О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Адвокат Николай Семенов: К вопросу о размерах административных штрафов в отношении некоммерческих организаций

  версия для печатиотправить ссылку другу
19 Марта 2013

Адвокаты Славянского правового центра в последнее время все чаще сталкиваются с назначением административных наказаний в виде штрафов в отношении некоммерческих организаций. При этом, размеры штрафов очень велики, зачастую исчисляются сотнями тысяч. Очевидно, что для большинства некоммерческих (религиозных) организаций, выплата крупных размеров штрафов невозможна просто ввиду отсутствия у юридического лица такого количества денежных средств. Колоссальным по размеру штрафам подверглись, например, автономная некоммерческая организация «Новая Жизнь», благотворительный фонд «Источник Жизни» г.Новокузнецк, религиозная организация Церковь христиан веры евангельской «Исход» г.Новочеркасска. Примечательно в данной ситуации то, что во всех случаях административный орган или суд, налагающий штраф, действует в рамках санкции, предусмотренной КоАП за совершенное правонарушение. Наблюдаем абсурдную ситуацию – религиозную организацию, состоящую, предположим, из десяти членов, не имеющую собственного имущества и денежных средств, штрафуют сразу на сумму, например, в 400 тысяч, при этом орган не учитывает реальную возможность оплатить столь большой штраф, объясняя, что назначить сумму штрафа поменьше не дает возможность санкция данной статьи. И получается, что закон (КоАП) устанавливает за одно и то же деяние одни и те же размеры штрафов, как для транснациональной корпорации с миллиардными активами, так и для некоммерческой организации, размер пожертвований которой едва «дотягивает» до десяти тысяч рублей в месяц.

Славянский правовой центр, разъясняет, что назначение суммы штрафа ниже нижнего предела санкции в административном праве возможно.

Стоит отметить то обстоятельство, что административный орган либо суд, назначающие штраф и, при этом, не имея процессуальной возможности снизить штраф ниже нижнего предела санкции, фактически, при вынесении решения, лишен возможности учесть характер административного правонарушения, реальное имущественное положение правонарушителя, размер причиненного им вреда (как правило весьма незначительный) и степень вины нарушителя (которая зачастую органом не доказывается а назначается). Данная правовая ситуация означает, что, при принятии решений, нарушены принципы справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности. Не учитывается, также, материальное положение юридического лица, а точней реальная возможность оплатить большую сумму штрафа. И это при том, что назначение административного наказания должно базироваться на общих принципах права и отвечать требования справедливости. Суммы штрафов должны быть адекватными, соразмерными целям административного наказания. Европейский суд по правам человека, высказал свою позицию по данному вопросу еще в 2007 году. Признавая такую меру наказания как штраф, в решении по делу Мамидакис против Греции, ЕСПЧ указывает, что финансовое обязательство, вытекающее их уплаты штрафа, если оно возлагает чрезмерное бремя на заинтересованное лицо или оказывает значительное влияние на его финансовое состояние, является, с точки зрения права, сомнительным. Не обошел данный вопрос и Конституционный суд РФ. Так, согласно правовой позиции КС РФ, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции, КС РФ, в Постановлении № 8-П от 27 мая 2008 года указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя их требований адекватности порождаемых ими последствий тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем, чтобы обеспечивалась соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению. В недавнем Постановлении № 1-П от 17.01.2013 года, Конституционный суд РФ указал, что вышеприведенные позиции могут быть распространены и на административную ответственность юридических лиц. В данном Постановлении, фактически обозначен новый подход в отношении размеров штрафов для юридических лиц. Так, Конституционный суд РФ, указывает на необходимость, при наложении штрафа учета и оценки административными органами и судами всех фактических обстоятельств дела, степени вины правонарушителя, размера вреда, причиненного нарушителем, отношения привлекаемого правонарушителя к содеянному, а также его фактического материальное положение и делает вывод о правомерности снижения размера штрафа ниже нижнего предела санкции, предусмотренной за данное нарушение. Таким образом, если некоммерческую (религиозную) организацию привлекли к административной ответственности за правонарушение, штраф за которое, предположим, начинается со 150 тысяч рублей, то при рассмотрении данного дела административным органом или судом, некоммерческая организация вправе обратиться в орган или суд с просьбой о снижении суммы штрафа ниже нижнего предела санкции (т.е. ниже чем сумма штрафа в 150 тысяч рублей), ссылаясь на позицию по данному вопросу Конституционного суда РФ, изложенную вышеуказанном Постановлении.  
Адвокат Николай Семенов 
специально для  портала "Религия и право"






также в рубрике ] мы: