О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Ведомости: Зачем Россия сохраняет призыв в армию

  версия для печатиотправить ссылку другу
11 Ноября 2013

Россия сохранит один из рудиментов военного строительства конца ХIX — середины ХХ в., срочную службу в армии. По мнению министра обороны Сергея Шойгу, отечественные Вооруженные силы не могут обойтись без призыва в силу размеров страны. «Для того чтобы иметь исключительно профессиональную армию, мы имеем очень большую территорию. В случае угрозы мы должны иметь возможность мобилизоваться. А для того чтобы мобилизоваться, мы должны иметь мобилизационный ресурс», — сказал Шойгу в интервью телеканалу «Россия».

Речь здесь не только о способе комплектования армии, но и об идеологии. Утверждения министра о невозможности реагировать на вызовы безопасности России без мобилизации и призыва вызывают сомнения. Исход войн и крупных вооруженных конфликтов современности решается не столько сосредоточением живой силы и техники, сколько ударами высокоточного оружия, современными средствами управления и связи. Компактные профессиональные армии оказались на полях сражений существенно эффективнее масс призывников, если, конечно, исключить специфический опыт Израиля.

Малоэффективная с военной и стратегической точки зрения многочисленная армия может оказаться полезной по другим причинам. Сохранение призыва, даже с учетом создания отдельных спортивных и даже «научных» (!) рот, означает, что он будет действовать преимущественно как дополнительный налог на бедных. Вероятно, в верхах считают, что регулярные призывы дают возможность «правильной» идеологической обработки сотен тысяч молодых мужчин в духе патриотизма, как его понимает сейчас отечественный истеблишмент: противостояние с внешним миром и «внутренними врагами».

Наконец, постоянство призыва, поиск уклонистов и употребляемая при этом мобилизационная риторика помогают поддерживать в обществе синдром врага и осажденной крепости.

Последний по времени проект реформирования военной организации готовили эксперты Института им. Егора Гайдара, предлагавшие руководству страны довести реформу Вооруженных сил до логического завершения и сделать их более компактными и мобильными. Подготовленных резервистов, как показывает опыт многих отказавшихся от срочной службы развитых стран, можно готовить и по контракту, периодически вызывая их на сборы. Сохранение призыва и разговоры о мобилизации резервистов из числа срочников показывают, что российский генералитет готовится к повторению сценариев Великой Отечественной войны, а не к отражению вызовов террористических организаций или непредсказуемых режимов, для парирования которых нужны высокоточное оружие, компактные и мобильные ударные силы.

Нет большой надежды, что срочная служба (как сейчас в Израиле, Австрии или Швейцарии) станет социальным лифтом, позволяющим солдатам овладеть нужными на гражданке специальностями. Разговоры о дороговизне профессиональной армии выглядят странно: недавно Украина и Германия отказались от призыва, в том числе и по соображениям экономии бюджета.


источник: Ведомости





также в рубрике ] мы: