О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Когда Бог бессилен перед ФСБ

  версия для печатиотправить ссылку другу
Когда Бог бессилен перед ФСБ
26 Января 2016
Российские пограничники закрыли въезд американскому пастору, который 15 лет проповедовал в Петербурге. Его сочли угрозой стране.

Петербургская паства баптистской церкви «Краеугольный камень» молится за возвращение своего наставника. Американскому священнику Шею Фаунтейну закрыли въезд – без объяснения причин. Он месяц живет в Финляндии с надеждой на божественное чудо, которое, кажется, не распространяется на национальные интересы.

Свое 45-летие американский священник Шей Билли Фаунтейн (Shaye Billy Fountein) отмечает сегодня, 25 января, в Финляндии, хотя с 2000-х вторым домом привык считать Петербург. Роковой для пастора стала встреча с российским пограничником в рождественский сочельник.

Шей Фаунтейн приехал в Петербург с божией миссией – собирать под крыло протестантскую паству. Женат, четверо детей. В 2013 году посольство РФ в Штатах выдало Шею гуманитарную визу до августа 2016-го.

20 декабря 2015 года священник взял жену Лизу и четверых детей и поехал в Финляндию в короткий отпуск. На МАПП «Брусничное» ему без проблем и лишних слов поставили выездной штамп, хотя в компьютере напротив фамилии Шея уже стояла отметка о запрете на въезд в Россию. Пограничник тогда и бровью не повел.

24 декабря, в рождественский сочельник, при возвращении через «Брусничное» жену и детей Фаунтейна пропустили в Россию, а перед ним зажгли красный свет.

«Причин мне не объясняли. Дали подписать некое уведомление о запрете въезда на территорию РФ на пять лет, до августа 2020 года, – говорит американец. – Люди, которые это делали, заявили, что у них такое указание в компьютере. Кем и на каких основаниях оно выставлено, неизвестно. На уведомлении указаны фамилии Максимова, Шафрин и Бадаева.

Гуманитарная виза, согласно ФЗ «О порядке выезда и въезда в РФ», выдается на срок до пяти лет для осуществления научных, культурных, общественно-политических, спортивных или религиозных связей и контактов. Американец проповедовал в церкви евангельских христиан-баптистов «Краеугольный камень» на Казанской улице. Организация создана в 2002 году, службы ведутся на английском и русском. Петербуржцев бесплатно обучают иностранному языку. Призвание Шея, как следует из его сайта, – делиться верой, разжигать пожар поклонения Богу, сеять идеалы преданности, брака, семьи.

«Каждую неделю я обучаю Библии около 135 студентов, и они несут истину в свои дома. Около половины прихожан – из неверующих семей, так что это огромное поле для миссии», – пишет о себе Шей.

Пастор уверяет, что за время пребывания в России он не совершал никаких преступлений и правонарушений.

Как сообщила «Фонтанке» адвокат Ольга Кривошеева, со стороны миграционной службы в отношении Фаунтейна нет препятствий для въезда в Россию.

По данным нашего издания, въезд священнику закрыло пограничное управление ФСБ по Петербургу и Ленобласти со ссылкой на 27-ю статью Федерального закона «О порядке выезда и въезда в РФ». Судя по ней, компетентные органы могут закрыть иностранцу границу, если «это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения».

На своем сайте семья Фаунтейнов сожалела о длинных январских праздниках, из-за которых было не пробиться за помощью и разъяснениями к дипломатам.

«Сейчас мы просим Бога, чтобы он открыл путь в Россию. Пожалуйста, молитесь с нами, чтобы произошло чудо. Мы абсолютно уверены, что это в руках Божьих».

В надежде на сверхъестественное Шей еще пару раз съездил в «Брусничное» и попытался пересечь границу через другой погранпереход. Чуда не случилось.

Шей живет в Хельсинки у друзей. По его словам, визу никто не аннулировал. По меньшей мере, эту информацию ему подтвердили в российском посольстве в Финляндии.

Священник через петербургского адвоката обратился в Дзержинский районный суд с жалобой на действия государственных органов власти (по месту нахождения ФСБ и погрануправления). Как пояснила «Фонтанке» Ольга Кривошеева, срок подачи жалобы истекал 22 января, и в суде будто бы сговорились с пограничниками – не хотели принимать заявление американца. Пришлось отправлять по почте, а в Горсуд Петербурга в квалификационную коллегию поступила жалоба на канцелярию Дзержинского суда.

«Фонтанка» спросила о причинах запрета начальника регионального погрануправления ФСБ Анатолия Забродина. Ответ на запрос пока не получен.

В 2015 году Верховный суд России фактически узаконил право власти не объясняться с иностранцами. К этому привела история американской правозащитницы Дженнифер Гаспар. Ей как угрозе нацбезопасности аннулировали вид на жительство по требованию ФСБ, и даже ВС отказался рассекретить мотивировку.

Случай с американо-петербургским священником не уникален. В апреле 2002 года погранслужба запретила въезд в Россию настоятелю католических приходов во Владимире и Иваново Стефано Каприо. Он так же был выпущен в Италию, но обратно не смог вернуться. Российские власти апеллировали к тому же ФЗ «О порядке выезда и въезда в РФ» и не объясняли причину. Высылка Каприо получила широкую огласку. Федеральные СМИ со ссылкой на источники сообщали, что итальянца заподозрили в деятельности, несовместимой со статусом священнослужителя, но Ватикан опровергал версию о причастности Каприо к шпионажу. В 2013 году священник снова появился во Владимире.

Богослов Евгений Недзельский в беседе с «Фонтанкой» отметил, что баптизм – изначально европейское религиозное течение, с богатой российской историей: «Первые церкви в России возникли в 19-м веке. Баптисты – типичные протестанты, экстраординарных традиций за ними не наблюдается, и ничего очевидного предъявить баптистам государство не может. В Советском Союзе ходили легенды, что приверженцы шпионят в пользу США и приносят детей в жертву, но это из области «страшилок», не более. Закрытая граница для американского проповедника может быть как идеологической борьбой с Западом или помощью властей православному христианству, так и внутрирелигиозными «разборками».

Историк, политолог, религиовед Андрей Зубов тоже не склонен считать, что Фаунтейну аукнулась конфессиональная принадлежность:

– К баптистам у нас сейчас относятся вполне нормально. Это в советское время к ним плохо относились. А теперь баптисты давно уже перестали быть американской конфессией, среди них много русских. Какие-то связи с Америкой там, наверное, есть, но и у Русской православной церкви тоже есть связь с зарубежной. Скорее, речь идет о том, что священник – иностранец. И, скорее всего, индифферентен к нынешнему режиму. То есть не поет ему дифирамбов, как Депардье. Вот если бы пел – его бы пустили. Иностранцев у нас сейчас боятся пускать. Их боятся пускать в школы, в университеты. И это – полный провал, потому что наша наука невероятно отстала, и если мы не будем приглашать иностранных ученых и преподавателей, то наши дети ничему толком не научатся. Так что эта ситуация – не религиозная, а политическая. Это еще одно свидетельство того, что нынешняя власть стремится закрыть Россию – как это было при советских правителях. И как никогда не было в последние десятилетия царской России. После Николая Первого такого никогда не было до 1917 года. Так что это – стремление пойти советским путем: чтобы другие не знали как мы живем, чтобы мы не соблазнялись тем, что предлагают другие.

Александр Ермаков

источник: Фонтанка.ру






также в рубрике ] мы: