В Москве прошла конференция «Религиозный фактор в социально-политической жизни России и стран Евросоюза»

В Москве прошла конференция «Религиозный фактор в социально-политической жизни России и стран Евросоюза»
6 Июня 2016

видео: Информбюро Спектр

Институт Европы РАН провел VI научно-практическую конференцию, посвященную религиозному фактору и социально-политической жизни на европейском пространстве. Основной своей задачей организаторы конференции видят анализ особенностей социальной роли различных религиозных традиций, их участие в социальном служении и благотворительности, в работе с разными группами населения (особенно группами социального риска), участие в социально-политических конфликтах, особенно на фоне нынешних дискуссий вокруг места мигрантов в обществе и вспышек религиозного экстремизма.

Работе Русской православной церкви с мигрантами и был посвящен первый доклад иеромонаха Дмитрия (Першина), председателя Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы. Причем ведущий конференции, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН Роман Лункин, подчеркнул, что Дмитрий Першин был одним из первых, кто начал целенаправленно заниматься мигрантами, когда еще у церкви не было разработанных концепций на этот счет. С 2013 года в рамках подписанного с Федеральной миграционной службой соглашения Русская православная церковь открывает на базе епархий курсы русского языка для мигрантов и ведет с ними занятия. Отец Дмитрий довольно подробно изложил принципы, которыми церковь руководствуется при обучении мигрантов русскому языку и культуре.

Принцип первый — не навреди. Главное, как сказал о. Дмитрий, чтобы после встречи с преподавателями расстояние между аудиторией и культурными ценностями России не стало больше. Второй принцип: постараться добиться того, чтобы «пространство наших религиозных смыслов перестало быть пространством иероглифов», показать аудитории, что стоит за словом «Россия». И третий принцип — вовремя остановиться. «Мы не вправе ничего диктовать», «культурная миссия — это дело Промысла и свободы», сказал Дмитрий Першин. В последние годы его пугает вновь наметившаяся тенденция относиться к людям как «к управляемой массе». Помимо занятий мигрантов водят в музеи, где разговор о смыслах продолжается. Удивительна реакция многих людей, поделился своими впечатлениями докладчик: после посещения музеев изобразительных искусств мигранты-мусульмане часто говорят, что и не подозревали, насколько ислам близок христианству.

К сожалению, отец Дмитрий ничего не рассказал о том, как поставлена практическая сторона дела: сколько курсов уже существует при епархиях; сколько человек их посещает; охотно ли мигранты ходят на занятия или ими руководит исключительно необходимость получить сертификат об окончании, без которого нельзя устроиться на работу; кто в основном ведет занятия; удается ли, хотя бы в малейшей степени, обучить людей русскому языку и т.д. Задать вопросы докладчику не удалось, поскольку сразу после выступления он вынужден был отправиться на следующую встречу.

Меж тем в тот же день, 2 июня, прошла всероссийская конференция с участием представителей федеральных властей и образовательного сообщества, посвященная результатам сдачи комплексного экзамена, который требуется от мигрантов. Она показала, что обучение мигрантов в регионах ведется не на должном уровне. Экзамен во многих регионах превратился в фиктивную процедуру, часто он проводится без проверки навыков устной речи, а принимающие его организации некомпетентны. Министерство образования и науки уже приступило к разработке законопроекта, который определит единый порядок проведения экзамена и установит единые критерии отбора организаций, которые будут его проводить.

Доклад руководителя кризисного центра «Дом для мамы» православной службы «Милосердие» Марии Студеникиной также был посвящен социальному служению церкви. Отметив, что тема абортов и работа в сфере противодействия абортам стала в последние год-два для Московского патриархата приоритетной, докладчица начала свое выступление с демонстрации белорусского фильма «Афон — За жизнь!», показанного на Международном фестивале социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь» в январе этого года. Основу фильма составили высказывания афонских старцев (начиная с прославленного в 2015 году Константинопольским патриархатом в лике святых Паисия Святогорца и заканчивая нашими современниками — архимандрита Ефрема /Ватопед/, архимандрита Григория /Дохиар/, духовников русского Пантелеимонова монастыря, болгарского монастыря Зограф, сербского Хиландар и др.) о греховности абортов и о том, какое непоправимое зло наносят себе и своему народу правители государств, не желающие ввести законодательный запрет на аборты.

Проект «Дом для мамы», дающий приют беременным женщинам и женщинам с детьми, попавшим в трудную жизненную ситуацию, вносит свою посильную лепту в дело борьбы с абортами — беременным, которые еще не определились с деторождением, оказывается духовная, психологическая и материальная поддержка. «Иногда решить вопрос в пользу рождения ребенка могут 500 рублей или новые сапоги», — рассказала Мария Студеникина. Центр, который единовременно вмещает до 10 женщин и 10 детей, опекает не только проживающих в нем людей. За 2015 год помощь вещами первой необходимости и продуктами питания получили 1500 семей. В первую очередь центр старается вернуть женщину в семью — помирить с родителями, с мужем или с отцом ребенка. «Самое трудное, — признала Мария Студеникина, — изменить сознание женщины, убедить ее что-то поменять в своей жизни, объяснить ей, что такое ответственность. Часто это совершенно необходимо».

При поддержке церкви уже открыто около 30 подобных кризисных центров по всей России, в 2016 году добавится еще 13 — эти проекты выиграли конкурс «Православная инициатива» и получили гранты порядка 1млн рублей. Средняя стоимость содержания приюта в течение года составляет примерно 1-2 млн в зависимости от региона, рассказала Мария Студеникина.

Руководитель проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России» Сергей Филатовзатронул в своем выступлении вопрос отношения к праву в церковной среде: «Когда и как исчезает неподсудность клира (К постановке вопроса)». Это весьма острая проблема, и шаги к ее решению пока только намечаются, отметил докладчик. В целом же аморальное поведение клира вызывает почти полное равнодушие и верующих, и властей предержащих. В Российской империи к критике духовенства относились как к естественной вещи, у Лескова было целое исследование, посвященное преступлениям духовенства, напомнил Филатов. Революция положила конец подобным изысканиям, поскольку духовенство было практически сметено с общественной арены, а в первые годы перестройки любая критика духовенства воспринималась как атавизм — наследие атеистической эпохи. Однако за прошедшие 25 лет ситуация существенно изменилась, отметил Филатов, среди наиболее убедительных современных критиков духовенства он назвал отца Павла Адельгейма и протодиакона Андрея Кураева. Публичные выступления, высказывания в блогах, на его взгляд, потихоньку делают свое дело, причем критика о. Андрея кажется исследователю более действенной, чем, например, обличения о. Глеба Якунина, поскольку Кураев воспринимается как «свой», а не как «диссидент».

К кампании разоблачений в последнее время подключились и светские СМИ, которые теперь регулярно пишут о скандальных происшествиях с участием священников. Однако, за редким исключением, почти никто из клириков не несет должного наказания, подчеркнул докладчик. В чем причина такой терпимости? Ведь любой госчиновник в подобной ситуации давно бы лишился работы. Филатов видит истоки подобного отношения в сохраняющихся языческих представлениях о сущности духовенства и священноначалия — они носители особой «благодати», «князья церкви», обладающие «особой сакральной ценностью». Но такая ситуация не может сохраняться долго, считает он, этот архаизм рано или поздно будет изжит. Или церковь поймет, что негодяев нужно разоблачать (если бы апостол Павел вдруг начал воровать, привел пример Филатов, никому из первохристиан не пришло бы в голову сравнить его со «священным сосудом»), или напряжение внутри церкви будет нарастать и дело может кончиться «российским Лютером».

Профессор Анатолий Красиков, сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН, отнесся к надеждам Сергея Филатова с изрядным скепсисом. Он считает, что если глава церкви сравнивает борьбу за права человека с «человекопоклонничеством» http://www.sova-center.ru/religion/discussions/law/2016/03/d34087/, то вряд ли стоит ожидать скорых перемен в церкви в сторону более адекватного, с точки зрения цивилизованного общества, отношения к праву. «Получается, мы против цивилизации», — с горечью констатировал профессор. Реакция на выступление патриарха правозащитного сообщества, ответ главе церкви Конгресса интеллигенции представляются ему вполне оправданными. «Все, кто хочет, чтобы в России была религиозная свобода, должны идти не за патриархом Кириллом, а за Священным писанием», — подчеркнул Красиков и призвал религиоведов развенчивать изоляционистские, враждебные настроения к внешнему миру, которые есть в церкви.

Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН Роман Лункин затронул в своем докладе «Религиозный фактор в миграционной политике стран Евросоюза» тему специфики работы церквей в ситуации наплыва в Европу беженцев с Ближнего Востока. Даже не столь большого числа беженцев в масштабах Евросоюза оказалось достаточно, чтобы породить в обществе страх и спровоцировать заявления о разных интересах различных членов ЕС. Страх расколол Западную и Восточную Европу и привел к росту влияния националистов в политике. Как отметила французский политик правого толка Марин Ле Пен, может произойти распад Евросоюза в силу того, что на грани разрушения его основы — Шенген и евро. Однако более важными оказались другие ценности — общие представления о справедливости и демократических ценностях, о европейской культуре. И в данном случае церкви стали играть роль фундамента солидарности в Европе, способствуя мобилизации гражданского общества. Церкви не стали защищать национальную идентичность своих стран, наоборот, они выдвинули программу открытости по отношению ко всем приезжающим в Евросоюз, вопреки общественному мнению, которое выступает за ограничение потока въезжающих в страны ЕС, и вопреки части политического истеблишмента, которая стремится минимизировать влияние и миграционного, и религиозного фактора. Церковные миссии стали не просто миссиями милосердия, но и центрами массовой ассимиляции в той или иной форме мигрантов разных категорий в европейских обществах.

Президент Российского евангельского альянса Александр Федичкин сделал акцент в своем выступлении на таком важном явлении современности, как поворот церквей к обществу. Традиционные религиозные институты в России с началом перестройки прошли стадию восстановления своей структуры и теперь находятся в творческой фазе, когда создается множество новых проектов и общественных организаций, которые могут делать что-то важное для общества в целом.

На конференции также прозвучали доклады Ильяса Богатырева из Поволжского института управления «Ислам в Саратовской области», доцента Российского университета дружбы народов Баатра Китинова «Буддизм как элемент русской цивилизации (политико-исторический контекст современного восприятия)» и других.

источник: СОВА






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru