Миссия возможна. Создана рабочая группа по внесению изменений в Закон Яровой в сфере регулирования миссионерской деятельности

Миссия возможна. Создана рабочая группа по внесению изменений в Закон Яровой в сфере регулирования миссионерской деятельности
28 Сентября 2017
26 сентября 2017 года в Славянском правовом центре прошел круглый стол, посвященный последствиям применения Закона Яровой в сфере регулирования миссионерской деятельности. В дискуссии приняли участие представители самых разных религиозных объединений. По результатам обсуждения было приято решение создать из числа юристов религиозных организаций и адвокатов Славянского правого центра рабочую группу по разработке предложений по внесению изменений в Закон Яровой. 
По словам адвоката Анатолия Пчелинцева, практически все согласны с тем, что Закон Яровой, принятый летом 2016 года, не соответствует принципам свободы совести и применяется произвольно. Полиция и прокуратура на основании этого закона стали штрафовать представителей неправославных религий, которые проповедовали, раздавали литературу или просто говорили о Боге в публичном пространстве. Адвокат Владимир Ряховский подчеркнул, что надо сделать определения закона недвусмысленными, поскольку практика применения закона еще хуже, чем сам закон. При этом в ходе применения закона цель противодействия терроризму и экстремизму, ради чего и принимался закон, не была достигнута. 

Епископ Сергей Ряховский, глава РОСХВЕ, назвал Закон Яровой выстрелом из царь-пушки по воробьям, а пятидесятников стали штрафовать в силу их активности и открытости. Сергей Ряховский отметил, что вопрос о Законе Яровой будет, безусловно, поднят в рамках Комиссии по законодательству при Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ. 

Правовед Михаил Шахов предложил уточнить признаки того, когда собрание граждан начинает действовать как религиозная группа, например, с момента принятия решения на общем собрании. Пока что указание на то, что религиозная группа уведомляет о своем существовании органы власти, звучит слишком расплывчато. Помимо этого, в законе не определены понятия участника, члена, последователя религиозного объединения, то есть часто непонятно, кого штрафует полиция. Необходимо также прямо зафиксировать в законе, что коллективное исповедание веры можно без создания религиозного объединения. Если даже законодатель откажется давать такую формулировку, то также будет внесена определенная ясность. 

Епископ Константин Бендас призвал реагировать сообща на все случаи применения закона, обжаловать все постановления. По словам представителя РЦ ХВЕ Ивана Боричевского, среди церквей все же нет четкой позиции по поводу того, как реагировать на проверки и претензии по Закону Яровой. Олег Гончаров, член Совета при президенте РФ, сообщил, что обсуждение практики по Закону Яровой будет продолжено в Общественной палате РФ. 

Адвокат и глава Юридической службы РЦ ХВЕ Инна Загребина отметила, что результатом применения Закона Яровой стала масса дел, которые прямо затрагивают миссионерскую деятельность церквей, право на свободу совести отдельных верующих. Инна Загребина также поддержала идею создания рабочей группы по доработке закона, что можно сделать только общими усилиями.

Юрист Общества Сознания Кришны Михаил Фролов заявил, что в большинстве дел против верующих главную роль играет то, кто является инициатором дела (полиция, прокуратура, УФСБ). Затем большое значение имеет оформление материала и кто защищает верующего, и на последнем месте обстоятельства дела (в итоге из 26 дел в отношении Общества Сознания Кришны в 20 делах производство прекращено). Михаил Фролов рассказал, что в Крыму один из судов постановил, что миссионерская деятельность запрещается на улицах, а в Забайкальском крае суд решил, что религиозная деятельность вне культовых зданий запрещена, что противоречит и Конституции РФ, и Закону о свободе совести. Юрист, представитель мусульманских объединений, Марат Ашимов отмечал, что в отношении исламских организаций есть масса заказных дел. Развернутые предложения по корректировке Закона Яровой были озвучены Владимиром Ряховским (предложения будут опубликованы отдельно). Он подчеркнул, что никакими подзаконными актами практику по закону не изменить, а методические рекомендации не работают в реальной жизни.

Юрист Славянского правового центра Станислав Кулов презентовал результаты мониторинга правоприменительной практики законодательства о свободе совести в части регулирования миссионерской деятельности, подготовленные специалистами Славянского правового центра. База данных, на сегодняшний момент включает в себя 136 дел. Больше всего дел по Закону Яровой в Башкортостане, Забайкальском крае, Свердловской и Нижегородской областях и Красноярском крае. Практикой по этому закону затронуты уже более половины регионов России. Больше всего пострадали от Закона Яровой из всех вероисповеданий – пятидесятники, которые принадлежат к нерегистрированному братству или к РЦ ХВЕ. 

Роман Лункин.


нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения




также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru