О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Анатолий Пчелинцев: «Решения Верховных судов Мордовии и России создают очень опасный прецедент»

  версия для печатиотправить ссылку другу
Анатолий Пчелинцев: «Решения Верховных судов Мордовии и России создают очень опасный прецедент»
20 Ноября 2015
Публикуем комментарий известного правозащитника, доктора юридических наук, адвоката Анатолия Пчелинцева к случаю в Саранске, где суд отказал призывнику-адвентисту в праве на прохождение альтернативной гражданской службы.

Дело Владимира Сальникова слушалось в Верховном суде республики, и ему отказали на том основании, что он не доказал, что его убеждения не позволяют брать в руки оружие. Верховный суд России 19 октября этого года рассмотрел это дело и согласился с доводами нижестоящих судов, что призывник «не доказал». В частности, в апелляционной инстанции ссылались на то, что Сальников принадлежит к Церкви христиан-адвентистов седьмого дня, а вероучение этой церкви не запрещает проходить военную службу. Раз не запрещает и доказать невозможность служить не сумел, то служи. Здесь возникает серьезный вопрос: как доказать свои убеждения?

Конечно, одним из важнейших доказательств является принадлежность к церкви, но у адвентистов половина ребят служит, а половина нет, или даже больше половины служат, а незначительная часть не служит, идет на альтернативную гражданскую службу. Тут нужно понимать, что есть ведь и личные убеждения гражданина, он вообще может не быть членом церкви, а оружие в руки брать откажется. Вот какой-то человек прочитал Библию, там написано «Не убий», и он понимает это буквально — все, отныне для него это под запретом и он будет неукоснительно следовать запрету. И как это доказать призывной комиссии? Они будут экзамен устраивать, теологов приглашать?

В свое время Лев Толстой финансировал издание двух книг, которые вышли в 1902 году в Лондоне, на русском языке. Автором был военный врач австрийской армии, который отказался служить в армии, поскольку косвенно это предполагает участие в насилии. Хотя миссия врача и носит гуманный характер. В книге он рассуждает о том, что религиозные убеждения, они как роза: вдруг распускаются, и человек может в один день изменить свои взгляды. Как вера — приходит, и человек становится верующим, иногда на это требуются минуты или даже секунды. А потом он однажды приходит к убеждению, что убивать нельзя, все люди братья. И как это доказать, если вся предшествующая жизнь об этом не свидетельствовала? Это, конечно, чисто гипотетическая ситуация, но в жизни так бывает.

Верховный суд России рассмотрел дело формально и вернул его в республику, теперь молодой человек вынужден будет призываться в Вооруженные силы. Возникает вопрос: а толк от этого молодого человека в армии какой? Я как бывший военный прекрасно осознаю эту проблему. В субботу он служить не может, присягу принимать не может, оружие в руки брать не может… И что с ним делать в армии? В советские времена таких отправляли в строительные части или в приусадебные хозяйства, но теперь в армии реализуется система аутсорсинга, заключают договора со сторонними гражданскими организациями, и они выполняют все необходимые работы по обслуге: готовят пищу, убирают в столовых и т.д., приусадебных хозяйств, которые были в советские времена, не осталось. И куда девать молодого человека, которого в наряд не поставишь, на боевое дежурство не поставишь, в караул не поставишь? И командиры бьются, они не знают, что делать с такими людьми.

Так что решения Верховных судов и Мордовии, и России создают очень опасный прецедент. На основании этих решений сейчас могут начать отказывать в альтернативной гражданской службе другим молодым людям. И воинские части получат негодных солдат, которым невозможно найти применение.

источник: СОВА





также в рубрике ] мы: