КС РФ защитил права НКО при прохождении прокурорских проверок

КС РФ защитил права НКО при прохождении прокурорских проверок
17 Февраля 2015

Конституционный суд РФ (КС) во вторник признал не соответствующим Конституции действующий механизм проведения прокуратурой внеплановых проверок некоммерческих организаций (НКО), говорится в материалах суда.

Ряд правозащитных организаций обратились в КС с жалобой на пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 21 и пункт 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». По мнению заявителей, отсутствие четкого регламента позволяет прокурорам назначать проверки неограниченное число раз, в том числе с привлечением других контролирующих органов, а также запрашивать у НКО любые документы в произвольные сроки.

«Спорные положения закона о прокуратуре не устанавливают четких временных рамок и позволяют проверяющим самостоятельно определять сроки исполнения своих требований. Тем самым, они позволяют ставить перед НКО объективно невыполнимые задачи, которые в отсутствие специально установленных законом критериев не могут быть проверены по существу в суде. Невыполнение же в установленный прокурором срок соответствующих задач влечет для НКО административную ответственность. В этой части положения закона «О Прокуратуре Российской Федерации» не соответствуют Конституции», - говорится в материалах суда.

В постановлении КС подчеркивается «особая роль» прокуратуры в обеспечении законности. Отмечается, что прокуратура осуществляет надзор за соблюдением закона «на универсальной, межведомственной основе», а потому предусмотренные оспариваемыми нормами права прокуроров не противоречат Конституции.

Вместе с тем, во избежание злоупотреблений и незаконных ограничений прав граждан и организаций КС перечислил ряд обязательных условий проведения прокурорских проверок НКО.

Так, само проведение проверок должно быть мотивированным. Проверяемая организация должна быть уведомлена о проверке, а впоследствии - о ее результатах, - то есть наличии или отсутствии выявленных фактов нарушения закона.

Прокуратура не вправе требовать у НКО документы, которые уже есть в распоряжении государственных органов, общедоступную информацию, а также документы, которыми организация не обязана обладать.

Прокурорская проверка не может проводиться повторно по одним и тем же мотивам, если речь не идет об устранении ранее выявленных нарушений.

Представители других контролирующих органов вправе привлекаться к прокурорской проверке лишь для осуществления вспомогательных, а именно, экспертно-аналитических функций. Кроме того, как и ранее, действия прокуроров могут быть обжалованы в суде.

КС предписал федеральному законодателю внести изменения в соответствии со своим постановлением. До этого проверяющие должны руководствоваться теми же правилами, которые установлены в законе "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Дела заявителей подлежат пересмотру.


источник: РАПСИ





также в рубрике ] мы:       
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru