О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Нижегородский пролог. Пути клерикализации исповедимы

  версия для печатиотправить ссылку другу
Нижегородский пролог. Пути клерикализации исповедимы
19 Августа 2016
Публикуем комментарий доктора социологических наук, профессора, заведующей кафедрой философии, социологии и политологии Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии Галины Широкаловой к сообщению о сносе храмового комплекса в поселении идуистов «Дивья Лока».

Я была в Дивья Локе трижды. Последний раз - зимой 2016 г. Пока ехали с таксистом из Уреня, он рассказал, что раньше частенько возил туда людей на экскурсию: «Даже жену с сыном однажды свозил. Интересно. Красиво все так. Люди там жили доброжелательные. Все расскажут, покажут. Конечно, жить, так как они, сможет не каждый. Я не слышал, чтобы кто-то ушел к ним».

В монастыре мы застали двух монахов и послушника в возрасте от 30 до 40 лет. Доброжелательный разговор за деревянным столом с чаем длился больше двух часов. У каждого из них за плечами неплохая профессия, никто не был неудачником.

Я не уверена, что те духовные поиски, которые были в прежней жизни у многих последователей этого учения, можно назвать богоискательством, хотя те, с кем мне приходилось беседовать, широко образованные люди, не «зацикленные» на какой-то одной идее.

Возможно, это был поиск мира, в котором нет лжи, лицемерия, реформирования с «оптимизацией» всего: Семьи, Дружбы. Любви… Мира в том понимании, которое использовалось Львом Толстым, когда он назвал свой роман «Война и мир». «Мир» – в те времена название крестьянской общины. В том «миру» жили по-всякому. В Дивья Локе – по строгим правилам: не пить, не курить, не сквернословить, не употреблять наркотики; запрещались интимные отношения. Люди принимали эти правила не для того, чтобы «сломать гордыню». Привлекало и отсутствие жесткой иерархии, что отталкивает образованных, самодостаточных людей. В поселении было найдено уникальное сочетание необходимой современному человеку атомизации в кругу единомышленников.

Не все могли выдержать «воздержание» от светских грехов. Один изгнанный из общины за нарушение правил, отомстил, приписав монахам собственные прегрешения. С его публикации в интернете началось внимание к ней со стороны правоохранительных органов. Прокурорская проверка не нашла нарушений. Тогда было решено выбрать «земельный вопрос»: насколько законно используются сельскохозяйственные земли.

Монахи рассказали, что удалось отсрочить снос храмов до лета, но надежд на справедливость суда нет. На хороших адвокатов нужны большие деньги, а община бедна. Их уговаривали самим снести храмы и тогда все дела будут закрыты: «Уезжайте отсюда совсем».

О положении, в котором оказался монастырь, рассказывали без возмущения и озлобленности. Как и предписано индуистам.

Когда мы уезжали, водитель, человек, назвавший себя православным, очень возмущался: «Как можно такую красоту ломать!». Действительно, золотые купола трех храмов над белоснежной равниной – это впечатляло. Хотелось неторопливой жизни с миром в душе: с треском поленьев в печи, воды в оцинкованном ведре из колодца, самовара на столе, тихой беседы. Того, что безвозвратно отняла у горожан современная суета.

Появилась надежда, что ни у кого не поднимется рука разрушить этот дивный мир. Ведь разрешение на строительство храмов согласовывалось с властью.

Весной в Нижнем меня пригласили на собрание членов общины. Подавляющее большинство – молодежь до 30 лет, некоторые семейные пары пришли с детьми. Судя по разговору, манере поведения – все с высшим образованием. Девушки в красивых индийских сари, мелодичная музыка, пение, проповедь о добре, верности, любви к людям… О том редком, чему нет места ни в сегодняшней школе, ни в СМИ.

Допускаю, что для некоторых из них индуизм останется как увлечение молодости. Но представить, что эти люди пойдут в церковь, прощающую за материальный взнос любой грех, – не могу. Не остановит духовных исканий молодежи и предлагаемое введение православной культуры с 1 по 11 класс в светских школах. На фотографиях, что сделаны монахами во время разрушения храма, есть священник. И это ставит вопрос о роли РПЦ в этом процессе.

Ниже я привожу письмо, посланное мне ночью после сноса храмов: «Что мы думаем по этому поводу? Мы не расстроены, мы не огорчены, не сломлены и, как говорится, "не дождетесь". Главные наши храмы - в нашем сердце и их снести никому не под силу. Мы благодарны всем этим людям, сносящим храмы, так как они помогают нам еще глубже утвердиться в осознании истинности нашего выбора, истинности нашего духовного пути. Мы надеемся, что вместо снесенных храмов, в сердцах практикующих будут построены сотни тысяч не сносимых храмов. Конечно это акт вандализма, знак явного неуважения нашей религии, духовности, отсутствия истинной свободы совести и уважения к нашим религиозным чувствам, более того, это проявление дикости и варварства, но, к сожалению, в 21-м веке мы сталкиваемся с этим и это наша карма. Это знак нам, чтобы мы пересмотрели свое отношение к сансаре, и еще усерднее вели духовную практику, еще старательнее делали служение. Совет Общины".

PS. Фотографии разрушения смотрела вместе со старообрядцем: готовим к изданию книгу о его поездке к Агафье Лыковой. Была удивлена, как близко он, глубоко преданный своей вере, принял к сердцу чужую боль. Хотя по большому счету ничего удивительного нет. Так же разрушали их храмы последователи патриарха Никона. Ничто на Земле не проходит бесследно… Кто следующий?

Автор:  Галина Широкалова
Источник:  http://www.sova-center.ru/religion/publications/2016/08/d35205/




также в рубрике ] мы: