В Кыргызстане государство взялось за религию

5 Февраля 2014
Такое заявление глава государства сделал на состоявшемся вчера, 3 февраля, заседании Совета обороны. Он отметил, что органы власти могут принимать необходимые меры в рамках своих конституционных прав для обеспечения безопасности государства и граждан и раскритиковал представителей исламской религии. 

Атамбаев: Некоторые не чувствуют разницы между культурой и религией

Стоит признать, что в настоящее время госполитика в сфере религии не отвечает современным вызовам национальной и региональной безопасности и требованиям демократического, светского государства. Кроме того, деятельность некоторых религиозных организаций по распространению своих учений превращается в Кыргызстане в очаги конфликтов. Такие мнения были высказаны на заседании Совета обороны.

Президент Атамбаев, открывая заседание Совета обороны, заявил, что в стране становится все больше тех, кто не чувствует разницу между религией и культурой:

- Они игнорируют нашу исконную народную культуру и навязывают людям другую. На наших улицах сейчас много тех, кто отрастил бороды и носит дамбалы. Вместо светлых, красочных нарядов, навязывают нашим девушкам
черные одежды, такое у нас обычно носят овдовевшие женщины. Безусловно, мы - мусульмане, это религия наших предков, но в то же время мы, прежде всего, кыргызы! Не надо это забывать!

На заседании Совета обороны чувствовалось, что президент в своей критике делает упор на представителях ислама. По его мнению, неразбериха в сфере религии может привести к исчезновению государства:

- Один псевдомусульманин в 2012 году объявил мне джихад из-за того, что я захотел поставить памятник Манасу. С каждым днем растет число тех, кто, прикрываясь исламской религией, хочет, чтобы кыргызы забыли свои ценности, традиции и превратились в манкуртов. Если мы не поставим заслон этому, потеряем страну, потеряем наш кыргызский народ! Потому что народ, который забыл свой язык, свои исконные традиции - это не народ.

Не забыли и про муфтият

Участники заседания не обошли стороной ситуацию в муфтияте и скандалы вокруг организации хаджа. Президент оценил нынешнее положение в Духовном управлении мусульман КР по-своему. Он отметил, что муфтият становится коммерческим центром, вместо того, чтобы быть центром ислама. Глава государства также добавил, что некоторые политики, связавшись с представителями духовенства, пытаются превратить религию в инструмент:

- Если посмотреть на некоторые мусульманские страны, политики используют религию в своих целях, превратили ее в политическое оружие. На примере Афганистана, Ирака, Египта, Сирии можно видеть, что происходит в государстве, когда духовенство вмешивается в политику. В этих странах народ разделен на два лагеря, в них идет гражданская война. И в Кыргызстане отдельные политики в связке с духовными служащими стремятся смешать религию с политикой. Это очень опасно. Нельзя допускать подобных политических игр. Это подобно игре с огнем.

По мнению Атамбаева, подобные явления вынуждают власти переходить к решительным шагам:

- Если государство не возьмет под свой контроль процессы в религиозной сфере и не направит их в правильное русло, найдутся силы, которые будут управлять этими процессами и поставят под угрозу единство народа, будущее нашей страны. Нам нужен сильный, независимый Кыргызстан! Именно поэтому мы должны сегодня принять решения, которые будут направлены на укрепление единства народа, сохранение духовных ценностей, национальной самобытности! В Конституции отмечается, что целях национальной безопасности, защиты общественного порядка, охранынравственности и здоровья граждан, защиты прав и свобод других лиц, государство не только должно, но и обязано принять все необходимые меры.

«Надо развивать ханафитский масхаб»

После выступления президента свой доклад зачитал председатель Государственной комиссии по делам религий Орозбек Молдалиев. После заседания Совета обороны, которое продолжилось за закрытыми дверями, он рассказал журналистам о том, что обсуждался вопрос о развитии ханафитского мазхаба в Кыргызстане:

- Ханафитский мазхаб не одобряет экстремизма и терроризма. Это толерантное течение. Например, у нас есть православная церковь. На протяжении стольких лет она мирно уживается с ханафитским мазхабом. Между этими конфессиями никогда не было конфликтов. Если мы восстановим свой ханафитский мазхаб, он сам начнет действовать против экстремистов и радикальных течений.

Было отмечено, что поддержка зарубежными объединениями некоторых религиозных организаций и неспособность Духовного управления мусульман Кыргызстана и его казиятов влиять на религиозные процессы в стране осложняют ситуацию.

Орозбек Молдалиев добавил также, что на заседании обсуждался вопрос о «Таблиги жамаат»:

- Было поручено провести исследование. Пока «Таблиги жамаат» не вызывает тревоги. Однако никто не может гарантировать, что угроза не возникнет. Уже есть факт участия одного члена «Таблиги жамаат» в террористической деятельности. Однако в то же время мы не можем сказать, что вся организация станет такой. Во-вторых, в Пакистане и Афганистане есть много случаев того, когда члены «Таблиги жамаат» участвуют в джихаде.

Муфтий: Ошибки исправить можно

На заседании Совета обороны было высказано мнение, что ислам играет в обществе объединяющую и развивающую роль, и сейчас стоит задача направить его в правильное русло, чтобы таким образом воспитать новое поколение свободной и грамотной молодежи Кыргызстана.

Спикер Жогорку Кенеша Асылбек Жээнбеков выразил мнение, что сложилась ситуация, которая требует реформы религиозных организаций. «В первую очередь это касается Духовного управления мусульман страны. Ситуация такова, что ДУМК уже не может самостоятельно себя реформировать. Поставленных целей в религиозной сфере можно добиться только путем совместной деятельности государственных органов и религиозных организаций», - считает Жээнбеков.

В заседании Совета обороны принял участие и и.о. муфтия Максат ажы Токтомушев. В беседе с журналистами он отметил, что критика в адрес ДУМК обоснованна, но проблемы решаемы:

- Мы должны признать высказанную в наш адрес критику. Некоторые наши граждане получают религиозное образование в Пакистане, Иране, Турции и в Саудовской Аравии. Они приносят ханафитский мазхаб. Если их идеология, вера несут с собой добро, то их форму одежды, внешний вид можно подогнать под наш менталитет. Это не трудно. Конечно, если они несут с собой идеи уничтожать людей другой веры, недопущения развития государства, то это очень сложная проблема.

На заседании Совета обороны свои мнения высказали и эксперты. По словам главы Центра «Религия, право и политика» Кадыра Маликова, религиозная ситуация обсуждается на самом высоком государственном уровне впервые с 2006 года, а государство впервые за годы независимости пытается разработать религиозную политику.

Вместе с тем, Кадыр Маликов считает, что на заседании обсуждались не самые актуальные вопросы, а значимые решения так и не были приняты:

- Должны были обсуждаться концептуальные проблемы развития ислама. Надо было рассматривать национальный проект ислама социального и интеллектуального направления. Кроме того, надо было обсудить концепцию религиозной безопасности.

Совет обороны утвердил состав рабочей группы по реформе государственной политики в религиозной сфере, которой поручено до 1 апреля 2014 года разработать проект новой редакции концепции государственной политики в религиозной сфере в Кыргызской Республике на 2014-2020 годы.

Президент выразил надежду, что граждане, организации гражданского общества, прежде всего, религиозные, будут активно участвовать в процессе реализации принятых решений. А премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев отметил, что правительство готово изучить и применить опыт других государств в финансировании государственной политики в религиозной сфере. 

источник: Радио Азаттык





также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru