Тоталитарные страсти. Кто на самом деле в России борется с сектантами

Тоталитарные страсти. Кто на самом деле в России борется с сектантами
20 Августа 2014

​Ситуация в России с такими сектами, действия которых можно квалифицировать согласно различным статьям Уголовного кодекса, сейчас довольно спокойная. За последние годы, по открытым источникам, правоохранительными органами была пресечена деятельность всего нескольких организаций.

Бог Кузя и другие

С начала 2014 года было всего две крупных истории, связанных с пресечением деятельности групп, которые в прессе назвали сектами, хотя с точки зрения религиоведения они не подпадают под это определение.

В середине мая пресс-служба столичного главка полиции сообщила о возбуждении уголовного дела о побоях (ст.116 УК РФ) против участников религиозной группы «Секта бога Кузи». По информации портала «Интерфакс-Религия», в организации активно применялись методы воздействия, вплоть до угроз и избиений.

А за месяц до этого, в апреле, суд запретил деятельность еще одной религиозной организации — «Ашрам Шамбала». Ее лидер Константин Руднев в 2013 году был приговорен к 11 годам колонии строгого режима по обвинениям в создании некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан (ч. 1 ст. 239 УК РФ), изнасиловании и иных действиях сексуального характера (ч. 1 ст. 131 и ч. 1 ст. 132 УК РФ ), и подготовке к незаконному сбыту наркотиков в особо крупном размере (ч. 1 ст. 30 и ч. 3 ст. 228.1 УК РФ).

Других крупных проблем россиянам в этом году религиозные объединения не доставляли. Да и упомянутые выше группы едва ли можно назвать религиозными с позиции классического религиоведения. Как известно, они были названы таковыми представителями сектоборческой организации, возглавляемой Александром Дворкиным, вследствие чего термин «секта» ассоциируется как раз с подобного рода группами. Фактически, за прошедшие годы случаи появления опасных сект единичны.

Совет

Однако далеко не все согласны с тем, что секты в России не являются первоочередной проблемой. В частности, при Министерстве юстиции РФ существует Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы, который считает, что опасных сектантов в стране значительно больше, чем видят правоохранительные органы.

Правда, состав совета с с трудом можно охарактеризовать как светских ученых-религиоведов. Так, среди 24-х членов совета есть заместитель председателя Духовного управления мусульман Республики Татарстан по работе с госструктурами имам Валиулла Якупов, декан факультета дополнительного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Лев Семенов , Исполнительный директор Федерации еврейских общин России Валерий Энгель, сотрудники аппарата Московского патриархата РПЦ, а также, например, идеолог Евразийской партии России и руководитель Гильдии религиозной журналистики. Собственно, известный светский ученый-религиовед в совете оказался только один — завкафедрой философии религии и религиоведения философского факультета МГУ Игорь Яблоков.

Председатель

Однако наибольшее количество вопросов вызывает фигура председателя. Александр Дворкин, возглавивший совет в 2009 году, родился в 1955 году. В 1977 году уехал в США и получил там степень доктора философии PhD в Фордхемском католическом университете Нью-Йорка. Заведовал кафедрой сектоведения в Свято-Тихоновском православном университете до её упразднения в 2012 году. В 1997 году был приглашенным преподавателем на факультете журналистики МГУ, но контракт с ним не был продлен из-за отсутствия достаточного образовательного уровня (степени магистра). Ученая степень, полученная Дворкиным в России, считается недействительной, так как ее обладатель не прошел требуемую для ее признания процедуру.

Он называет себя сектоведом и по собственному утверждению является автором термина «тоталитарная секта». Он же разработал классификацию сект и написал учебник по сектоведению. При этом в ученой среде к термину «тоталитарная секта» относятся более чем скептически.

«Расплывчатость наименований «тоталитарная секта» и «деструктивный культ» позволяет причислять к таким объединениям практически любое религиозное новообразование, религиозно-философское учение, культурно-образовательное или оздоровительное учреждение. Было бы желание, а уж понятия «тоталитарная секта» и «деструктивный культ» всегда готовы принять в свои безразмерные объятия всякого, кого нужно ничтоже сумняшеся заклеймить, не утруждая себя задуматься о последствиях бездумного обращения с такими ярлыками-страшилками», пишет доктор философских наук, профессор МГУ им. Ломоносова Игорь Кантеров.

Впрочем, Александр Дворкин не только теоретик — практический пример борьбы с тоталитарными сектами он продемонстрировал в конце 2010 года, когда в зале церковных соборов храма Христа Спасителя проходил благотворительный вечер для детей, страдающих церебральным параличом. Тогда одним из спонсоров вечера был фонд «Пища жизни», связанный с Обществом сознания Кришны. Кришнаиты привезли на вечер яблоки и апельсины чтобы раздать детям, но Александр Дворкин с помощницей объявили фрукты «идоложертвенной пищей», с помощью которой кришнаиты якобы хотели обратить инвалидов в свою веру. Апельсины с яблоками из зала вывезли.

Версия

Сейчас многие противники подхода Дворкина к проверке на «тоталитарное сектантство» кого угодно, пожалуй, за исключением последователей крупнейших и исторически признанных религий, получили версию, объясняющую поведение председателя Экспертного совета.

В мае 2014 года в интернете появился сайт alexanderdvorkin.ru, где неизвестные выложили сканы документов, названные медицинской картой Александра Дворкина, из которой следовало что он еще в 70-е годы наблюдался в московском Психоневрологическом диспансере №3 и проходил стационарное лечение с диагнозом «циклотимия» в Психиатрической больнице №14.

Сразу после публикации документов адвокат Дворкина назвал их подделкой. При этом, в начале июня в интервью на сайте pravoslavie.ru сам Дворкин подтвердил, что действительно наблюдался в диспансере, потому что хотел избежать службы в советской армии и увлекался идеями хиппи. Документы он, тем не менее, в полном объеме признавать подлинными не стал. «Все указывает на то, что анонимные «публикаторы», отталкиваясь от реального маленького «ядра» — месячного пребывания юного хиппи на стандартной экспертизе — при помощи фотошопа «настрогали» кучу каких-то левых бумажек», — пояснил Дворкин в этом интервью на сайте «Православие.ру».

Однако позднее в статье интернет-издания N4K.ru появились подтверждения представителя Психоневрологического диспансера №3, который как письменно, так и устно, заверил, что документы Дворкина в архиве учреждения действительно присутствуют.

Уже в августе на сайте alexanderdvorkin.ru появилось заключение экспертов из Государственного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского, сделанное по медицинской карте Дворкина за авторством врача-психиатра Зайцевой и доктора медицинских наук Винниковой.

«...В плане политической деятельности исследуемый может осуществлять и быть инициатором стихийных акций протеста, руководить общественным движением по своему усмотрению, т.е. являясь его организатором и вдохновителем. Для государственной службы, работы в общественных организациях при госучреждениях больной непригоден в силу невозможности проявления должной степени ответственности, подчиняемости и исполнительности. Исследуемый наверняка не затруднится принять решение высокой важности, однако основано оно будет на его личных крайне субъективных взглядах», — говорится в документе.

Порталу Infox.ru удалось связаться со специалистом ГНЦ Сербского д.м.н. И.Н. Винниковой, которая, впрочем, комментарии о ходе проведения экспертизы давать отказалась, однако подтвердила сам факт ее проведения.

Косвенным подтверждением выводов экспертов может стать история двухлетней давности, когда организация Religious Freedom Watch опубликовала статью, в которой проверялись высказывания Александра Дворкина о наличии в том или ином регионе России опасных сектантских организаций. Так, в 2011-2012 годах в интервью Дворкин называл неблагополучной, напряженной и даже угрожающей ситуацию с сектами в Архангельской, Магаданской и Амурской областях, Хабаровском, Камчатском и Приморском краях, а также в республике Башкирия. При этом, в ответах на официальные запросы Religious Freedom Watch местные правоохранительные и надзорные органы указывали, что ни жалоб и заявлений, ни судебных решений в связи с опасной для жизни и здоровья граждан деятельностью «нетрадиционных религиозных движений» к ним не поступало.

Подмена

В итоге на фронтах «борьбы с сектами» складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, есть Александр Дворкин, видящий сектантов везде, а с другой — правоохранительные органы, пристально следящие за деятельностью религиозных организаций, при всей внимательности выявляющие буквально единичные случаи нарушения Уголовного кодекса РФ.

При этом неясно, зачем нужен Экспертный совет, лицом которого является человек, склонный судить о религиозных объединениях согласно своим представлениям о добре и зле, не обращая никакого внимания на законодательство.

И уж тем более странно выглядит попытка подменить придуманным термином «тоталитарная секта» положения федерального Закона «О свободе совести о религиозных объединениях», где содержится перечень оснований, в соответствии с которыми деятельность религиозных объединений может быть ликвидирована или запрещена.

«Это могут быть принуждение к разрушению семьи, посягательство на личность, права и свободы граждан, нанесение ущерба нравственности, здоровью, в том числе и с использованием в связи с религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза. Поэтому каждый раз, когда стало известно о нарушении религиозной организацией или группой статьи 14 закона, следует незамедлительно обращаться в правоохранительные органы и в установленном порядке добиваться ликвидации или запрета деятельности такого объединения», — пишет доктор философских наук, профессор МГУ им. Ломоносова Игорь Кантеров. Почти полное отсутствие таких случаев ликвидации и запрета ещё больше подтверждает несостоятельность теорий Дворкина о существовании так называемых «тоталитарных сект».

Но тогда при чем тут деятельность Александра Дворкина?

источник: Профиль






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru