15 заповедей для школьников: „Хартия светскости“ во Франции

28 Октября 2013

Документ из 15 пунктов призван закрепить понимание того, как соотносятся друг с другом учебный процесс и религия.

АВТОР: ШТЕФАН ЗИМОНС , SPIEGELONLINE

В школу - без паранджи: новая хартия напоминает французским школьникам, что на уроках религии места нет. Многие родители этому рады, мусульмане чувствуют свои права ущемленными, а сами школьники только пожимают плечами.

Бледные юноши в поношенной одежде докуривают напротив ворот; девочки с дредами или коротко остриженными волосами хихикают, склонившись над экраном сматрфона. Школьники, которые по утрам собираются перед элегантным современным зданием гимназии имени Сэмюэля Беккета - это среднестатистические жители Большого Парижа. Пешеходная зона; здание администрации; супермаркет; мост через извилистую Марну, названный в честь генерала Шарля де Голля. Ла Ферте-Су-Жуар - заспанный городок с населением в десять тысяч человек. В 45 минутах езды на электричке от центра столицы, мир еще не сошел с ума. И потому именно здесь министр образования Франции Винсент Пейон вместе с коллегами по кабинету, а также известными политиками и спортсменами торжественно провозгласил свою «Хартию светскости». Документ из 15 пунктов призван закрепить понимание того, как соотносятся друг с другом учебный процесс и религия. В гимназии Сэмюэля Беккета он оформлен в цветах национального флага и помещен под оргстекло на видное место при входе. Текст хартии до октября решено распространить во всех школах Франции, начиная от начальных и заканчивая полными средними. Они представляют собой сочетание фрагментов из текстов законов, конституционных принципов и основных положений из декларации прав человека и гражданина, где, в частности, говорится: «Франция представляет собой неделимое, светское и социальное демократическое государство». Пейон подчеркивает, что речь ни о чем ином как о «правилах, принципах и ценностях республики», то есть равенстве, свободе, братстве.

Хартия - дискриминация или диалог?

Над этими ценностями, как считает Пейон, сегодня нависла угроза. И потому Хартия станет новым витком в обсуждении исламского вопроса во Франции. Нужно ли ограждать учеников от догматиков и сектантов, ставящих религиозные законы выше мировоззренческого нейтралитета? Возможно, мусульмане почувствуют себя ущемленными? Или речь только о просвещении и диалоге? Понятие светскости - строгого отделения государства от религии - со времен Французской революции является одной из основ национального самосознания. Вероисповедание - личное дело каждого, как минимум теоретически. В быту данный принцип сопряжен с проблемами. Разногласия по поводу хиджабов и паранджи взволновали политическую общественность, в особенности когда стало ясно, что религиозность есть возможность исповедания собственной культурной принадлежности и самоидентификации. Столовые, праздники, занятия в смешанных классах, - трения, обусловленная столкновением «светскости» и религии, становятся источником проблем прежде всего в армии, тюрьмах, больницах и школах. Наконец, в 2013 году комиссия предложила «золотую середину»: платок на голове, паранджа, крест или кипа на занятиях были объявлены вне закона как «явная демонстрация религиозной принадлежности». То же самое относится и к любому проявлению политических взглядов. Но конфликты так не решаются. Определенные религиозные меньшинства восприняли это как дискриминацию. Многие религиозные объединения стали отстаивать свои позиции. «Хартия светскости», которую размещали под стеклом, раздавали в виде флаеров и разъясняли на уроках, призвана наконец внести ясность. Но так ли это необходимо? Большинство партий, родительских объединений и профсоюзов учителей одобряют такую инициативу, поскольку закрепляет для всех равенство прав. Однако представители «левых» партий назвали ее политическими «финтифлюшками», а правая националистическая партия «Национальный фронт» - раздуванием «медийной шумихи».

«Нет, об этом мы не говорили»

С точки зрения религиозных объединений, 15 пунктов хартии не сгладили разногласия, а, скорее, наоборот, усилили их. Центральный совет мусульман Франции усматривает в своде правил скрытые нападки на ислам и даже «дискриминацию»: «90% мусульман почувствуют себя ущемленными, - предупреждает ректор Большой мечети в Париже Далил Бубакер. - При этом у 99% мусульман вообще нет никаких проблем с понятием светскости». Так что же это, пиар-маневры Пейона? «Конечно, случаются провокации, когда родители или общины заставляют учениц ходить в школу в парандже, - говорит учитель гимназии из соседнего Сен-Сен-Дени. - Но такое происходит крайне редко. А сами девочки-мусульманки видят в образовании шанс». А учительница по религии из конфессиональной (христианской) частной школы в Мюлузе добавляет: «У В нашем учебного заведения, отмечается большой наплыв детей из мусульманских семей. Они знают, что, несмотря на «светскость», мы уважаем вероисповедание». В любом случае, для учеников лицея Сэмюэля Беккета с момента торжественного появления сине-бело-красного послания ничего не изменилось. «Хартия? Нет, мы ее не обсуждали», - говорит 14-летняя Делфин. А 16-летний Дамиен не понимает, почему вокруг нее подняли такую шумиху: «Конечно, у нас есть девочки-мусульманки. Но они еще ни разу не появлялись в школе в парандже».

"Профиль"






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru