Адвокат Анатолий Пчелинцев. «Женское обрезание» как бессмысленная жестокость. Общество выступило за соблюдение прав женщин Северного Кавказа

Адвокат Анатолий Пчелинцев. «Женское обрезание» как бессмысленная жестокость.  Общество выступило за соблюдение прав женщин Северного Кавказа
26 Августа 2016

Анатолий Пчелинцев, адвокат,
гл. редактор журнала «Религия и право»,
доктор юридических наук

Настоящий шквал эмоций вызвало недавнее заявление одного из ведущих исламских деятелей России по поводу так называемого «женского обрезания». Вначале председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев заявил о том, что это хорошая мера, которая якобы «снижает сексуальность у женщин» и уменьшает уровень разврата в обществе. Затем, уже посла вала критики в свой адрес, муфтий вынужден был оправдываться. Бердиев отметил, что, конечно, ислам не предписывает делать «женское обрезание», но оно практикуется в сельской местности в Дагестане.

Наверное, немногие в российском обществе знали о том, что из себя представляет «женское обрезание», но узнав, ужаснулись этой варварской практике, которая по существу калечит женщин. В России по надуманным обвинениям ликвидируют религиозные объединения и признают литературу экстремистской (как например, у Свидетелей Иеговы), а в данном случае раздался призыв к причинению ущерба физического здоровью граждан от религиозного деятеля. По статье 14 Федерального закона о свободе совести такого рода призывы являются поводом для проверки и предусматривают санкцию вплоть до ликвидации и запрета деятельности религиозного объединения.

Безусловно, вряд ли такие меры будут применены к Координационному центру мусульман Северного Кавказа или тем более к Духовному управлению мусульман Карачаево-Черкесской республики, который Исмаил Бердиев также возглавляет. Кроме того, муфтий Бердиев на протяжении двух десятков лет является одним из самых заслуженных деятелей традиционного ислама. Бердиев – хороший политик и руководитель, во многом благодаря Карачаево-Черкессия считается одной из самых спокойных республик Северного Кавказа.

Исмаил Бердиев все же попытался дезавуировать свое заявление: «Я не призываю обрезать женщин: это не предписывает ислам, и это просто невозможно. Я говорю о проблеме разврата, о том, что существует проблема, с которой нужно что-то делать». Однако больная тема уже была затронута.

В Генеральную прокуратуру России поступило обращение с просьбой проверить законность применения на Северном Кавказе так называемого «женского обрезания». Автор обращения - член Общественной палаты РФ Диана Гурцкая. Накануне на официальном сайте правозащитного фонда «Правовая инициатива» был опубликован доклад о практике женского обрезания в Дагестане. В нем, в частности, отмечалось, что последствия операций связаны со снижением чувствительности и сексуального влечения женщин, которые подверглись этой процедуре. Это подтвердили и респондентки, его практикующие, и эксперты-врачи, говорится в докладе. «Женское обрезание» в регионе применяется в основном в горных аулах в Цумадинском, Ботлихском, Цунтинском, Бежтинском районах. Как отмечается, операции подвергаются девочки в возрасте до трех лет, в редких случаях - до 12 лет. «Женское обрезание» очень редко производится в больнице, часто после тайной операции возникают воспаление и кровотечение.

Естественно, что на эту проблему также откликнулся и Минздрав. Официальный представитель Минздрава Олег Салагай отметил: «В настоящее время международное медицинское сообщество сходится во мнении, что так называемое женское обрезание является калечащей практикой и не несет ничего положительного».

Оказалось, что еще в 2008 году Всемирная ассамблея здравоохранения приняла резолюцию о необходимости полного отказа от этой практики. В 2012 году подобную резолюцию приняла Генеральная ассамблея ООН.

Отдельную дискуссию вызвал нравственный аспект этой варварской практики. Дело в том, что изначально Исмаил Бердиев представлял «женское обрезание» в качестве хорошего средства против разврата. По словам муфтия, «Если бы это было применительно ко всем женщинам, это было бы очень хорошо. Женщину Всевышний создал для того, чтобы она рожала детей и их воспитывала. А это не имеет к этому никакого отношения. Женщины от этого не перестают рожать. А вот разврата было бы меньше».

В данном случае северокавказского деятеля поправили даже в Федерации еврейских общин России. Глава департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин осторожно заметил, что он понимает «человека, который задумывается о том, чем можно противостоять распущенности, разнузданности в обществе. Верующего человека окружает огромное количество соблазнов». Но все же с распущенностью призвал бороться духовными средствами, а не физическим исправлением организма человека. По словам Горина, «Уничтожить распущенность вокруг нас - не в наших силах. В наших силах - освятить место вокруг себя для того, чтобы для распущенности просто не осталось места. В Книге Песен песней Соломона и псалмах Давида сказано о том, что честь женщины - внутри, истинная красота, истинное величие, не кричащее, не общедоступное, и со времен царя Соломона и царя Давида в этом смысле ничего не изменилось».

Борух Горин обратил внимание на то, как должны воспитываться девочки: «Истинное внимание жениха, мужа можно привлечь только внутренней красотой. Поэтому, работая над фитнесом, над тем, как выглядит твое тело, девочка должна понимать, что в три раза больше она должна работать над своим внутренним обликом, содержанием. Только им она может привлечь настоящую любовь».

Наконец, казалось бы, точку в отношении мусульман к «женскому обрезанию» поставил первый зампред Совета муфтиев России Рушан Аббясов. По его мнению, эта практика вообще чужда исламу: «Женское обрезание - доисламская традиция, которая была присуща не только арабскому миру, но и другим цивилизациям, не соприкасающимся с семитским миром. Можно с уверенностью сказать, что женское обрезание скорее этническая традиция, в основном присуща африканским народам, возможно, имевшая какие-то ритуальные обоснования, являющиеся совершенно чуждыми исламской идеологии».

В представлении мусульман Всевышний запрещает совершать какие-либо увечья своему телу, а что касается мужского обрезания, то оно не имеет под собой прямого указания в Коране, но, согласно авраамической традиции, является желательным. Хадисы Пророка, в которых упоминается женское обрезание, не имеют достоверного статуса, что, соответственно, не позволяет их использовать в качестве довода.

Дискуссия вокруг заявления о «женском обрезании» Исмаила Бердиева подняла более глубокие проблемы о положении женщины в исламе. Но в настоящее время хочется надеяться на то, что хотя бы будет изжита практика, в ходе которой калечатся девочки в отдаленных селениях. Таким же образом эта практика применяется в Африке, на что давно обратило внимание мировое сообщество. И в данном случае религиозные деятели могут и должны возвысить свой голос в защиту женщин.






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru