О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

КоммерсантЪ: Работа дается по вере

  версия для печатиотправить ссылку другу
25 Сентября 2013
Согласно данным исследования специалистов из НИУ ВШЭ и Уральского государственного экономического университета, религиозная принадлежность может влиять на способ поиска работы — в зависимости от конфессии люди могут ориентироваться на различные трудовые ценности. В условиях кризиса идентичности, который могут испытывать на себе многие после распада СССР, зависимость может проявляться особенно сильно.

Подъем архаических и религиозных представлений об обществе и работе произошел у многих слоев населения, и эти обстоятельства так или иначе влияют в том числе на поведение населения на рынке труда — к такому выводу приходят авторы доклада авторы доклада" target="_blank">«Влияние религиозной идентичности работников на процессы поиска и выбора работы», который был подготовлен специалистами из НИУ ВШЭ и Уральского государственного экономического университета. Объектом исследования стали 6012 работающих и безработных членов домохозяйств стран Южного Закавказья (Армении, Азербайджана и Грузии) — в 2010 году они участвовали в социологическом опросе «Кавказский барометр».

Такого рода исследования совершенно не характерны для России и разработки этой темы на русском языке начались относительно недавно. Англоязычное научное сообщество занимается этой проблематикой уже достаточно давно: основополагающая работа о связи религии с экономическим развитием общества «Протестантская этика и дух капитализма» Макса Вебера была написана еще в начале XX века.

В качестве гипотезы исследования рассматривалась возможная смена ориентиров для самоидентификации работников и нарастание роли религиозного фактора из-за кризиса идентичности после распада СССР. В результате опроса выяснилось, что не только разделяемые религиозные догматы, но и связанные с ними «светские» ценности соискателей на рынке труда, исповедующих христианство (Армянская апостольская церковь и Грузинская православная церковь), и ислама существенно и достоверно отличаются.

Мусульмане при поиске работы главными факторами называли образование и умение делать одолжения нужным людям. Возраст и внешность соискателя, а также фактор удачи оценивались ими значительно ниже. Представители Армянской апостольской церкви отметили важность симпатичной внешности, подходящего возраста и связей, а вот наличие таланта и удачи оценивалось ими значительно ниже. Опрошенные, причисляющие себя к Грузинской православной церкви, наоборот, ценят удачу, а также профессиональные навыки и способности. Умение делать одолжения нужным людям и презентабельная внешность были отмечены ими как наименее важные.

Авторы исследования подтверждают в целом возможное наличие взаимосвязей между религиозной самоидентификацией и поведение на трудовом рынке.

Анастасия Мануйлова
источник: КоммерсантЪ





также в рубрике ] мы: