Анатолий Пчелинцев: Дело менонита Брэда Классена

24 Марта 2014

Анатолий Пчелинцев

ДЕЛО МЕНОНИТА БРЭДА КЛАССЕНА

Много замыслов в сердце
человека, но состоится только
определенное Господом.
Книга Притчей Соломоновых, 19:21

В конце 80-х гг. прошлого столетия, работая в государственных архивах, я наткнулся на весьма любопытные документы об истории одного из старейших протестантских течений - менонитов. Свое название менониты получили от основателя данного евангельского вероучения голландца по происхождению Менно Симонса (1496-1561).

Не многие знают, что менониты приехали в Россию из Германии во второй половине XVIII века на основании Указа императрицы Екатерины II. Будучи немкой по происхождению (урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская), Екатерина не понаслышке знала кто такие менониты, какие ценности они исповедуют и каких традиций придерживаются в жизни. А традиции эти весьма консервативные: абсолютный отказ от алкоголя и курения табака, культ большой семьи, исключительное прилежание в работе, отрицание насилия и зла и следование во всем заповедям Господним. Следуя этим заповедям менониты, будучи убежденными пацифистами, отказывались брать в руки оружие и служить в армии. По этой причине в различные периоды своей истории они переживали гонения со стороны различных европейских государств.

Будучи дальновидным политиком, Екатерина увидела немалую пользу в привлечении представителей данной религиозной общины на необжитые российские земли, поскольку менониты были известны также как умелые земледельцы и искусные ремесленники. Указом от 1787 г. российская императрица даровала менонитам свободу веры, а также свободу от военной и гражданской службы. Каждому семейству отводилось по 65 десятин земли, и предоставлялась льгота от податей на 10 лет. В свою очередь менониты обязывались давать на общем основании жилье и подводы для проходящих через их селения войск, содержать в исправности дороги и мосты, платить поземельную подать.

Первое переселение менонитских семей в Россию состоялось в 1789 году в Хортицкую волость Екатеринославской губернии (ныне Запорожская область в Украине). Позже колонии менонитов появились на Молочных водах Мелитопольского уезда Таврической губернии, в Поволжье и даже в Западной Сибири. В каждой колонии насчитывалось в среднем около двадцати многодетных и дружных семей. В колониях царил дух братской любви и взаимовыручки.

Таким образом, Россия получила не только здоровую рабочую силу, но и пополнила свою казну за счет поступления налогов от различных видов трудовой деятельности с менонитских поселений.

Так и прижились на русской земле представители этой протестантской конфессии. Работали, рожали детей, строили школы, мельницы, ремесленные мастерские, молитвенные дома. По сей день в некоторых регионах России и Украины можно встретить добротные каменные строения, возведенные менонитами, которые свидетельствуют об их зажиточности и культуре.

Запорожье. Бывшее здание менонитской гимназии для девочек в Хортице.

Когда в середине XIX вв. в рамках военной реформы был подготовлен проект Устава о воинской повинности, менониты всерьез забеспокоились. Проект предусматривал всеобщую воинскую повинность, не делая исключений для религиозных пацифистов. Многие семьи и даже целые колонии менонитов стали выезжать в Северную Америку и Германию, где отношение к их убеждениям со стороны властей к тому времени сложилось вполне терпимым и доброжелательным. Царское правительство всерьез озаботилось массовым исходом менонитов из России. Устав о воинской повинности был срочно дополнен положением, согласно которому менониты мужского пола обязаны были вместо военной службы пройти вневойсковую службу в качестве рабочих в мастерских морского ведомства либо объездчиками и лесничими. Таким образом, Устав о воинской повинности 1874 г. стал первым правовым актом в мировой истории, по сути узаконившим альтернативную гражданскую службу. Отток менонитов из России был остановлен.

Ближе к 1917 году, предчувствуя революционные потрясения, менониты начинают покидать Россию. Ведь в силу своего природного и замешанного на религиозном сознании трудолюбии, они принадлежали к зажиточной части населения, на которую лозунг пролетариев "грабь награбленное" и последовавшие за ним массовые репрессии, - распространялись в полной мере. Переезжали менонитские семьи главным образом в США и Канаду, где их охотно принимало правительство, зная, что они хорошие земледельцы, высоконравственные и доброжелательные люди. Те же менониты, которые не успели уехать из России, в последующем были репрессированы как чуждые советскому строю элементы либо в лучшем для них случае сосланы в Казахстан и Восточную Сибирь.

Бред Классен родился в Канаде в провинции Манитоба в большой менонитской семье. Его прабабушка Элайас родилась в России и, будучи ребенком, незадолго до Октябрьского переворота вместе с родителями покинула страну. Она часто с любовью рассказывала маленькому Брэду о далекой и загадочной России. Все ее воспоминания были связаны с беззаботным босоногим детством под Самарой, походами с ребятней на Волгу, а также в лес по грибы и ягоды. Бабушка рассказывала, как по воскресным дням их дружная семья, одевшись в лучшие костюмы и платья, в обязательном порядке шла в церковь, где маленькой Элайас несколько раз доверили декламировать христианские стихи, а однажды на Рождество спеть со старшей сестрой Марикой христианский гимн. Эти воскресные дни Элайас любила особенно. Торжественность обстановки, доброжелательная предупредительность взрослых и причастность к чему-то таинственному делали ее в собственных глазах взрослой девушкой. Она мечтала в будущем петь в церковном хоре и преподавать в гимназии для менонитских девочек.

Рассказывая правнуку о России, бабушка Элайас иногда плакала, уходила в себя и долго пребывала в задумчивости. Русский язык она почти забыла, но иногда объясняла своим многочисленным правнукам и внукам значение некоторых русских слов. Несмотря на то, что родители Брэда не знали русского языка, многие слова остались в их диалекте немецкого языка, на котором говорили дома. Эти слова «борщ», «арбуз», «вареники» и некоторые другие передались самому Брэду и его детям.

Все эти бабушкины рассказы глубоко трогали мальчика и он мечтал однажды попасть в далекую Россию, где прожили свою жизнь и были похоронены пять поколений его предков. Он даже мечтал найти их могилы. Однажды он рассказал об этом своем давнем желании жене Хитер, которая отнеслась к идее мужа с пониманием. Материальное положение к этому времени в семье было стабильным. Брэд защитил диссертацию и получил ученую степень доктора богословия. В 36 лет он занял должность профессора в духовной семинарии, опубликовал несколько богословских работ, которые получили высокую оценку в научном сообществе. В семье росли четверо прекрасных детей – три мальчика и младшая девочка, которую назвали в честь прапрабабушки Элайас. Хитер основную часть времени посвятила семье и детям, но иногда брала в издательстве надомную работу в виде литературного редактирования.

И вот на семейном совете было принято решение поехать в Россию всей семьей. Брэд связался по электронной почте с Самарским государственным университетом на предмет поступления на платные годичные курсы изучения русского языка. После получения приглашения от университета и оформления виз большая семья Классенов прибыла на родину предков в Самару.

Русский язык давался легко. В группе иностранцев, изучающих русский, Брэд заговорил первым. Возможно, сказалось его гуманитарное образование и навыки академической работы, возможно, его склонность к языкам: он свободно говорил на немецком, английском и французском языках. Однако, как считал сам Брэд, в нем проснулась кровь предков, для которых русский язык был вторым родным языком. Университетская студенческая газета на своем Интернет-сайте даже особо отметила успехи иностранного студента, опубликовав с ним большое интервью и поместив его фотографию.

Поскольку в Канаде Брэд и его семья каждое воскресенье посещали церковь, и для них это был не просто некий дежурный ритуал, а внутренняя духовная потребность, то они стали искать в Самаре близкую по духу и вероучению церковь. Таковой оказалась старейшая в регионе церковь евангельских христиан баптистов «Преображение», которую они и стали посещать. Помимо богослужений в церкви осуществлялись различные социальные проекты – служение и помощь пожилым людям, социальная реабилитация алкоголиков и наркоманов, были организованы различные кружки для детей и подростков. За многолетнюю и успешную духовно-просветительскую работу, а также за большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами старший пресвитер этой церкви Виктор Семенович Рягузов Указом Президента России был награжден орденом Дружбы, который в торжественной обстановке ему вручил губернатор области.

Церковь для семьи Классенов вскоре стала вторым домом. Здесь они не только постигали азы русской культуры и шлифовали навыки русского языка, но и приобрели новых друзей. Поскольку занятия в университете заканчивались рано, то Бред стал больше уделять времени церкви, в частности, помогать бездомным и алкоголикам, преподавать в воскресной школе и на курсах катехизации. Делал он это совершенно искренне, по велению души. Его дети посещали воскресную школу, а также различные музыкальные кружки и изостудию при церкви.

Одним словом, семья Классенов органично влилась в будничную жизнь волжского города. Вскоре Брэд купил квартиру, и семья со съемной квартиры переехала в собственное жилье. Благоустройство квартиры и содержание большой семьи требовали средств, а семейные накопления таяли. Брэд стал чаще задумываться над тем, чтобы сразу после окончания языковых курсов устроиться на работу. К этому времени в семье сложилось мнение остаться жить в России, по крайней мере, на ближайшие годы. Это удивительно, поскольку соотношение выезжающих российских граждан на постоянное место жительство за рубеж и въезжающих резко диссонирует в сторону покидающих Россию навсегда. В той же благополучной Канаде за последние двадцать лет обосновались десятки тысяч выходцев из России. К сожалению, редко можно встретить иностранных граждан, которые хотели бы остаться жить в России, если не брать, конечно, в расчет выходцев из республик Средней Азии. Даже иностранные топ-менеджеры крупных российских и совместных добывающих компаний, получающие в России баснословные деньги, никак не связывают свое будущее с Россией. Она для них не более чем временное и вынужденное место пребывания, а также источник сверхприбылей.

Однако, как говорится в Книге Притчей Соломоновых: «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (16:9). Иными словами, человек предполагает, а Бог располагает.

Однажды ранним утром (время на часах показывало 6 часов 45 минут), когда Брэд брился в ванной комнате, а дети еще спали, раздался звонок в дверь. Удивленный столь ранним визитом не прошеных гостей, он посмотрел в дверной глазок. За дверью стояли сотрудники полиции. Будучи человеком законопослушным он открыл дверь стражам порядка и поинтересовался в чем дело? Один из сотрудников полиции подобно Остапу Бендеру мельком показал красную корочку - удостоверение и, не представившись, потребовал срочно проехать в Управление миграционной службы. Не понимая, что происходит и чем вызван столь ранний визит, Брэд попросил десять минут на сборы. Однако тот же сотрудник полиции, выставив ногу, не дал закрыть дверь и все четверо непрошеных гостей без разрешения хозяина вошли в квартиру. Видя такую бесцеремонность, Брэд тихим голосом попросил не шуметь, поскольку дети еще спали и спросонья могли испугаться посторонних людей. Он быстро собрался, сказал жене, что скоро вернется и чтобы она не волновалась. Предчувствуя беду, жена попыталась собрать мужу бутерброды и термос с чаем. Однако Брэд сказал, что это лишнее, поскольку недоразумение быстро прояснится.

Его на машине доставили в Управление федеральной миграционной службы, где разместили в одной из комнат и сказали, что надо ждать начальства. Рабочий день в Управлении начинался в 9 часов. Однако первый разговор с сотрудником службы начался только в 10 часов 30 минут. Сотрудник задавал общие вопросы: откуда и насколько приехал, каков состав семьи, где учится, где проживает, на какие средства существует семья и т.п. После этого он надолго куда-то ушел, видимо, с кем-то советоваться.

К 14 часам Брэду под расписку сообщили решение об аннулировании ему разрешения на временное проживание и необходимости покинуть Россию в течение 15 дней за предоставление заведомо ложных сведений о себе. Однако о каких именно ложных сведениях шла речь, его не уведомили.

Лишь спустя несколько дней на запрос юриста из Управления ФМС сообщили, что Брэд Классен якобы грубо нарушил требования Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В частности, в заявлении на получение разрешения на временное проживание он указал, что является студентом Самарского государственного университета, чем ввел в заблуждение миграционную службу, поскольку таковым не являлся. Полученное сообщение из Управления ФМС ввело иностранца в шоковое состояние. Он искренне полагал, что, вступив в переписку с Самарским государственным университетом и оплатив учебу, он поступил именно в данное учебное заведение, где в последующем и обучался.

Посоветовавшись с юристами, Брэд Классен подал жалобу в районный суд на незаконные действия Управления федеральной миграционной службы России по Самарской области. В жалобе говорилось, что все его действия соответствовали российскому законодательству и оснований для аннулирования разрешения на временное проживание у представителей миграционной службы не имелось. В жалобе также содержалось требование - обязать Управление ФМС восстановить разрешение на временное проживание в Российской Федерации. Приблизительно через три недели Брэд получил повестку в суд.

Еще в Москве я изучил присланные по электронной почте сканированные материалы дела. Некоторые детали полученных документов меня, как и юриста церкви, серьезно заинтересовали. Например, в договоре на обучение в Самарском госуниверситете указывалось, что сторонами договора выступает Брэд Классен и некая автономная некоммерческая организация «Самарский межвузовский центр довузовской подготовки иностранных граждан» при Самарском госуниверситете, которая проходила под сокращенным названием «АНО СМЦ ДПИГ». Смазанная печать указывала, что стороной договора была именно данная некоммерческая организация с длинным названием, а не госуниверситет.

Пришлось навести справки про данную организацию. Выяснилось, что организация располагается в стенах самого госуниверситета и возглавляет ее жена проректора по международным связям Наталья Н., она же являлась штатным сотрудником одноименного отдела госуниверситета. Именно Наталья Н. и другая сотрудница отдела на английском языке вели переписку с Брэдом об условиях поступления и обучения в университете на курсах русского языка. К счастью эта переписка в компьютере Брэда сохранилась. Однако проректор госуниверситета господин Н., на запрос из УФМС, видимо не нашел ничего лучшего, как дать лукавую справку о том, что Брэд Классен в университете не обучается и в списках студентов дневного обучения не значится. О курсах русского языка для иностранцев, организуемых некоммерческой организацией при госуниверситете, в представленном документе не было сказано ни слова, что давало повод для различных домыслов и предположений.

В свою очередь сотрудники миграционной службы вопреки требованиям административного регламента, требующего в подобных случаях провести тщательную проверку, ограничились сугубо формальным подходом – на основании только одной упомянутой короткой справки вынесли решение об аннулировании разрешения на временное проживание в отношении Классена и на этом поставили точку. А поскольку, по мнению сотрудников Управления ФМС, было нарушено миграционное законодательство, то Брэд и его семья обязаны были покинуть пределы России в течение 15 дней. Даже для одного человека, не обремененного большой семьей и недвижимым имуществом, задача эта не всегда по силам. Хотя бы потому, что вследствие скоротечности момента билеты на самолет не всегда имеются в наличии. А здесь надо было забрать старших детей из садика, успеть продать квартиру, решить вопрос с иным имуществом, опять же позаботиться о билетах и прочее.

В назначенный судом день и час мы прибыли в районный суд г. Самары. Семья Классенов была в полном составе. Интересы УФМС представляли два молодых офицеров из правового департамента.

В ходе судебного заседания Брэд Классен подробно рассказал суду, каким образом он обучался в Самарском государственном университете. В частности, им были предоставлены квитанции об оплате обучения (кстати, деньги не малые), журнал учета посещений занятий, зачетная ведомость, именной сертификат тестирования знания русского языка, выданный Самарским госуниверситетом. С его слов занятия проводились в стенах госуниверситета. О том, что договор заключался от имени автономной некоммерческой организации, ему ничего не говорило, поскольку он считал данную организацию структурным подразделением университета. Об этом свидетельствовало и то, что вся переписка велась от имени государственного университета штатными сотрудниками университета. С ними же в последующем он лично общался в отделе международных связей госуниверситета.

Со стороны защиты по делу была допрошена также преподаватель русского языка Самарского государственного университета, которая пояснила суду, что занятия с Бредом Классеном и другими иностранными слушателями проводились в стенах университета. За преподавание иностранным студентам ей доплачивали по отдельной ведомости. От имени какой организации была составлена ведомость, она внимания не обратила.

Сотрудники УФМС настаивали на версии, что обучение проводилось не университетом, а некоммерческой организацией. Однако на вопрос суда: «На каком основании некоммерческая организация вела переговоры с будущими слушателями от имени госуниверситета, и почему занятия проводились в стенах государственного университета»? - вразумительного ответа не поступило.

В ходе судебного заседания у меня все больше складывалось убеждение в том, что в университете существовала коррупционная схема отмывания денег, которые вместо университетской казны поступали в руки учредителей некоммерческой организации, действующей под прикрытием высшего учебного заведения. На мой вопрос к представителям УФМС: «Догадывались ли они об этом, и если да, то почему не проинформировали правоохранительные органы»? – сотрудники ответили, что этот вопрос не входит в их компетенцию.

В ходе судебных прений защита обратила внимание суда на данное обстоятельство, и попросила вынести частное определение в адрес ректора государственного университета. Судья выносить частное определение не стала, однако вынесла решение, в котором жалоба Брэда Классена была удовлетворена в полном объеме.

В решении суда в частности говорилось, что у заявителя не имелось оснований сомневаться в том, что местом его учебы является Самарский государственный университет. Представленные им в судебное заседание квитанции об оплате курсов русского языка через автономную некоммерческую организацию («АНО СМЦ ДПИГ») не исключают правильность выводов иностранного гражданина о его статусе студента и месте учебы в Самарском государственном университете. Не владея полной информацией, которая не является общедоступной для иностранных граждан и требуют специальных правовых познаний в области корпоративного права, иностранный гражданин вполне искренне полагал, что обучается в госуниверситете. Тем более что обучение фактически проходило в госуниверситете по тому же адресу, который указан в договоре на обучение.

От имени государственного университета с Брэдом Классеном велась и переписка по электронной почте о возможности обучения русскому языку и стоимости обучения. При таких обстоятельствах у него не имелось оснований при заполнении заявления полагать, что он заведомо и умышленно указал неправильно место учебы в Самарском государственном университете.

На основании изложенного суд признал незаконным решение Управления ФМС России по Самарской области об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации гражданину Канады Брэду Классену и обязал данное Управление устранить допущенное нарушение. Однако Управление ФМС такое решение суда явно не устраивало. В апелляционном порядке сотрудники Управления обжаловали его в Судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда. По результатам рассмотрения этой жалобы в областном суде решение было признано законным и обоснованным и вступило в силу.

После суда у меня был долгий разговор с Брэдом. В связи с выпавшими на него и его семью испытаниями он находился в состоянии эмоционального стресса и был психологически подавлен. Я пытался успокоить его и объяснить ситуацию непорядочностью отдельных чиновников от образования. Однако Брэд, глядя в глаза, вежливо меня перебил: «Анатолий, коррупция есть во всем мире и у нас в Канаде она тоже имеется. Но почему в данном случае пытались наказать нас, а не тех, кто реально совершил правонарушение»? На этот вопрос я не ответил. Мы оба все понимали, однако видели ситуацию по-разному. Наверное, Брэд идеализировал Россию. Рассказы прабабушки навеяли романтику и создали искаженное представление о России. Однако той России, в которой жила его прабабушка давно уже нет, как нет и советской России. На их руинах возникло новое государство с еще не устоявшимися и размытыми институтами власти, с вороватыми повадками чиновников и повальной коррупцией. И, очевидно, еще потребуются долгие годы для того, чтобы заработали заявленные в Конституции России высокие принципы правового и социального государства.

Через некоторое время я узнал из сообщений прессы, что проректор государственного университета по международным связям уволен со своей должности. О причинах увольнения не разглашалось. Отмечалось также, что автономная некоммерческая организация «Самарский межвузовский центр довузовской подготовки иностранных граждан» ликвидирована. О возбуждении уголовных дел и возможных посадках ничего не говорилось. Скорее всего, как обычно в подобных случаях, решили ограничиться административными мерами.

Спустя несколько месяцев семья Классенов навсегда покинула Россию. Видимо перенесенные унижения и чиновничий произвол сделали свое черное дело. Юрист церкви Светлана Пальмова рассказывала мне, что перед отъездом Брэд сильно переживал. Он еще раз объехал близлежащие села, в которых когда-то жили и работали менониты. Таким образом, он попрощался с Россией и детскими иллюзиями навсегда, а наша страна, как и сто лет назад, во второй раз потеряла этих замечательных людей.

Как гражданину мне искренне жаль, что у истории получился такой грустный финал. Однако, видимо, так было предопределено свыше, и есть надежда, что Бог, испытав сердце Брэда Классена, усмотрел для него более ответственное служение.

* * *

Опубликовано: журнал "Религия и право" №1(68) 2014г.






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru