О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Новым религиозным организациям предоставили послабления

  версия для печатиотправить ссылку другу
Новым религиозным организациям предоставили послабления
28 Марта 2014

Правительство направило в Госдуму предложения о либерализации закона о свободе совести и религиозных объединениях. Отменяется правило, по которому новая религиозная организация должна доказать свое существование на территории России в течение не менее 15 лет. В 2010-м Европейский суд по правам человека признал ее противоречащей международным обязательствам. В период острого кризиса в отношениях с Западом тема приобрела особую актуальность. Законопроект похож на некую уступку Европе.

В Госдуму поступила законодательная инициатива правительства о серьезной либерализации действующего закона о свободе совести и религиозных объединениях. Предлагается снять основное препятствие для официального существования в нашей стране новых религиозных организаций и групп. Имеется в виду обязательство перед регистрацией доказать свое 15-летнее существование. Если они этого сделать не могли, то не получали от властей вожделенной бумаги. Это означало, что действовать они могли, но со значительными ограничениями в медийной, образовательной и проповеднической активности. Теперь, кстати, часть этих ограничений снимается, а срок действия остающихся предполагается снизить с 15 до 10 лет.

Напомним, что многие годы, а принят закон о свободе совести был в 1997-м, он служил барьером на пути в Россию свежеобразованных религиозных структур. Именно так всегда расценивала новые вероисповедания Русская православная церковь (РПЦ), которая, собственно, в свое время и была главным лоббистом жесткого законодательного регулирования конфессиональной сферы. В те времена ей пришлось по этому поводу выдержать бой с окружением президента Бориса Ельцина. Госдума, где почти большинство было у коммунистов и других левых течений, смогла принять текст закона, не согласованный с исполнительной властью и Кремлем. А внутрироссийские противоречия тогда были подкреплены беспрецедентным внешним давлением. Президент США Билл Клинтон публично призывал Ельцина наложить вето на закон, нарушающий, в американском понимании, права человека. Российский президент долго колебался, но в конце концов зарубежных рекомендаций не принял.

И вот теперь российское правительство пишет в Госдуму, что, оказывается, еще в 2010 году Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в результате рассмотрения одного из дел постановил: «правило 15 лет» «не отвечает критерию необходимости в демократическом обществе, который является одним из условий правомерного ограничения прав и свобод человека». России было предложено привести свое законодательство в соответствие с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, под которой она подписалась. Правительство же РФ в пояснительной записке к проекту указывает, что и Конституционный суд разрешил считать обязательными для нашей страны решения ЕСПЧ, вытекающие из постулатов Конвенции. Однако кабинет министров не объясняет, почему про обязательные для нас решения ЕСПЧ долгое время никто в стране не вспоминал. Лишь в августе прошлого года правительство разработало документ, который вчера – в разгар обострения отношений России с Западом – был внесен в Думу.

В таком контексте он походит на уступку Западу, пусть и не слишком существенную. Как указано в пояснительной записке, новые религиозные организации представляют документы на религиоведческую экспертизу. Известно, однако, что в нашей стране такого рода госэкспертизы в случае необходимости устанавливают признаки экстремизма и там, где их нет, усматривая разжигание различного вида розни в высказываниях политиков и СМИ.

Между тем новым религиям предоставляются и другие послабления. Им, скажем, не надо будет каждый год уведомлять Минюст о том, что они еще существуют, и проходить своеобразную перерегистрацию.

Есть и уступки более существенные, но менее понятные с первого взгляда. Ведь действующая редакция закона о свободе совести возникать мелким религиозным группам не мешает – она просто не дает им государственного позволения громко о себе говорить. Для этого в законе есть перечень ограничений для тех, кто не соответствует «правилу 15 лет». И теперь тут предлагается либерализация. Например, «новым религиям» будет позволено регистрироваться, но в течение 10 лет они, как и прежде, не смогут создавать школ для детей. А учить взрослых они теперь смогут без ущемлений, прописанных в нынешней редакции закона. Получают они и право направлять своих адептов на альтернативную службу вместо военной. В действующем варианте закона новичкам это не разрешено. Свободу прямой проповеди в больницах, тюрьмах, детских учреждениях им наше государство по-прежнему не даст, но зато готово согласиться с их правом заниматься этим в листовках, видеороликах и прочей пропагандистской продукции. Сейчас это строго запрещено. Впрочем, учреждать собственные СМИ новым религиозным организациям и не разрешат – как и приглашать в Россию от своего имени заграничных проповедников.

ЕСПЧ в свое время именно «правило 15 лет» счел не соответствующим универсальным обязательствам по правам человека, напомнил президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. Поэтому, с одной стороны, нынешний процесс можно считать инерционным и бюрократическим - Россия признает юрисдикцию Страсбурга. «Решение суда, в юрисдикции которого мы находимся, в той или иной степени должно быть реализовано, – говорит Ремизов, – и это правило будет отменено при сохранившейся религиоведческой экспертизе». Последнюю эксперт считает необходимой частью закона – учитывая возможные «деструктивные эффекты» от принятия документа.

С другой стороны, происходящее может быть воспринято, объясняет собеседник «НГ», как отказ Москвы от того, чтобы хлопать дверью: «Членство России в Совете Европы часто ставится под вопрос. И самим Советом Европы, по линии которого сегодня идет довольно жесткое давление по самым разным идеологическим вопросам. И российским руководством, которое часто заявляет, что Совет Европы – бессмысленная организация, дорожить членством в которой не стоит. Которая к тому же действительно обязывает Россию выполнять целый ряд в том числе неприятных для нее решений ЕСПЧ». В послекрымской ситуации, подчеркивает Ремизов, продвижение закона может быть рассмотрено как сигнал Москвы о том, что она не намерена хлопать дверью в отношениях с Европой и западным миром».

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин уверен, что Русская православная церковь (РПЦ) и исламские объединения будут резко против инициативы правительства: «В результате либерализации законодательства в этой области в Россию хлынут секты, в том числе деструктивные, и остановить этот процесс будет крайне сложно. Думаю, что у Владимира Путина эта инициатива поддержки не найдет». Эксперт считает неслучайным, что документ создан в правительстве, а не в администрации президента. Собеседник «НГ» подозревает, что «в правительстве как раз и обретаются лоббисты разных культов. Он сомневается в том, что его примет Совет Федерации. На взгляд Мухина, настоящим сигналом Западу со стороны России могли бы стать другие меры – смягчение визового режима и улучшение инвестиционного климата: «Сигнал – это снятие препон для компаний – в частности, отказ от санкций в отношении иностранных компаний на территории России. Боюсь, что здесь под шумок борьбы за смягчение отношений с Евросоюзом пытаются протащить вредный законопроект». 

источник: НГ






также в рубрике ] мы: