О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Допрос раскольника. Поводом для применения Закона Яровой стали проукраинские симпатии

  версия для печатиотправить ссылку другу
Допрос раскольника. Поводом для применения Закона Яровой стали проукраинские симпатии
30 Августа 2016

Протестанты, мусульмане, иудеи и некоторые православные не зря предупреждали, что антимиссионерские поправки в рамках Закона Яровой будут унижать верующих. Закон поставил миссионеров в один ряд с потенциальными террористами и экстремистами. Следствием этого стало другое явление. Положения Закона теперь используются для сведения счетов с конкурентами, для борьбы с мнимыми «сектантами», для религиозно-политической борьбы с инакомыслящими.

Доносы становятся самым легким и естественным поводом для применения закона против отдельных церквей и проповедников. 27 августа 2016 года в Петербурге по такому доносу был задержан Сергей Журавлев, архиепископ Реформаторской Православной Церкви Христа Спасителя или Киевской архиепископии. Журавлев более известен в России и Украине как основатель обновленческого православия протестантского толка. С 1991 по 1996 годы он был священником Московской патриархии, но затем, по собственному признанию пережил «рождение свыше» и фактически стал православным по форме (ряса и крест), но протестантом харизматического направления по духу и содержанию. Журавлев пошел намного дальше обновленцев советского периода, которые хотели реформировать РПЦ – Церковь Журавлева отрицает почитание Божией Матери и, к примеру, считает день Крещения Руси скорбным днем насильственной христианизации России.

Особо надо отметить ту роль, которую Сергей Журавлев в диалоге православия и протестантизма. Не будучи уже по своей сути классическим православным, Журавлев с конца 1990-х годов стал для многих евангельских общин и их пасторов символом открытого православия, способного на искреннее общение, совместную молитву и проповедь. Во многом благодаря активной деятельности Журавлева, выступавшего на собраниях у баптистов, евангелистов, пятидесятников на всем постсоветском пространстве и за рубежом, образ православия в протестантизме не был однозначно мрачным. А основания для такого впечатления об официальной РПЦ в евангельской среде были – отец Александр Мень, кумир протестантов, был героем прошлого, никакого диалога не было, большинство протестантов в РПЦ считали «сектантами», а пятидесятников «безумными». Пасторы в интервью автору не раз говорили: «все же есть открытые священнослужители в РПЦ». Но имелся в виду, как правило, именно Журавлев.

Однако те времена свободной проповеди таких ярких личностей, каким является, в том числе, Сергей Журавлев, прошли. Некоторым протестантским объединениям обновленческий неклассический православный оказался уже не нужен. В значительной степени отношение к Журавлеву стало меняться, так как протестантские лидеры понимали, что проповедь человека в рясе и с крестом не заменит им реального диалога с РПЦ. Но главное, что реформаторское православие раздражает Московскую патриархию. В РПЦ полагают, что деятельность Журавлева – это оскорбительное копирование настоящего православия с использованием его символики. Для того, чтобы не портить отношения с РПЦ и по некоторым другим причинам (мнимым или истинным – неизвестно) Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятников) в 2014 году даже отрекся от Сергея Журавлева и осудил его. Правление РОСХВЕ констатировало: «Сергей Журавлев не ведет никакой реформаторской деятельности внутри православной церкви (что заявлено в названии его объединения и в титуле, которым он себя именует). Вся его сегодняшняя деятельность выражается в злословии православия…». Самым странным в этом заявлении было то, что Журавлева осуждали также за то, что он не принадлежит ни к одной из православных юрисдикций, хотя для протестантов различия юрисдикций в другой конфессии никогда не играли роли. РОСХВЕ призвал отказаться от контактов с ним.

Несмотря ни на что, Сергея Журавлева принимают в самых разных общинах. 27 августа он посещал еврейскую мессианскую общину Петербурга и выступал там с проповедью. Богослужение было прервано в довольно грубой форме полицейскими, пришедшие люди были напуганы. После проверки документов оказалось, что полицейские искали только одного человека – Сергея Журавлева. В 5 отделе полиции Фрунзенского района Петербурга его несколько часов допрашивали. Был составлен протокол об административном правонарушении о том, что Журавлев якобы проводил незаконную миссионерскую деятельность без документа на ее осуществление. Доводы о том, что Журавлев выступал лично от себя как гражданин и проповедовал по приглашению в общине другого направления, не подействовали. Кроме того, говоря о Боге в мессианской общине Журавлев явно не вовлекал никого в свою церковь.

Вместе с тем, судя по уже имеющимся делам по Закону Яровой, у прокуратуры, полиции, судей вполне могут возникнуть вопросы к Журавлеву. Дело в том, что Реформаторская Православная Церковь Христа Спасителя не зарегистрирована в России, сам Журавлев живет в Туле, но постоянно ездит и окормляет свои общины и выступает в других церквях. Обновленческие православные общины существуют в виде религиозных групп, и ни одна из них не подавала уведомлений ос воем существовании. Формально Журавлев не мог ни от кого в России получить документа на миссионерство. Возглавляет Журавлев Киевскую архиепископию данной Реформаторской Церкви, и в Украине она как раз зарегистрирована.

Допрос, как отметил Сергей Журавлев в интервью автору, проводился в отделении полиции на основании доноса некоего ревнителя православия. Неназванный человек специально отследил проповеди Журавлева через Интернет. В доносе было отмечено, что он ведет незаконную миссионерскую деятельность с целью наживы и оскорбляет религиозные чувства православных, будучи гражданином Украины. Кроме того, отмечалось, что он якобы поддерживает связи с «Правым сектором», имеет проукраинские взгляды и чуть ли не призывает людей на баррикады.

Провокационный донос довольно сильно подействовал на сотрудников полиции – Сергея Журавлева допрашивало четыре офицера. В процессе этого общения выяснилось, что никакого гражданства Украины у обновленческого архиепископа нет, а его проповедь вполне укладывается в общехристианские нормы. Однако портал «Интерфакс-религия» уже процитировал представителя правоохранительных органов, который усмотрел в проповеди Журавлева возможную дискредитацию православия и разжигание вражды по отношению к РПЦ.

Надо признать, что реформаторское православие не стало популярным в России. Но в какой-то момент истории критика Журавлева в адрес Московской патриархии за отсутствие «евангельской открытости»» и связь с властью совпала с ощущением большинства протестантов. С ростом влияния РПЦ для российских пасторов тесные контакты с Журавлевым уже стали невыгодными. Они создают трения в отношениях с РПЦ, которые и так держатся только на формальных контактах. Вполне понятно, что в такой ситуации демократические и реформаторские взгляды Журавлева стали более популярны в Украине, где и сама Реформаторская церковь действует безо всяких препятствий. А сам Сергей Журавлев стал сторонником майдана 2014 года и подвига Небесной сотни, проповедником «богословия майдана» и декоммунизации Украины.

Роман Лункин.






также в рубрике ] мы: