Проект закон о совершенствовании контроля за деятельностью религиозных организаций

27 Ноября 2014

Пояснительная записка

к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон
«О свободе совести и о религиозных объединениях» в части совершенствования контроля за деятельностью религиозных организаций»


В настоящее время контроль за деятельностью религиозных организаций осуществляется Минюстом России и его территориальными органами в порядке, установленном статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Однако данный порядок, являющийся общим для всех видов некоммерческих организаций, на которые распространяется действие указанной нормы, не учитывает особенностей деятельности религиозных организаций.

Представленный проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» в части совершенствования контроля за деятельностью религиозных организаций» разработан в целях закрепления в законодательстве Российской Федерации механизма контроля за деятельностью религиозных организаций, основанного на уже существующем, но предусматривающего специальный объем, порядок и сроки представления религиозными организациями отчетов о своей деятельности, основания для внеплановых проверок религиозных организаций.

Законопроектом предлагается распространить на религиозные организации обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных в рамках иностранного финансирования, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений.

В связи с этим, а также принимая во внимание необходимость учета особенностей контроля за деятельностью религиозных организаций, обусловленных спецификой их деятельности, законопроектом предложено внести в Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» специальные нормы о контроле и отчетности религиозных организаций.


 Вносится Правительством Российской Федерации
Проект


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести
и о религиозных объединениях» в части совершенствования контроля за деятельностью религиозных организаций


Внести в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ
«О свободе совести и о религиозных объединениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4465; 2002, № 12, ст. 1093; 2008, № 30,
ст. 3616) следующие изменения:

1) в статье 25:

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности при проведении федерального государственного надзора за деятельностью религиозных организаций»;

б) дополнить пунктами 3 8 следующего содержания:

«3. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора за деятельностью религиозных организаций, организацией и проведением проверок религиозных организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом указанных в пунктах 5 и 6 настоящей статьи особенностей организации и проведения внеплановых проверок.

4. В отношении религиозной организации орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозных организаций, и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

1) запрашивать у органов управления религиозной организации документы о деятельности религиозной организации, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;

2) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

3) направлять своих представителей для участия в проводимых религиозных организацией мероприятиях;

4) проводить проверки соответствия деятельности религиозной организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее уставом;

5) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения религиозной организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее уставом, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное религиозной организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

5. Основанием для проведения внеплановой проверки религиозной организации является:

1) истечение срока устранения нарушения, содержащегося в предупреждении, ранее вынесенном религиозной организации органом, уполномоченным принимать решение о государственной регистрации религиозных организаций;

2) поступление в орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозных организаций, информации от государственных органов, органов местного самоуправления о нарушении религиозной организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма;

3) наличие приказа (распоряжения) руководителя органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации религиозных организаций, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

6. Предварительное уведомление религиозной организации о проведении внеплановой проверки в связи с наличием в ее деятельности признаков экстремизма не допускается.

7. Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю

и надзору в области налогов и сборов, устанавливают соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества религиозными организациями целям, предусмотренным их учредительными документами, и сообщают

о результатах в орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозных организаций.

8. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, анализирует информацию об операциях религиозных организаций, полученную им на основании Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и при наличии оснований, свидетельствующих о неполноте и (или) недостоверности указанной информации либо о том, что религиозная организация не исполняет или не в полной мере исполняет требования законодательства Российской Федерации, сообщает об этом органу, уполномоченному принимать решение о государственной регистрации религиозных организаций, по запросу указанного органа или по собственной инициативе.»;

2) дополнить статьей 25.1 следующего содержания:

«Статья 25.1 Отчетность религиозной организации

1. Религиозная организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Религиозная организация предоставляет информацию о своей деятельности органу, уполномоченному принимать решение о государственной регистрации религиозных организаций, органам государственной статистики и налоговым органам и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом религиозной организации.

Религиозные организации, получившие денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от указанных источников, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений.

2. Размеры и структура доходов религиозной организации, а также сведения о размерах и составе имущества религиозной организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности религиозной организации не могут быть предметом коммерческой тайны.

3. Религиозные организации, за исключением указанных в пункте 4 настоящей статьи, обязаны представлять в орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозных организаций, документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства.

4. Религиозные организации, не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, представляют в орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозных организаций, заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту.

5. Религиозные организации обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозных организаций, в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи или заявление, подтверждающие их соответствие пункту 4 настоящей статьи.

6. Формы и сроки представления документов, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, а также порядок и сроки их размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определяются федеральным органом государственной регистрации.

7. Неоднократное непредставление религиозной организацией в орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозных организаций, в установленный срок документов, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, является основанием для обращения органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации религиозных организаций в суд с заявлением о ликвидации данной религиозной организации.».


Президент

Российской Федерации В.Путин









также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru