О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Пятый канал в очередной раз получил клеймо "пропаганда"

  версия для печатиотправить ссылку другу
30 Июня 2017

Коллегия по жалобам на прессу в третий раз за последние полгода вынесла решение по жалобе на Пятый канал. В нем материалы СМИ признаются политической пропагандой, использующей "язык вражды" и безосновательно формирующей из людей определенной социальной группы проамериканских "врагов народа".

Первой была жалоба Саентологической церкви Санкт-Петербурга на репортажи "Потрошители душ" (декабрь 2016 года), второй - экологического правозащитного центра "Белонна" на сюжет "Экология под конспирацией" (февраль 2017 года), третья касается программы "Место происшествия", посвященной мормонам.

Семнадцатиминутный сюжет о деятельности в России Церкви Иисуса Христа Святых последних дней наполнен недостоверными, искаженными либо неполными сведениями о конфессии и ее верующих.

Передача носит оскорбительный и порочащий характер и нацелена на создание у зрителей впечатления о том, что общины мормонов являются прикрытием иностранных разведывательных структур, а своих последователей учат любить чужую родину. Впечатление формируется следующими фразами: "…Среди российских кураторов мормонов так много представителей ФБР и Пентагона", "Свои приходы они стараются создавать вблизи стратегических объектов", "Хабаровск: мормоны заманивали студентов бесплатным английским, а затем призывали к свержению действующей власти", "Это просто формирование американской армии на территории нашей страны из наших соотечественников".

Отсутствует профессионализм, есть отдельные ошибки и недочеты журналистов, целенаправленная дискредитация - все это доводы заявителей, которые Коллегия полностью поддержала.

Соглашаясь с мнением о том, что авторы материала изначально не ставили целью разобраться ни в одной из названных или сконструированных ими проблем, Коллегия обратила внимание на следующее обстоятельство: не в первый раз обнаруживая в публикациях Пятого канала признаки диффамации в отношении меньшинств, Коллегия впервые имеет дело материалом, в котором антиамериканизм приобретает характер открытого, лобового запугивания российского телезрителя угрозой "пятой колонны", формируемой в России в лице конкретной религиозной организации. Выстроенные в полном соответствии с клише пропаганды времен "холодной войны" параноидальные сентенции, произносимые безымянными "экспертами" с закрытыми лицами и искаженными голосами дополняются в этом псевдорасследовании "предостережениями" авторов программы. Как одни, так и другие утверждения такого рода бездоказательны, но отнюдь не безвредны, поскольку подрывают основы гражданского мира в России, негативно влияют на межконфессиональные и социокультурные отношения, затрагивают отношения социальных групп и личные отношения, оказывают воздействие на самочувствие и судьбы тысяч и тысяч российских граждан.

Опираясь на "Рекомендации Сети организаций медийного саморегулирования (СОМС) относительно распространения пропаганды в СМИ", Коллегия нашла в репортаже шесть признаков политической пропаганды с элементами "языка вражды":
1) "объектное" отношение субъекта пропаганды к конкретному человеку, социальной группе, обществу в целом;
2) наличие четкой, подлежащей реализации цели как ожидаемого итога воздействия медиа на "объект", - с определенным изменением (или поддержанием) "картины мира" в его сознании; в идеале - с переведением навязанных представлений в поступок и образ действий;
3) целевой, работающий на жесткий "сценарий" отбор фактов, активное обращение к дезинформации, манипулирование фактами, статистическими данными, мнениями, включая экспертные, или сдвиг акцентов там, где прямая дезинформация представляется невозможной;
4) действие в логике "цель оправдывает средства"; использование средств и методов, сплошь и рядом несовместимых с такими ценностями, как честность, правдивость и т.д.
5) обнаружение, создание или дорисовка "образа врага"; внесение в массовое сознание и поддержание в нём разделения на "мы" и "они";
6) формирование убеждения в моральной оправданности любого поступка по отношению к "врагу", в том числе – "внутреннему врагу", в том числе – врагу потенциальному, в том числе – к лицу, недостаточно лояльному по отношению к доминирующим в обществе институтам, интересам и идеям.

"Вопросы о том, в силу каких причин в эфире Пятого канала продолжают выходить материалы, не совместимые с нормами и стандартами профессиональной журналистской этики, которые только и можно пометить маркером "пропаганда" - это вопросы о редакционной политике федерального телеканала. Определенно не относясь к компетенции Коллегии, они представляют общественный, профессиональный журналистский, а также государственный интерес, в силу чего не могут бесконечно долго оставаться как бы не существующими, малозначимыми или же не задаваемыми вслух", - говорится в решении № 166.

Жалоба представителей Церкви Иисуса Христа Святых последних дней была рассмотрена 8 июня на заседании в Центральном доме журналиста. В состав ad hoc коллегии вошли: члены Палаты медиа-аудитории Юрий Казаков (председательствующий), Татьяна Андреева, Евгений Гонтмахер, Вадим Зиятдинов, прот. Александр Макаров, Владимир Ряховский, Григорий Томчин, Илья Шаблинский и член Палаты медиа-сообщества Манана Асламазян.

Варвара Осипова

источник: Общественная коллегия по жалобам на прессу

ВИДЕОЗАПИСЬ ЗАСЕДАНИЯ






также в рубрике ] мы: