Депутат Ярослав Нилов: Наш Комитет открыт для всех религиозных организаций

17 Января 2013

-- Хочу Вас поблагодарить за открытость для прессы, за скорую готовность дать это интервью. Скажите вначале несколько слов о том, с каким жизненным багажом Вы оказались на посту председателя думского Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций? Что вас связывает с этой проблематикой?

-- Я уже 15 лет в ЛДПР. Начинал работать с общественными, в основном – с молодежными организациями, занимался социальной адаптацией трудных подростков. Прошел путь от рядового активиста в Люберцах, где раздавал газету и агитматериалы ЛДПР, до руководителя общероссийской молодежной организации ЛДПР, потом 8 лет проработал руководителем секретариата В.В. Жириновского, а год назад стал депутатом Госдумы и председателем Комитета.

-- А опыт взаимодействия с религиозными организациями у Вас был до получения этого поста?

-- ЛДПР плотно сотрудничает с Русской Православной Церковью в течение многих лет. В свое время я был в числе организаторов Фонда св. Анастасии Узорешительницы, который оказывал помощь людям, освободившимся из мест лишения свободы. В 2000 г., по благословению Патриарха Алексия II, я организовал акцию «Братский православно-славянский коридор». Еще вспомню масштабное молодежное паломничество «Святой путь от монастыря к монастырю».

Сам я человек верующий, в православный храм регулярно хожу, посещаю религиозные церемонии. Стараюсь раз в неделю искупаться в святом источнике, как правило, в Саввино-Сторожевском монастыре и в других монастырях. Причем в любую погоду, а уж в мороз – это особый драйв, заряжает энергией!

Но мои личные религиозные предпочтения не могут повлиять на оказание помощи другим религиозным организациям. Наш Комитет открыт для всех. Как только я стал председателем, не отказываю никому: и с протестантами общаюсь, и с католиками, с мусульманами, конечно, с буддистами, с религиоведами. Нам важно черпать информацию из разных источников и под разным углом.

-- Вы возглавили Комитет как раз в то время, когда религиозная проблематика в общественном мнении заметно активизировалась, а оценки роли религиозных организаций или каких-то событий, как правило, резко полярны. Хочется спросить про Ваше видение основных принципов взаимодействия государства и религиозных организаций, учитывая эту ситуацию.

-- У нас светское государство, и, повторюсь, наш Комитет открыт для всех религиозных организации. Я – убежденный сторонник ломки стереотипов, считаю, что штампы мешают развиваться. Например, в народе принято некоторые религиозные организации именовать сектами. Но это понятие с негативным шлейфом, а в юридическом языке оно вообще отсутствует. Если религиозная организация зарегистрирована, действует в легальном поле, смогла привлечь людей, то всех их следует, в первую очередь, рассматривать как граждан нашей страны. Мы как орган власти должны заботиться об этих гражданах: чтобы их не использовали в противоправных целях, чтобы против них не совершались незаконные действия. А свобода совести позволяет им принадлежать к какой-либо вере или вообще не верить в Бога – это их личное право. Наше дело – иметь со всеми контакт. Будучи вооружены информацией, мы сможем в Комитете наперед спрогнозировать возможные последствия, в том числе – негативные. Пусть лучше здесь происходят дискуссии, пусть люди разных вер и мировоззрений аргументируют свою позицию, чем это происходит на улицах и так страшно, как сегодня.

-- В недавнем Послании Федеральному Собранию президент говорил о «дефиците духовных скреп». Какие выводы из этого могут сделать парламентарии?

-- Мы вносили и продолжаем вносить ряд законопроектов, направленных на духовное развитие. Что сегодня стопорит духовное развитие и не дает этим «скрепам» функционировать? Это алкоголизация населения, наркомания, табакокурение, аборты. В какой-то степени последнюю проблему решает наш законопроект о запрете рекламы абортов и частных абортариев.

Но «духовные скрепы» надо укреплять не только через законы; одним усилением ответственности эти вопросы не решить. Ведь «духовные скрепы» означают, что человека надо вести от ясельного горшка и до академика, прививая ему духовность. Это и работа СМИ, и в целом -- повышение уровня жизни: когда уровень жизни повышается, люди отходят от материальной сферы и начинают себя рассматривать в сфере духовной. А наше информационное пространство перенасыщено негативной информацией, а негатив, как известно, рождает негатив.

Патриотизм – одна из составляющих «духовных скреп»: любовь к Отечеству, уважение к старшим, уважение к истории, служба в армии. Но как можно человеку рассказывать, что служба в армии – священный долг и т.д., если параллельно идет расхищение миллиардов рублей в армии, если дедовщина в частях, особенно межэтническая, если солдат кормят кормом для собак…

-- И что с этим делать? Ограничивать негативную информацию?

-- Нет, если мы закроем эту сферу от общества, будет только хуже. Надо убирать то, что приводит к таким негативным явлениям, стремиться к тому, чтобы скандалов просто не было. А для этого надо развивать институты гражданского общества, структуры общественного контроля.

-- В связи с этим стоит упомянуть о таком проявлении гражданской активности, как волонтерские сообщества: их становится все больше, их работа все более заметна. Мне кажется, это по части вашего Комитета, т.к. зачастую эти организации можно назвать и общественными, и религиозными.

-- Я больше вижу волонтеров, которые помогают собачкам и кошечкам, причем это такая воспаленная любовь, когда готовы на человека наплевать, но кошечку спасти.

-- Такие тоже есть, но я сейчас имею в виду волонтеров, которые помогают попавшим в беду, бездомным, брошенным старикам, детдомовским и больным детям. Многие из них говорят о том, что государству пора обратить внимание на их социально значимую деятельность и, если не помогать, то хотя бы не мешать.

-- У нас волонтерство сейчас в разобщенном и брошенном со стороны государства состоянии: волонтеры что-то пытаются делать, но сталкиваются с безразличным отношением чиновников, и запал проходит. Я знаю, как волонтеры работали в Крымске: множество людей туда поехало помогать, но власти не смогли нормально организовать помощь, и это движение не развивается. Чиновники вообще к волонтерам относятся с опаской: неизвестно, чего от них ждать, с этой активной гражданской позицией слишком много хлопот.

Но мы открываем двери для всех: в наш Комитет можно обратиться с продуманными законодательными предложениями, мы их рассмотрим. Например, правительство внесло предложение расширить список социально ориентированных общественных организаций, которым нужно государственное субсидирование, в их числе и те, что занимаются межнациональными и межконфессиональными отношениями.

-- Каждый год филологи создают рейтинги самых популярных слов и выражений. Так вот словосочетание «оскорбление чувств верующих» выиграло в номинации «антиязык года». Что бы Вы сказали об этом самом резонансном законопроекте, касающемся религиозной сферы?

-- Да, «оскорбление чувств верующих» у всех в зубах навязло. Чтобы уйти от этого стереотипа, мы нашли новую формулировку: «Оскорбление людей по принадлежности к вере». Сюда попадают все: и верующие, и неверующие. Конечно, человека нельзя оскорблять вообще, но если его оскорбляют из-за его принадлежности к вере, это уже оскорбление не одного человека, но некоего социума. Мы видели, как реагировал мир на фильм «Невинность мусульман», какими беспорядками это закончилось и даже убийством дипломата. Очевидно, что ответственность за это нужно повышать. Сегодня ответственность незначительна: штраф в полторы тысячи рублей никого не останавливает. Например, в интернете даже прайс-листы выставлены: срубить крест – это 5 или 6 тыс. рублей. Но антирелигиозные акции сегодня совершают не только в отношении православных, но и в отношении мусульман; жаловались протестанты, буддисты, кришнаиты.

Мое глубокое убеждение: как угодно можно относиться к президенту, правительству, депутатам, Патриарху, руководителям других религиозных организаций, но нельзя прикасаться к святыням – это историческое и культурное наследие нашей страны, доставшееся нам от предков. Те недоумки, которые, например, берут топор и рубят кресты, должны знать, что воздаяние настанет обязательно.

В то же время, я абсолютно убежден, что уважения друг к другу и к религиозным святыням только через повышение наказания мы не добьемся. Здесь нужна и просветительская работа, и новый курс «Основ религиозных культур и светской этики», и соответствующая работа СМИ, и работа социально ориентированных религиозных организаций.

-- В связи с этим законопроектом забеспокоились атеисты – кто их чувства будет защищать?

-- Как говорится, в окопах атеистов нет. Я считаю, что атеист – это такой зомбированный тип: просто большевики вдолбили в голову большинству населения, что Бога нет, и теперь очень трудно эту зашоренность убрать. Много лет вдалбливали, что Ленин – добрый дедушка, подменяли религию почитанием этого идола, к мавзолею которого до сих пор носят цветы. А на самом деле этот образ имеет негативное сакральное значение, которое до сих пор присутствует в нашей жизни – в названии городов, улиц, станций метро. Но это сложные вопросы, их нельзя в лоб решать, потому что они находятся на стыке разных поколений. Думаю, нужно потихоньку памятники с центральных площадей переносить в исторические музеи, в исторические парки. И обязательно надо все подробно объяснять по телевизору и побольше приводить фактов о том, кем на самом дела был Ленин, что он совершил. Пока мы не добьемся здесь ясности, мы эти «духовные скрепы» до конца не сможем использовать.

-- И в завершение -- прогноз: каковы, на Ваш взгляд, перспективы государственно-религиозных взаимоотношений в России в будущем году, что будет самым главным?

-- В новом году нетрудно предвидеть обострение исламского вопроса по линии «радикальный» – «традиционный». Конечно, СМИ будут и дальше раскачивать тему «клерикализации» России, взаимоотношений светской и духовной власти. Актуальным будет вопрос об НКО, т.к. новая редакция Гражданского кодекса коснется и религиозных организаций. Не исключаю и того, что Минюст внесет поправку в Закон о свободе совести, предложив отказаться от понятия «религиозная группа», и здесь будет широкая дискуссия, т.к. существует несколько десятков тысяч таких незарегистрированных групп. Продолжится пристальное внимание к таким явлениям, которые называют новыми религиозными движениями. Будет совершенствоваться законодательство о защите достоинства людей по их принадлежности к вере, т.к. провокационные действия против религиозных организаций не прекратятся.

Наверняка будут какие-либо скандалы с участием священнослужителей, как, например, с игуменом Тимофеем (Подобедовым), который устроил аварию. Пользуясь возможностью обратиться к широкой аудитории, я хочу сказать, что подобные действия наносят ущерб в целом РПЦ и будоражат итак неспокойный информационный фон. И очень важно, что на эти вещи обратил внимание Патриарх Кирилл.

Кроме того, будут обсуждаться вопросы, связанные со школьной формой. После ставропольского «спора о хиджабах» вопрос казался урегулированным, высказались и премьер, и президент, и исламские организации поддержали. Но ситуация остается серьезной: насколько я знаю, в Ставрополе директоров школ даже взяли под охрану. Учитывая радикализацию мусульман, могут быть и негативные последствия. Думаю, что введением единой школьной формы можно было бы убить сразу нескольких зайцев: нивелировать социальные различия, убрать межконфессиональные недопонимания, решить вопросы гигиенические и психологические, ведь сейчас общество очень жестокое, особенно подростки. Где гарантия, что девочки в хиджабах не станут объектом насмешек и негативного внимания со стороны других детей? А все это может способствовать зарождению комплексов, конфликтов, страхов.

Конечно, в новом году наш Комитет будет в эпицентре всех этих событий. По крайней мере, за последние полгода ни дня нет, чтобы какой-либо вопрос, имеющий религиозную подоплеку, не оставался без нашего пристального внимания.

-- Спасибо за интервью!

-- Я хочу поздравить всех читателей «Благовест-инфо» и пожелать им в новом, 2013 году благополучия в доме и мира в душе! Православных христиан от всей души поздравляю с Рождеством Христовым, и пусть не иссякнет свет надежды, который рождается в этот день в душах верующих!

Беседовала Юлия Зайцева

источник: Благовест






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru