Правительство предлагает усилить контроль за финансово-хозяйственной деятельностью религиозных объединений (законопроект)

30 Апреля 2015

Правительство Российской Федерации внесло на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации" в части усиления контроля финансово-хозяйственной деятельности религиозных объединений. 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации"

Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 22 мая 2014 г. №Пр-1139 о проработке особого механизма контроля за финансово-хозяйственной деятельностью религиозных организаций, позволяющего своевременно выявлять и реагировать на факты причастности религиозных организаций к экстремистской и террористической деятельности, а также на иные нарушения религиозными организациями законодательства Российской Федерации.

При подготовке законопроекта за основу приняты применяемые в настоящее время формы и методы контроля за деятельностью некоммерческих организаций, однако предмет контроля скорректирован с учетом поставленной в поручении Президента Российской Федерации задачи.

Законопроектом предлагается дифференцировать предмет проверок деятельности религиозных организаций в зависимости от получения ими иностранного финансирования и закрепить право Минюста России и его территориальных органов проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций при наличии в деятельности религиозных организаций признаков экстремизма (терроризма) либо иных нарушений законодательства Российской Федерации.

Законопроектом предлагается установить, что плановые проверки деятельности религиозных организаций будут проводиться в целях контроля за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, в том числе своих уставов относительно целей и порядка деятельности. При этом, если религиозная организация получает иностранное финансирование или необходимо установление наличия либо отсутствия в деятельности религиозной организации признаков экстремизма (терроризма), иных нарушений законодательства Российской Федерации, проверке также будет подвергаться финансово-хозяйственная деятельность религиозной организации.

Кроме того, религиозные организации, имевшие поступления денежных средств и иного имущества от иностранных и международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, будут представлять в Минюст России и его территориальные органы формализованную информацию о своей деятельности, персональном составе руководящих органов и сведения об иностранном финансировании. Иные религиозные организации от обязанности по представлению отчетности освобождаются.

Законопроект сокращает число оснований для проведения внеплановых проверок с пяти до трех. Внеплановые проверки религиозных организаций предполагается проводить в случаях:

истечения срока устранения ранее выявленного нарушения, отраженного в соответствующем предупреждении;

поступления в уполномоченный орган из государственных органов и органов местного самоуправления информации о наличии в деятельности религиозной организации признаков экстремизма или терроризма;

в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также на основании требования прокурора.

Законопроект также предусматривает внесение корреспондирующих изменений в федеральные законы от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести
и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №39, ст. 4465; 2000, № 14, ст. 1430; 2002, № 12, ст. 1093; № 30, ст. 3029; 2003, № 50, ст. 4855; 2004, № 27, ст. 2711) следующие изменения:

1) пункт 2 статьи 14 дополнить абзацем следующего содержания:

"неоднократное непредставление религиозной организацией в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в установленный срок документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 251 настоящего Федерального закона, при наличии в деятельности религиозной организации других нарушений законодательства Российской Федерации.";

2) в статье 25:

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением религиозными организациями законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а также целей и порядка деятельности, предусмотренных их уставами, при проведении федерального государственного надзора за деятельностью религиозных организаций.";

б) дополнить пунктами 3-6 следующего содержания:

" 3. К отношениям, связанным с защитой прав религиозных организаций при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью религиозных организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

4. В отношении религиозной организации федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

запрашивать у органов управления религиозной организации документы о деятельности религиозной организации, за исключением документов, содержащих сведения о финансово-хозяйственной деятельности религиозной организации, которые могут быть получены в соответствии с абзацами третьим и четвертым настоящего пункта;

запрашивать у органов управления религиозной организации документы, содержащие сведения о ее финансово-хозяйственной деятельности, в случае, если религиозная организация имела поступления денежных средств и иного имущества от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, и (или) в случае, если от государственных органов, органов местного самоуправления поступила информация о нарушении религиозной организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма);

запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

направлять своих представителей для присутствия на проводимых религиозной организацией публичных мероприятиях по приглашению органов управления религиозной организации;

проводить проверки соответствия деятельности религиозной организации законодательству Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а также целям и порядку деятельности, предусмотренным ее уставом. Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган и его должностные лица вправе проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности религиозной организации, в том числе в части поступления и (или) расходования благотворительных пожертвований и иных денежных средств, использования иного имущества, в случае, если религиозная организация имела поступления денежных средств и иного имущества от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, и (или) в случае, если от государственных органов, органов местного самоуправления поступила информация о нарушении религиозной организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма);

в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях или совершения религиозной организацией действий, не соответствующих целям, предусмотренным ее уставом, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное религиозной организации, может быть обжаловано в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Основаниями для проведения внеплановой проверки религиозной организации являются:

истечение срока устранения нарушения, содержащегося в предупреждении, ранее вынесенном религиозной организации федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом;

поступление в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления о нарушении религиозной организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма);

наличие приказа (распоряжения) руководителя федерального органа государственной регистрации или его территориального органа, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

6. Предварительное уведомление религиозной организации о проведении внеплановой проверки в связи с наличием в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма) не допускается.";

3) дополнить статьей 25 следующего содержания:

"Статья 25 Отчетность религиозной организации, получившей денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства

1. Религиозные организации, получившие денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от указанных источников, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений.

2. Религиозные организации, получившие в течение года денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, обязаны представлять в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган отчет о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, об их фактическом расходовании (использовании).

3. Религиозные организации, получившие денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет в объеме сведений, представляемых в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган, в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

4. Формы и сроки представления отчета, указанного в пункте 2 настоящей статьи, а также порядок и сроки его размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи определяются федеральным органом государственной регистрации.".

Статья 2

В пункте 4 статьи 1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 145; 2006, № 3, ст. 282; 2007, № 49, ст. 6039; 2010, № 19, ст. 2291; 2012, № 30, ст. 4172) слова "абзаца третьего пункта 1 статьи" исключить.

Статья 3

Часть 4 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6249; 2009, № 29, ст. 3601; № 52, ст. 6441; 2011, № 30, ст. 4590; № 48, ст. 6728; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, №27, ст. 3477; №30, ст. 4041; №52, ст. 6961, 6979, 6981; 2014, №26, ст. 3366; № 30, ст. 4220, 4235; № 42, ст. 5615; № 48, ст. 6659; 2015, № 1, ст. 85) дополнить пунктом 36 следующего содержания:

«36) федеральный государственный надзор (контроль) за деятельностью религиозных организаций».

Президент

Российской Федерации







также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru