтия Татарстана Илдуса Файзова и убийстве его заместителя Валиуллы Якупова, произошедших в Казани. В качестве основной версии следствие рассматривает «ваххабитскую».

Нападений по мотиву религиозной ненависти по-прежнему было немало и больше всего, как и в прошлом году – на Свидетелей Иеговы. Обычно нападения случаются во время проповеднического служения, когда верующие обходят жилые дома, беседуя с жильцами. Такие нападения происходят ежемесячно в разных регионах, но, как правило, не сопровождаются причинением значительного вреда здоровью пострадавших. Нам известно о 10 более серьезных случаях: в Челябинске, Петербурге, Вологодской, Кемеровской, Свердловской областях, Республике Коми и Ставропольском крае проповедников избивали, угрожали им оружием. В том числе пострадали два ребенка – 11-летняя девочка (Новороссийск) и 9-летний мальчик (Уфа), избитые одноклассниками за принадлежность к Свидетелям Иеговы.

На представителей других религиозных течений нападения совершались в единичных случаях. В поселке Горбунки Ленинградской области было совершено нападение на пастора филиала церкви евангельских христиан «Миссия Благая Весть» Сергея Константинова и его помощника Алексея Мукконена. В результате нападения пастор получил перелом ребра и многочисленные ушибы.

В Нефтеюганске помощника имама избил его единоверец за «неправильную молитву».

В Битцевском парке Москвы было совершено нападение на неоязычников из общины «Схорон еж Словен», отмечавших в лесу праздник Ивана Купалы. Нападавший ранил четверых членов общины из травматического пистолета и одного – ножом.

Религиозную подоплеку имело нападение на журналиста Сергея Асланяна, получившего 20 ножевых ранений. Нападавший при этом выкрикнул: «Ты – враг Аллаха!» Накануне инцидента журналист в эфире радио «Маяк» допустил несколько высказываний о пророке Мухаммаде, вызвавшие возмущение верующих.

В 2012 году было зафиксировано 69 случаев вандализма по отношению к религиозным объектам. Это больше, чем в 2011 году (59). Еще одно изменение по сравнению с прошлым годом: большинство актов вандализма (42) было совершено по отношению к православным объектам (в 2011 году – 12). Это можно объяснить только реакцией на многочисленные конфликтные ситуации, связанные с Русской православной церковью, и в первую очередь – на процесс над «Pussy Riot». Впервые основными объектами вандализма стали поклонные кресты (23), которые спиливали, валили, рубили и обливали краской в разных регионах (вслед за скандальной акцией группы FEMEN в Киеве). Несколько раз вандалы оставляли надписи в поддержку «Pussy Riot» на стенах храмов.

Уровень вандализма по отношению к объектам других религиозных организаций, напротив, понизился. Несколько сократилось количество пострадавших объектов новых религиозных движений – с 16 до 10, все они принадлежат Свидетелям Иеговы. Количество подвергавшихся нападениям иудейских объектов осталось примерно тем же: 7 против прошлогодних 8. Количество пострадавших мусульманских объектов по сравнению с прошлым годом, напротив, уменьшилось существенно: 5 против 17 в 2011 году. Нападениям также подвергались протестантские (4) и католические (1) объекты.

К сожалению, по-прежнему высоким остается число опасных актов вандализма. В 2012 году были зафиксированы попытки поджога православных храмов и синагоги. Все случаи нападений на протестантские храмы можно отнести к числу сравнительно опасных – битье окон, забрасывание камнями. Нижневартовская церковь христиан веры евангельской «Слово жизни», дважды подвергавшаяся обстрелу в 2011 году, в 2012 снова была обстреляна дважды. Нападению с битьем окон и забрасыванием камнями и бутылками подвергся и храм РПЦЗ(А) в Москве. Во всех этих случаях никто из прихожан и сотрудников религиозных организаций не пострадал.

В 2012 году в СМИ появлялось немало резко критических материалов об РПЦ, что дало представителям Русской православной церкви, а также многим государственным и общественным деятелям повод для заявлений о ведущейся против Церкви «информационной кампании». На наш взгляд, это утверждение не имеет под собой оснований. В большинстве случаев негативные материалы были вызваны действительными проблемами и событиями – главным образом деятельностью патриарха и поведением церковных деятелей во время процесса «Pussy Riot» – и отражали реакцию значительной части общества на эти события. Резкая реакция, естественно, была присуща преимущественно секулярно настроенной общественности, но не только.

В июне радиостанция «Серебряный дождь» присвоила патриарху Кириллу шуточную премию «Серебряная калоша» в номинации «Чуровщина года, или Руки по локоть в чудесах» за «непорочное исчезновение часов», что вызвало возмущение со стороны православной общественности. По заявлению Ассоциации православных экспертов прокуратура начала проверку видеозаписи церемонии «на предмет признаков экстремизма» (но, если и начала, ничего не нашла). Всемирный русский народный собор (ВРНС) распространил заявление, в котором призвал «православных предпринимателей» прекратить всякое сотрудничество с радиостанцией «Серебряный дождь».

Ксенофобные материалы о других религиозных организациях появлялись, как и раньше, и в федеральных, и в региональных СМИ.

Например, вышедшая в сентябре на НТВ программа «Максимум» обвинила Свидетелей Иеговы в том, что их организация использует гипноз, побуждает верующих завещать все имущество в пользу общины и запрещает им общаться с неверующими родственниками.

Воронежская газета «Берег» обвинила мормонов в подготовке «оранжевой революции» и шпионаже в пользу ФБР и ЦРУ.

Программа «Вести» выпустила репортаж об исламской угрозе на Ставрополье, вызвавший возмущение мусульман.

Тульский выпуск «Комсомольской правды» приурочил к концерту индийской музыки и танца, организованному движением «Сахаджа йога», интервью с представителем местной православной епархии об «опасности» этого движения.

Как и раньше, религиозные и общественные деятели допускали ксенофобные высказывания в адрес различных религиозных групп, а также пытались противодействовать этим группам на практике.

Православные священники публично оправдывали применение силы в случае защиты православных святынь. Например, глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин неоднократно высказывался по этому вопросу, в частности, комментируя «панк-молебен» в храме Христа Спасителя, он заявил: «В ответ на это кощунство и в ответ на попытки его оправдать государство должно применить силу. Если оно не применяет силу, тогда должен применить силу народ»[6].

Настоятель храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище в Москве игумен Сергий (Рыбко) благословил (разрешил) своим прихожанам «применять физическую силу» к «подозрительным посетителям» в случае, если тех заподозрят в намерении совершить кощунство. Затем он выразил сожаление, что не смог участвовать в разгроме ночного клуба 7freedays, где гей-активисты проводили вечеринку. «Пока эта шваль с Российской земли не уберется, я полностью разделяю взгляды тех, кто пытается от нее очистить нашу Родину. Если этого не делает государство, это будет делать народ»[7], – заявил священник.

Глава синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов в телеэфире призвал «объявить вне закона все тоталитарные секты». Тем, кому не нравится деятельность НРД, священник посоветовал: «Собирайте народ, громите эту секту!»[8]

Председатель Духовного управления мусульман Пермского края муфтий Мухаммедгали Хузин, реагируя на отказ томского суда признать книгу «Бхагавад-Гита. Как она есть» экстремистским материалом, предложил «устранить кришнаитов из правового поля страны». В Москве в знак протеста против этого решения представители «Движения сопротивления убийству детей» передали российским кришнаитам гуманитарную помощь в виде партии тушеной говядины. Эта оскорбительная акция стала одновременно ответом на благотворительное мероприятие фонда «Пища жизни» в храме Христа Спасителя в 2010 году. Протестующие были уверены, что угощенье, раздаваемое детям во время той акции, было прасадом.

Миссионерский отдел Тверской епархии распространял листовки о «духовной опасности неоязыческой секты мормонов». В подмосковном Домодедово группа православных распространяла аналогичные листовки, направленные против адвентистов седьмого дня.

Члены саратовского отделения «Всероссийского родительского собрания» направили губернатору Валерию Радаеву и начальнику регионального ГУ МВД Сергею Аренину открытое письмо с просьбой выслать проживающих Саратовской области мормонов «в полном составе» «на их исконную родину – штат Юта».

В Белгороде во время конгресса Свидетелей Иеговы рядом со зданием, где проходило мероприятие, состоялся согласованный с властями митинг «Против сект», участники которого громко скандировали «антисектантские» лозунги и били в барабаны. Один из членов общины Свидетелей Иеговы оспорил действия сотрудников администрации, согласовавших митинг, в суде. Суд признал, что шумная акция протеста помешала участникам конгресса «свободно слушать программу религиозного мероприятия», чем нарушили закон «О свободе совести». Администрацию города суд оштрафовал на 1000 рублей, а организаторов митинга – на 500 рублей (за несогласованное использование барабана). Другое требование истца – согласовывать проведение публичных мероприятий, оскорбляющих чувства верующих, вблизи мест для молитвы, – суд удовлетворить отказался.



[1] Государственная Дума приняла этот законопроект в первом чтении уже в феврале 2013 года.

[2] Милонов: Те, кто выступает против религии, выступают против государства // ЗАКС.ру. 2012. 20 ноября (http://www.zaks.ru/new/archive/view/102798).

[3] Вступивший в силу с начала 2011 года закон о передаче недвижимого имущества религиозным организациям называют реституцией неправильно: религиозные организации получают здания и земельные участки вне зависимости от их принадлежности до конфискаций эпохи революции. Да и сам процесс передачи достаточно активно шел до принятия этого закона, так что, пожалуй, нельзя говорить о массовом переходе собственности к религиозным организациям именно в последние два года.

[4] Мониторинг СМИ: Кампания против Свидетелей Иеговы замедляет ход? Официальный представитель этой религиозной организации в РФ подтвердил, что сейчас ситуация кажется более спокойной // Портал-Credo.ru. 2013. 9 января (http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=97882&type=view).

[5] Российские буддисты получили отрицательный ответ на просьбу о предоставлении визы Его Святейшеству Далай-ламе // Сохраним Тибет. 2012. 26 сентября (http://savetibet.ru/2012/09/26/dalai-lama.html).

[6] Симочкин Иван. РПЦ объявляет войну гражданскому обществу // Грани.ру. 2012. 19 марта (http://grani.ru/blogs/free/entries/196529.html).

[7] Игумен Сергий (Рыбко) о разгоне гей-клуба: Сожалею, что как священник не могу принять участие в акции // Православие и мир. 2012. 12 октября (http://www.pravmir.ru/igumen-sergij-rybko-o-razgone-gej-kluba-sozhaleyu-chto-kak-svyashhennik-ne-mogu-prinyat-uchastie-v-akcii/).

[8] Отец Димитрий Смирнов: «Собирайте народ! Громите поганые секты!» // Славянский правовой центр. 2012. 7 июня (http://www.sclj.ru/news/detail.php?SECTION_ID=341&ELEMENT_ID=4382).






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru