О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Прот. Алексий Уминский: «Община становится потрясающей экспериментальной площадкой для исполнения Евангелия»

  версия для печатиотправить ссылку другу
1 Ноября 2013

 «Приход как элемент гражданского общества» -- доклад на такую тему сделал известный московский священник, протоиерей Алексий Уминский 29 октября на семинаре в Московском центре Карнеги. Заседание, в котором приняли участие религиоведы, социологи, историки, журналисты, состоялось в рамках программы «Религия, общество и безопасность». О. Алексий показал, что церковная община может стать основой гражданского общества и, хотя «говорить об этом пока рано», все же проявления этого уже можно обнаружить не только в столицах, но и в других городах России.

В аудитории светских экспертов священник начал с богословского и социального определения Церкви. По его словам, институциональная, а не экклезиологическая сторона Церкви сейчас стала в российском обществе решающей: большинство прихожан и «захожан» воспринимают ее не как Тело Христово, а как некую структуру, «комбинат духовно-бытового обслуживания», где за определенную плату можно получить «услуги» -- крещение, венчание, отпевание и т.д. «Я пришел в Церковь, чтобы взять то, что нужно лично мне», -- примерно так, по наблюдениям о. Алексия, думают большинство благочестивых прихожан. Но в таких случаях для человека «не интересен Христос и те, кто рядом», потому что он пришел «не к Богу, а за чем-то «божественным». Тогда возникает «замкнутый удобный круг» богослужений, который оказывается не спиралью, поднимающей все выше, а «прохождением одного и того же, когда ничего в жизни человека не меняется».

Община же – это принципиально иное, продолжил докладчик. «Община – это когда не что-то, а Кто-то объединяет людей. Община – это Христос и мы вокруг Него». И тогда богослужение реально становится центром жизни христианской общины, оно воспринимается не как «мы служим Богу», а, по примеру Тайной вечери и Умовения ног, как «Бог служит нам». Принимая причастие – жертву Распятого Христа, христианин не может не ответить на эту любовь и жертву служением. «Тогда возникает община, если люди готовы сказать Христу: «Все мое – Твое» и услышать от Него «Все Мое - твое». Тогда христиане готовы раздавать себя в служении, потому что так являет себя любовь. А служение Богу – когда мы начинаем видеть людей вокруг себя», -- сказал священник.

Именно по такому принципу, а не по циркулярному письму, возникают разные виды социального служения в общине: помощь неимущим, бездомным, забота о заключенных, больных, занятия с детьми и т.д. И именно потому, что «любовь всегда себя раздает», настоящая община избегает соблазна замкнутости, отделения своего уютного дружеского мирка от тела Церкви.

Это вступление было необходимо о. Алексию, чтобы подойти собственно к проблеме гражданского общества. По его словам, самая «острая претензия», которую общество адресует Церкви, формулируется как «сращивание Церкви и государства». Пока и не может быть иначе, разъяснил священник, поскольку вся историческая жизнь Церкви на Руси – в России связана именно с государством, иного опыта у Церкви нет. Сегодня же, в условиях религиозной свободы, невозможно сразу абстрагироваться от исторического наследия, переосмыслить идеал «симфонии». Кроме того, у проблемы есть и прагматическая сторона: все храмы принадлежат государству, они находятся лишь в пользовании Церкви, и каждый приход несет бремя разного рода немалых платежей, что невозможно без участия крупных спонсоров, зачастую – далеких от Церкви. Это вынуждает Церковь быть «зависимой от сильных мира сего», «реализовывать свои проекты в сцепке с государством».

Может ли быть как-то иначе? Является ли Церковь «вечной заложницей власти»? Ответ лежит в сфере общинных отношений, убежден о. Алексий. Сформировавшаяся община берет на себя ответственность за свой храм, и община о. Алексия (храм Троицы в Хохлах) имеет такой опыт: в лавке храма убраны все ценники на «духовные услуги»; нет наемных певчих и звонарей; прихожане сами содержат храм, а настоятель заботится о полной финансовой прозрачности (при этом священник никогда не призывает к конкретным суммам пожертвований); члены общины берут на себя различные послушания – от уборки до приготовления пищи для общих трапез, сами определяют нужды социального служения и т.д. «Оказывается, ничего специально не надо организовывать, люди стали делать все сами. Община становится потрясающей экспериментальной площадкой для исполнения Евангелия», -- поделился открытием о. Алексий, добавив, что эта ответственность произрастает из любви и свободы во Христе.

«Через это община и становится частью гражданского общества. Когда община заинтересована в жизни людей, она должна выходить за пределы церковной ограды», -- сказал докладчик, подчеркнув, что опыт прихода Троицы в Хохлах, который старается вырасти в общину, не единичный, что он становится все более актуальным. О. Алексий назвал несколько приходов в центре Москвы, которые развиваются в этом же направлении: храм св. Владимира в Старых Садех, свт. Николая в Клениках, св. бсср. Космы и Дамиана в Шубине и на Маросейке, Успения на Вражке, свт. Николы в Кузнецах, Троицы на Грязех, Трех святителей в Кулишках и некоторые другие. В других епархиях о.Алексий тоже встречал общины, знакомы с ними и некоторые религиоведы – участники семинара. Так, Роман Лункин считает, что можно говорить о примерно 500 приходских общинах. К тому, чтобы все приходы стремились вырасти в общины, неоднократно призывал верующих Патриарх Кирилл, напомнил священник.

Как можно говорить о свободе и ответственности членов христианской общины в столь жесткой иерархической структуре, как Церковь, спросили о. Алексия светские эксперты. «Церковь – не армия, а семья», -- ответил священник. Он пояснил, что свобода общины не означает ее независимости от церковного послушания, догматики и т.д.; община подчиняется правящему архиерею, но при этом «она имеет такой вес, что с этим приходится считаться». Это, в свою очередь, может изменить церковный стереотип взаимоотношений «начальства и подчиненных» на отношения, построенные на любви и свободе, верит о. Алексий. Во второй половине заседания он ответил на множество вопросов участников семинара.

Юлия Зайцева

источник: Благовест.инфо
фото: Религия и право


нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения




также в рубрике ] мы: