Заключение комиссара по правам человека о законодательстве РФ о некоммерческих организациях с учетом стандартов Совета Европы

22 Июля 2013

ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОМИССАРА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

О ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

С УЧЕТОМ СТАНДАРТОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ

Страсбург, 15 июля 2013 года

Введение

1. Правозащитники относятся к тем основным участникам, которые вносят свой вклад в эффективное соблюдение и полноценную реализацию прав человека в государствах-членах Совета Европы. Защита правозащитников и создание благоприятных условий для их деятельности относятся к основным задачам, предусмотренным в полномочиях Комиссара по правам человека.

2. В феврале 2008 года Комитет министров принял Декларацию о действиях Совета Европы по улучшению защиты правозащитников и содействию их деятельности.

В частности, в Декларации содержался призыв к государствам-членам Совета Европы "создавать такие условия, которые способствовали бы работе правозащитников, позволяя отдельным лицам, группам или ассоциациям свободно осуществлять свою деятельность на правовой основе, соответствующей международным стандартам, а также содействовать и обеспечивать защиту прав человека и основных свобод без каких-либо ограничений, помимо тех, которые разрешены на основании Европейской конвенции о правах человека" и "принимать эффективные меры для защиты, содействия и соблюдения прав правозащитников и обеспечивать уважение к их деятельности".

3. В Декларации также подчеркивалась роль Комиссара по правам человека, которому было предложено "продолжать встречаться с широким кругом правозащитников во время посещения им стран и публично докладывать о положении правозащитников" и "обращаться в той форме, которую сочтет целесообразной сам Комиссар, к компетентным органам власти для оказания им помощи в поиске, в соответствии с их обязательствами, решений проблем, с которыми могут сталкиваться правозащитники, особенно в серьезных ситуациях, когда существует необходимость принимать срочные меры".

4. Во время официальных встреч в рамках своего визита в Москву в октябре 2012 года Комиссар выразил озабоченность в связи с принятием законодательных поправок о некоммерческих организациях, осуществляющих функции "иностранных агентов", а также поправок к Уголовному и Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации в отношении определения государственной измены. У него была возможность в дальнейшем обсудить эти вопросы с членами российской делегации в Парламентской Ассамблее Совета Европы во время сессии в январе 2013 года. Комиссар посетил Российскую Федерацию в апреле 2013 года, после начала комплексных проверок НПО, проводившихся Генеральной прокуратурой и другими органами. Он выразил обеспокоенность в отношении вышеуказанных законодательных положений и их применения, в частности, в связи с весьма широким и расплывчатым определением политической деятельности в данном Законе. Комиссар вновь заявил о необходимости того, чтобы неправительственные организации работали в условиях, стимулирующих их деятельность.

5. В Российской Федерации существует активное гражданское общество, включающее более 220 000 некоммерческих организаций (нижеименуемых "НКО"). Во время визитов Комиссара в Российскую Федерацию в октябре 2012 года и в апреле 2013 года, его собеседники в правительстве на региональном и федеральном уровнях заявляли, что они рассматривают организации гражданского общества как важных и ценных партнеров и ценят их вклад в процесс принятия решений в разных областях. Многие из этих организаций являются членами различных консультативных и совещательных органов при федеральных, региональных и местных органах власти, таких как Совет по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте Российской Федерации, общественные палаты и советы, а также консультативные рабочие группы при министерствах и других правительственных учреждениях. Организации гражданского общества, в основном те, которые занимаются защитой прав человека, играют важную роль в общественных наблюдательных комиссиях, которые в соответствии с Федеральным законом от 2008 года "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" осуществляют задачи общественного надзора в рамках правоохранительной системы и системы уголовного наказания.

6. Национальное законодательство, регулирующее деятельность некоммерческих организаций в Российской Федерации, является достаточно сложным. Два закона, которые имеют непосредственное отношение к деятельности некоммерческих организаций и к вопросам, обсуждаемым в данном Заключении, – это Федеральный закон № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 года (с поправками) и Федеральный закон № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 года (с поправками). Другие важные законодательные положения, применимые к деятельности гражданского общества, содержатся в Конституции Российской Федерации; Гражданском кодексе; Уголовном кодексе; Кодексе административных правонарушений; Налоговом кодексе; Федеральном законе № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", Федеральном законе № 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии)"; Федеральном законе № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"; Федеральном законе № 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций". Действующая на данный момент нормативная база включает также законодательство, принятое в 2012 году, которое в настоящем Заключении будет рассмотрено более подробно. Другие соответствующие документы включают: постановление правительства Российской Федерации № 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" от 15 апреля 1996 года; постановление правительства Российской Федерации № 485 " О перечне международных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов" от 28 июня 2008 года и приказ Министерства юстиции № 222 "Об утверждении порядка проведения проверок соответствия деятельности некоммерческих организаций (в том числе по расходованию средств)" от 22 июня 2006 года.

7. Целью настоящего Заключения не является проведение исчерпывающего анализа российского законодательства, регулирующего деятельность неправительственных организаций. Задача состоит скорее в том, чтобы продолжить работу по итогам предыдущих обсуждений Комиссара с российскими властями, в ходе которых он выразил определенную обеспокоенность, а также обобщить и уточнить его видение действующих законодательных положений с учетом стандартов Совета Европы. Притом что данное Заключение посвящено исключительно положению в Российской Федерации, подобный анализ, несомненно, будет применим и в любом другом контексте, где существуют или рассматриваются аналогичные положения и ограничения. Исходя из этого, данное Заключение является частью общих усилий Комиссара по обеспечению наилучших условий для работы правозащитников в регионе Совета Европы.

С полным текстом Заключения вы можете ознакомиться здесь






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru