О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

ВАК добавил в список научных специальностей теологию

  версия для печатиотправить ссылку другу
ВАК добавил в список научных специальностей теологию
21 Октября 2015

Президиум Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Министерстве образования России одобрил паспорт новой специальности «теология». Это означает, что теперь по этой дисциплине можно защищать кандидатские и докторские диссертации.

Восхождение этой области знания к высшим научным степеням происходило постепенно. В 1992 году был утвержден стандарт первого поколения по специальности бакалавра в области теологии, в 2001–2002 годах был принят образовательный стандарт второго поколения для квалификаций «бакалавр», «магистр» и «специалист». В 2011 и 2014 годах стандарт подвергался изменениям. Теперь же дисциплина, имеющая предметом изучения трансцедентное, достигла высшего уровня признания и займет свое место среди иных академических областей знания.

«Прежде всего, я думаю, будет реализована возможность открытия аспирантур по теологии в светских и религиозных учебных заведениях, а также лицензирования уже открытых аспирантур», – считает первый проректор Свято-Филаретовского православно-христианского института Дмитрий Гасак, видимо, рассматривая в качестве основной задачи появления теологии в списке научных дисциплин возможность прохождения вузами государственной аккредитации. Примерно в том же ключе видит решение ВАК член Совета по теологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию, заведующая сектором научно-методического обеспечения религиозного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) Мария Таланкина. «Чтобы получить аккредитацию, вуз должен удовлетворять определенным показателям. Например, более 60% преподавателей должно быть остепененных. Магистры не считаются остепененными. Это значит, что магистры могут преподавать в вузе, но в вузе не могут преподавать только магистры», – рассказывает Таланкина, отмечая, что если даже магистры теологии, преподающие на кафедре теологии, одновременно являются кандидатами или докторами каких-то других наук, аккредитацию такая кафедра все равно не получит. «Если они одновременно являются кандидатами и докторами по каким-то другим научным специальностям, значит, они заняты чем-то другим, то есть теология для них хобби. Это несерьезный подход», – считает эксперт.

С менее практической точки зрения рассматривает создание новой научной специальности проректор ПСТГУ протоиерей Георгий Ореханов. «Наличие теологии в списке научных дисциплин позитивно отражается на жизни академического сообщества, потому что присутствие теологов в научных дискуссиях придает этим дискуссиям совершенно особый смысл и совершенно особую глубину», – полагает священнослужитель, приводя в пример развитые школы теологии в германоязычных странах, а также в Англии и США.

«Введение новой научной специальности много даст мусульманам», – комментирует решение ВАК руководитель отдела науки департамента образования Духовного управления мусульман РФ (ДУМ РФ) Раис Измайлов, связывая практическую значимость новой научной специализации с пожеланием, высказанным президентом России Владимиром Путиным, о создании российской школы исламского богословия. По мнению Измайлова, мусульмане пока не могут воплотить это пожелание в жизнь, так как в России просто нет кандидатов и докторов наук по исламскому богословию. «Создание научной специальности по теологии даст нам возможность готовить кадры, которые в будущем будут создавать исламскую богословскую школу», – считает представитель ДУМ РФ. Он указал на еще один плюс решения ВАК: «Введение научной специальности «теология» поможет нам предотвратить отток наших студентов за границу: в Турцию, в Саудовскую Аравию, в Египет, где есть степень доктора теологии».

Таковы позиции представителей тех религий, которых, по-видимому, в первую очередь коснется введение новой научной специальности. Однако в академическом сообществе широко распространены сомнения в научности теологии. «Если мы говорим о теологии, то должны исходить из того, что объект нашего изучения верифицировать невозможно», – считает профессор Академии труда и социальных отношений Екатерина Элбакян. «Ни доказать, ни опровергнуть бытие Бога мы не можем, и мы не можем даже себе ставить такую цель, если мы стоим на научных позициях, потому что она недостижима, а решение проблемы путем логических умозаключений, то есть тем путем, которым идет наука, невозможно», – считает религиовед.

Возникает также проблема разделения теологии и религиоведения. Руководитель Центра изучения религий РГГУ Николай Шабуров считает, что предмет изучения религиоведения и теологии различный, отмечая, однако, что граница между религиоведением и теологией действительно в документе ВАК не проведена должным образом. «Я боюсь, что теология будет запираться в это религиоведческое поле, но с некоторых идеологических позиций, вот в этом я вижу опасность», – говорит эксперт.

Конечно, можно считать развитие теологии как научной дисциплины в самостоятельную научную специальность лишь логическим продолжением введения преподавания теологии в российских вузах на уровне специалистов, бакалавров и магистров.

Член Совета по теологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию, проректор Московского исламского университета Гульфия Хабибуллина пояснила «НГР»: «По направлению теологии у нас уже были созданы бакалавриат и магистратура. Получалось, что образование по этой дисциплине оказывалось усеченным». При этом Хабибуллина сослалась на то, что Федеральный закон «Об образовании в РФ» рекомендует, чтобы образовательный процесс был непрерывным.

Однако с практической точки зрения возникают вопросы о трудоустройстве и сфере деятельности будущих «остепененных» теологов. Можно предположить, что бакалавры и магистры могут преподавать предметы «духовно-нравственного» направления в средних школах, но где найдут себе применение теологи с научными степенями? «Они могут преподавать в высших и средних исламских учреждениях, могут работать в духовных управлениях, могут помогать нам издавать и переводить книги, решать серьезные богословские проблемы, которые у нас особо не решаются», – отвечает Раис Измайлов.

Мария Таланкина, говоря о трудоустройстве будущих теологов, ссылается на федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлению подготовки «Теология», так как в их основу легли результаты анкетирования работодателей, организованного Советом по теологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию. В качестве видов профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие как программы бакалавриата, так и программы магистратуры, в стандартах перечисляются следующие сферы: научно-исследовательская, учебно-воспитательная и просветительская, социально-практическая, экспертно-консультативная, представительско-посредническая и организационно-управленческая.

Некоторые эксперты видят подтекст нововведения в «приземленных» мотивах. «Согласно действующему законодательству России, религиозным структурам гарантировано законное право формировать собственные образовательные системы», – говорит Элбакян, имея в виду духовные академии, семинарии и приходские школы, если речь идет конкретно о православии. «Однако создавать и содержать такие образовательные системы, согласно законодательству, религиозные организации должны на свои средства – то есть обеспечивать весь учебный процесс, оплачивать заработную плату преподавателей и выплачивать надбавки за ученую степень. Но зачем тратить усилия и деньги на все это, если можно получать средства из госбюджета?» – комментирует эксперт.

Известно, что теология привязана к той или иной религиозной традиции. Получается, есть два варианта развития ситуации. Первый: в очередной раз так называемые традиционные религии России окажутся в приоритетном положении. Второй: специальность потонет в бесконечном множестве вероучений.

«Теология всегда связана с конфессиями, другое дело, что внутри дисциплина тоже будет разделяться по конфессиональному признаку, – считает декан философского факультета МГУ Владимир Миронов. – Как конкретно это будет оформлено – это вопросы не к самой теологии, а к тому, как будут формироваться научные советы по этой научной дисциплине: условно, что это будет совет по православию и т.д. Кроме того, есть буддисты, у которых нет теологии, а это мировая религия. Масса вопросов сейчас возникнет».

«Внутри специальности будут узкие направления специализации, мы это называем профиль подготовки. Допустим, профиль подготовки по истории ислама, профиль подготовки по культуре ислама. Будет разделение и по конфессиям», – поясняет Гульфия Хабибуллина. Специализация по вероучениям предусматривает подготовку специалистов «по трем из четырех основных религий нашей страны: православию, исламу и иудаизму».

Несмотря на то что в научной специальности «теология» будут как минимум три специализации, пока предусмотрен только один научный совет. «Позже, возможно, будут три диссертационных совета, но только три, то есть не будет внутри советов разделения на историю, культурологию и т.д.», – рассказывает Хабибуллина.

Немного иначе представляет себе будущее специализации Дмитрий Гасак. «Утвержденный паспорт научной специальности «теология», насколько я понимаю, предполагает различные специализации, то есть области исследования. Но они должны соответствовать перечисленным в паспорте отраслям науки (философия, история, культурология и др.), по которым и будут вручаться ученые степени», – говорит эксперт, предполагая, таким образом, что специализация будет проводиться не по вероучениям, а по преобладающим методам и области исследования.

«Пока речь идет о самом введении научной специальности, а вопрос о формировании советов, я думаю, еще затянет это дело на достаточно длительное время. Это решается на уровне президиума ВАК», – поясняет Владимир Миронов.

источник: НГ






также в рубрике ] мы: