Владимир Путин внес в Думу проект Кодекса административного судопроизводства РФ

28 Марта 2013

Владимир Путин внес в Думу проект Кодекса административного судопроизводства РФ. Сфера его действия оказалась гораздо уже, чем Верховный суд РФ хотел изначально: не сбылась, например, мечта о том, что полиция будет доказывать вину граждан, а не они свою невиновность. Не поддержаны и предложения суда относительно того, как должно быть устроено судебное представительство. Зато у председателей судов появятся новые права.

Верховный суд РФ говорил о Кодексе административного судопроизводства РФ более шести лет и даже в 2006 году внес в Госдуму свой проект. Но мечтания о нем оказались нереализованными — документ не прошел даже первое чтение. Вновь проблему административного судопроизводства затронул Владимир Путин, сначала будучи кандидатом в президенты, а потом уже в роли главы государства — в послании Федеральному собранию в декабре 2012 года. О предложил "сформировать в судах судебные составы, разрешающие споры граждан с органами власти всех уровней". После этого в судах общей юрисдикции областного звена наравне с уголовными и гражданскими коллегиями появились также административные.

Но продвигать законопроект ВС РФ и править его президентская администрация не стала. Путин вчера внес в Госдуму свой проект Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), который по ряду ключевых моментов сильно отличается от инициативы высшей судебной инстанции.

Бремя доказывания по всем делам, относящимся к сфере регулирования КАС РФ, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов. Но при этом сфера регулирования нового кодекса оказалась гораздо уже, чем ВС хотел изначально.

Он не будет распространяться на производство по делам об административных правонарушениях (и водителям, например, по-прежнему придется доказывать свою невиновность, а не радоваться, что их вину будет обосновывать полиция), а административные споры бизнеса останутся в арбитражных судах. Кодекс будет устанавливать только правила разрешения административных дел "о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов" граждан, партий, некоммерческих и религиозных организаций. Речь идет об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий или бездействия органов госвласти, местного самоуправления и чиновников.

Поскольку идею отдельных административных судов Путин похоронил, то в кодексе ожидаемо нет упоминания о них. Но одновременно отвергнута еще одна идея ВС о том, как должно быть устроено административное судопроизводство. Суд предлагал допускать в процесс в качестве представителя гражданина только адвокатов, причем, начиная со второй инстанции, их участие было обязательным. Но Путин такие ограничения счел излишними: граждане смогут во всех инстанциях судиться лично, а если же пожелают пригласить судебного представителя, то это может быть не только адвокат, а и любой другой обладатель высшего юридического образования. Представлять интересы религиозных или общественных организаций смогут их сотрудники, имеющие диплом юриста. Отстаивать позицию органов госвласти или местного самоуправления смогут работники с высшим юридическим образованием, либо нанятые юристы.

Административное разбирательство должно быть скорым: на процесс отводится не более двух месяцев, ВС РФ дают на месяц больше. По сложным делам срок можно будет увеличить, но не более чем на один месяц. Возможна и упрощенная, письменная, схема процесса: устного разбирательства не будет, судья ограничится изучением доказательств. На это отводится 10 дней с момента вынесения определения о рассмотрении дела по такой процедуре. "Упрощенка" допустима, если все участники дела заявили ходатайства по поводу его рассмотрения в их отсутствие, либо если истец и ответчик не возражают против письменного разбирательства. Особо оговорено, что для споров из-за неуплаты налогов планка составляет 20 000 руб.

Законопроектом предусматривается, что некоторые административные дела в первой инстанции судьи будут рассматривать коллегиально (в апелляции всегда). Такой порядок установлен для оспаривания актов президента и правительства, решений ЦИКа об итогах президентских и парламентских выборов, рассмотрении административых дел о расформировании избирательных комиссий. Кроме того, председатель суда может на основе мотивированного заявления судьи принять решение о коллегиальном рассмотрении дела "в связи с его особой сложностью". Проект не предусматривает участия мировых судей в рассмотрении административных дел по правилам нового кодекса. Объясняют это разработчики значимостью подобных разбирательств.

Предполагается, что Кодекс административного судопроизводства РФ вступит в силу с 1 января 2014 года.

С текстом законопроекта 246960-6 "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" можно ознакомиться в СПС "Право.Ru" здесь.

Источник: "Право.Ru"






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru