ФСБ и бизнес саентологов: как ведется борьба с «врагами»

ФСБ и бизнес саентологов: как ведется борьба с «врагами»
23 Июня 2016

Во вторник, 21 июня в России возобновилась грубая атака на новые религиозные движения. В том числе и информационная. В данном случае, объектом достаточно откровенной дезинформации граждан об «опасности», которую представляют для россиян их соотечественники, избравшие не те религиозные убеждения, которые предписаны право-патриотической пропагандой, стали саентологи.

Появление материалов на телевизионном канале Россия-1, специализирующемся на подобного рода «разоблачениях» или аналогичная информация ИА ТАСС, впрочем, сегодня никого удивить не способны. Отрабатывающие свой статус системные журналисты в последнее время регулярно распространяли разного рода несуразицу в адрес российских мормонов, христиан-протестантов и традиционно гонимых тоталитарными режимами Свидетелей Иеговы. При этом, обязанность журналистов такого рода СМИ полностью соответствовать политической тенденции, направленной, как известно, на порочение всего, что может представлять собой альтернативу сегодняшней пропаганде изоляционизма, понятна. Однако, публикация, например, столь же идеологически пристрастного и фактологически сомнительного материала информагентством Росбалт, несколько удручает, если не сказать сильнее.

Статья Ильи Давлятчина под заголовком «ФСБ добралась до бизнеса саентологов», конечно, полностью соответствует специфике жанра. Здесь и ссылки на Госдуму, которая приняла постановление о «деструктивности» этой церкви, пусть понятия деструктивности в правовом словаре не существует. Здесь и ссылка на «странность», по которой религиозная организация «при всей сомнительности ее деятельности, не запрещена». Правда, в чем же, все-таки, «сомнительность» саентологической практики, никак не уточняется. Быть может потому, что реальных нарушений закона и морали за саентологами за весь период их существования в России так и не отмечалось?

Но, кого интересует эта ерунда? Особенно, если вспомнить Крылова - «...Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать...».

А «кушать», надо сказать, сегодняшним администраторам, заведшим страну в нелепую ситуация, хочется очень. Причем, не столько от голода – т.к. уровень коррупции в стране и масштабы уведенных у ее населения миллиардов сегодня уже всем известны, – сколько из необходимости, что называется, «напустить туману». Или повесить на «уши» обманутой нации поболее «лапши», дабы разбираясь с ней, она «не лезла куда не надо». В частности, не обращала бы внимания на реальные скандалы с теми, кто вдруг кричит об опасности малочисленных новых религий, обвиняя их в «суггестивности», «лингво-программировании», а то и «поедании младенцев».

Насчет младенцев, конечно, грубый гротеск. Но то, что все, абсолютно все религии мира, включая нашу, прописанную в Преамбуле к Конституции РФ «традиционную», опираются именно на линво-программирование (использование фразеологии и ритмичности в богослужебных песнопениях, например) или «суггестии» (то есть, приведения людей в измененное состояние сознания со внушением им веры в исключительность предложенных представлений), давно известный науке факт. Да и, что это будет за религия, если она не станет придерживаться таких методов?

Но, как и в любом основанном на лжи построении, в информационной атаке на саентологов на примере материала Росбалта, есть и доля истины. Она в том, что рассказ об оперативных действиях наших доблестных правоохранителей, которые врывались в помещения религиозной организации, предваряется любопытной фразой:

«Поводом для обысков послужило дело против петербургской бизнесвумен Екатерины Заборских. По версии следствия, глава строительной компании заключила договоры на предоставление жилплощади, однако средства в итоге отдала саентологической церкви, адептом которой являлась. В общей сложности, как следует из материалов дела, она перевела около 17 млн рублей. Кстати, суд над Заборских начался в Петербурге в первых числах июня, новое заседание состоится 29 июля. Обвиняемая свою вину отрицает».

Интересно, что это действительно так. Но еще более интересным выглядело бы осмысление читателем предложенной ему информации. Например, с чего бы «злодейка», которая к саентологам, кстати, отношения не имеет, «переводила средства» им, а не прикарманивала, как практикуется это сегодня в России сверху и донизу? Да и, представьте себе находящуюся под следствием «аферистку», который вместо того, чтобы выторговать себе поблажки, признавая вину частично или закладывая других, уперлась, и вины своей категорически не признает? Объяснить подобное можно было бы только странным стремлением оказаться осужденной по максимуму...

Увы, но это единственный существенный «прокол» автора публикации, который способен насторожить любого читателя, ничего не знающего о преследуемом системой НРД. Потому что все остальное можно отнести к категории не то, чтобы «прямой лжи», а «передергивания», которое всегда легко организовать при помощи недоговаривания или истолкований.

Например, автор упоминает о такой «ужасной» подробности, как существование в организациях саентологов «папок с личными делами» на последователей этой новой религии. Понятно, что расчет здесь на стереотип восприятия: понятие «личное дело» должно связываться у читателя с представлением о «досье», «спецслужбах» вроде ЦРУ или КГБ. Но никак не с «медицинской карточкой» поликлиники, в которую заносятся возникающие проблемы и результаты лечения. Хотя, у саентологов, как известно, обещающих своим последователям достижение внутреннего комфорта, практикуется именно что-то подобное.

Или, вот еще замечательный «аргумент»: «Эти люди используют различную психотехнику, чтобы подчинить себе человека. Но основное для них — это, безусловно, извлечение прибыли», — сказал «Росбалту» сотрудник ФСБ».

Ну, да, вероятно мнение сотрудника ФСБ, выполняющего приказ разобраться с неугодной религиозной организацией для репортажного материала вполне уместно. Однако, сразу возникают вопросы о том, насколько компетентны могут быть представители силовых структур в так называемых «психотехниках», что является прерогативой специалистов во-первых, научных, а во-вторых - совсем иного рода. Само категоричное «заключение» оперативников осудить нельзя: приказ на то и приказ, чтобы выполнять его без осмысления и какой-либо самодеятельности. Но насколько «аргумент» сотрудника ФСБ может соответствовать действительному положению вещей по существу, представляется более, чем сомнительным. Особенно в свете действительно независимых научно-религиоведческих экспертиз как в отношении самой религии – саентологии, так и деятельности ее организаций.

Разбирать и анализировать диффамации статьи полностью особого смысла не имеет. Каждый может прочесть ее, а заинтересовавшись - и проверить сформулированные в ней утверждения по другим источникам. Причем, разумеется не по антикультистским, откуда, вероятно, и почерпнуты оперативниками столь безапелляционные мифологемы об одном из новых религиозных феноменов современности, а по объективным, которых тоже немало.

Что же касается самого факта атаки на неугодную очередному «генеральному курсу партии» новую религию, то читателю, посвященному в специфику религиозного климата в современной России, объяснять ничего не надо.

Давно стало слишком очевидным, что в стране идет неправовая, но камуфлируемая под, якобы, «борьбу с врагами», кампания по искоренению гарантированной Конституцией РФ свободы совести и, в частности, свободы вероисповедания. Что показательными для расправы в первую очередь избраны христиане – Свидетели Иеговы и нехристиане – саентологи, за которыми следуют и многочисленные христиане-протестанты. Все вместе это, как известно, можно определить, как масштабную антирелигиозную кампанию, аналог которой известен отечественной истории под названием «воинствующий атеизм». Единственное отличие нынешнего феномена заключается в том, что не только множество верующих, но и осуществившие свой мировоззренческий выбор атеисты сегодня оказываются в рядах гонимых. Тогда как в роли культурных вандалов выступают не только обязанные по долгу выполнять приказы, но и утрачивающие последние признаки религиозности гонимые когда-то вместе со всеми прочими религиозные структуры.

Исследование этого и подобных процессов, свойственных, как известно, критическим периодам в истории разных стран, еще впереди. Сегодня же, с точки зрения здравого смысла он обладает признаками стихийной неуправляемости. Поэтому взывать не то, что к совести, но и к рассудку его «рулевых», вероятно, бессмысленно. Но, вот, вступление в общий хор с криками «Распни!» немногих из СМИ, которые остаются сравнительно объективными, это действительно очень скверно. И к совести журналистов и редакторов взывать необходимо...

Михаил Ситников, публицист.






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru