О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Правозащита: теория и практика. Грузия

  версия для печатиотправить ссылку другу
Правозащита: теория и практика. Грузия
13 Октября 2015

В рамках мониторинга правового поля, Центр правовой помощи «Fides et Spes» начал проведение анализа грузинского законодательства на предмет его соответствия нормам и принципам международного права, а также подписанным Грузией Конвенциям. Основное внимание при рассмотрении нормативных актов, исходя из приоритетов в работе ЦПЗ, уделяется законодательным актам, защищающим представителей национальных меньшинств.

В 2005 году Грузия ратифицировала Европейскую рамочную конвенцию о защите прав национальных меньшинств, и тем самым взяла на себя обязательство обеспечения эффективной защиты этнических меньшинств и их гражданской интеграции. Но первым шагом для этого, должна была стать разработка соответствующей законодательной базы, создающей правовые гарантии для этнических меньшинств.

И в этом направлении, за прошедшие 10 лет было предпринято множество шагов. В законодательство Грузии были внесены изменения, содействующие выполнению международных обязательств. Хотя до сих пор имеют место некоторые несоответствия и неотрегулированные моменты.

Важным новшеством стало внесение в Гражданский кодекс Грузии изменений в правила регистрации религиозных организаций. Поправки позволили этим объединениям самим делать выбор: либо зарегистрироваться, как юридическое лицо публичного права, либо выбрать прежний статус юридического непредпринимательского лица частного права или не регистрироваться вообще. Эта часть законодательства в отношении меньшинств особенно заинтересовала Центр правовой помощи «Fides et Spes», поскольку этнически русские, проживающие на территории Грузии, это не только приверженцы православия, но и такие религиозные объединения, как духоборы, молокане, иконоборцы. Представители данных религиозных меньшинств проживают компактно и обособлено, чтят традиции и особенно нуждаются в защите своих прав.

Нововведение в отношении религиозных объединений, в Гражданском кодексе, безусловно, можно оценить, как положительное. Тем более, что оно подкреплено некоторыми «послаблениями» в отношении религиозных организаций. Даже в случае регистрации в качестве юридического лица публичного права правовое регулирование религиозных организаций происходит не в соответствии с Законом Грузии «О юридическом лице публичного права», а в соответствии с регуляциями, касающимися юридических непредпринимательских, некоммерческих лиц частного права.

Однако парозащитные организации, в числе которых Центр правовой помощи «Fides et Spes», настораживает отсутствие изменений в других законодательных актах. Проводя анализ действующего законодательства по этому вопросу, ЦПЗ выявил, что не отрегулированные в соответствии с международными требованиями другие законодательные регуляции создают определенные проблемы организациям, зарегистрированным со статусом юридического лица публичного права.

Например, в статье 3 Закона Грузии «О государственном имуществе» перечислены субъекты, имеющие право на приобретение государственного имущества. Действующая редакция данного закона лишает права на приобретение государственного имущества путем прямой закупки религиозные организации, являющиеся юридическими лицами публичного права.

Этот недочет в законодательстве настораживает Центр правовой защиты, поскольку на лицо несоответствие. На том фоне, когда Грузинской апостольской автокефальной православной церкви в соответствии с конкордатом были переданы в собственность находящиеся в ее владении церкви, монастыри и земельные угодья, ограничение права других религиозных организаций на использование такой возможности может в определенной степени послужить созданию дискриминационного фона.

Недочеты выявлены и в Налоговом кодексе Грузии. Хотя этот законодательный акт не рассматривает религиозную деятельность как экономическую и, соответственно, освобождает религиозные организации от ряда налогов, следует отметить, что Грузинская православная церковь имеет дополнительные льготы по сравнению с другими религиозными организациями. И это можно рассматривать, как нарушение прав религиозных организаций, представляющих иные конфессии. Центр правовой помощи «Fides et Spes» не единственный отметивший это обстоятельство. На данную проблему в своих отчетах неоднократно указывал и Народный защитник Грузии.

Так подпункт «г» первой части 99-й статьи Налогового кодекса Грузии гласит, что налогом на прибыль не облагаются «доходы, полученные Патриархией Грузии от реализации используемых по религиозному назначению крестов, свечей, икон, книг и календарей». Данная привилегия установлена только для продукции, изготавливаемой для Патриархии Грузии, и не распространяется на продукцию других религиозных организаций. Соответственно, в отличие от Грузинской православной церкви, все другие религиозные организации облагаются налогом по общей ставке в размере 15-и процентов. Аналогичное можно отметить и в отношении подпункта «б» 2-й части статьи 168 Налогового кодекса. Грузинская православная церковь освобождена и от налога на имущество при осуществлении как экономической, так и неэкономической деятельности, а также при владении имуществом, тогда как всем остальным религиозным организациям подобные льготы предоставляются только в отношении имущества, не используемого для экономической деятельности. Следовательно, все религиозные организации, за исключением Патриархии Грузии, обязаны до 15 ноября каждого года выплачивать налог на землю.

Все это противоречит основному Конституционному принципу и международным нормам: религиозные организации по своим содержанию и форме, в сущности, равноправны. Исходя из этого, ЦПЗ может сделать вывод, что получение одним из религиозных объединений каких-либо привилегий или преимуществ в любой форме следует считать дискриминацией. Важно, чтобы государство продолжило работу по искоренению проблем и недочетов в законодательных актах, регулирующих права религиозных меньшинств и объединений.

источник: pravfond.ru






также в рубрике ] мы: