О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Без вины виноватый. От жалобы патриарху до суда над пастором

  версия для печатиотправить ссылку другу
Без вины виноватый. От жалобы патриарху до суда над пастором
13 Сентября 2018
Стремление контролировать миссионерскую деятельность верующих по Закону Яровой не знает границ. В Брянской области применение статей о незаконном миссионерстве по отношению к пресвитеру адвентистской церкви стало ответом правоохранительных органов на жалобу со стороны одной православной женщины. Движение жалобы привело к созданию невообразимого количества документов, которые обрушились на голову полицейских в самом «месте преступления» - городе Клинцы Брянской области.

В конце 2017 г. в адрес Патриарха Московского и всея Руси поступило обращение со стороны православной женщины Т.М. Шелпаковой, в котором было подробно (на двух десятках страниц) описано пагубное влияние адвентистов седьмого дня на судьбу верующей дочери заявительницы, на ее образование и отношения с мужем (у матери отношения с дочерью явно не сложились). В частности, Шелпакова отмечала, что адвентисты заставляют отдыхать и молиться Богу в субботу. Кроме того, в их общине полагается платить десятину, что в России не принято делать. Дома молитвы адвентистов в письме называются то «логовом», то прибежищем «террористов», так как нет «таблицы на двери». Православные, как отмечается в письме, могут и бесплатно свечи в храме ставить, а молиться учат православных сами иконы, и никто не пристает с литературой и проповедями. Заканчивается письмо требованием к патриарху Кириллу и президенту В.В. Путину – «разобраться и запретить сектантов в России».
Довольно оперативно в декабре 2017 г. Управление региональных связей Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата (руководитель – И.И. Никишов) направило обращение женщины в Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан. В сопроводительном письме отмечалось, что Т.М. Шелпакова «говорит о засилье сектантских и псевдорелигиозных организаций в Брянской области». Напомним, что один из руководителей Церкви христиан-адвентистов седьмого дня Олег Гончаров и глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ РПЦ Владимир Легойда являются членами Общественной палаты РФ. Об адвентистах в Отделе РПЦ должны были что-то слышать и предполагать, что помимо Администрации президента и прокуратуры существует еще и личное общение с инославными христианами.

После этого дело брянских адвентистов стало расти в прямом смысле этого слова в геометрической прогрессии. Из Администрации президента РФ жалоба была отправлена в Генпрокуратуру, затем в прокуратуру Брянской области, оттуда в следственный комитет и в УВД Брянской области. Оказалось, что верующие находятся в ведении только одной структуры - Центра противодействия экстремизму по Брянской области, что, впрочем, характерно для всех российских регионов.

В январе пресвитера Олега Корбана в грубой форме вызвали на допрос к сотруднику Центра «Э». Капитан полиции Артем Салов, по словам пресвитера, угрожал тем, что пострадают единоверцы, если Корбан не явится на встречу немедленно. На допросе у пресвитера отобрали мобильный телефон и обыскали. Салов постоянно называл служителя «адептом». 

В ходе допроса оказалось, что Олег Корбан имеет сан пресвитера, но не является уже руководителем общины (им является другой пресвитер). Сама община адвентистов существует в Клинцах с 1998 г., но не регистрировалась и не уведомляла о существовании религиозной группы в силу своей малочисленности.

Однако Центр «Э» не интересовал настоящий руководитель Церкви христиан-адвентистов седьмого дня в Клинцах, один из служителей Брянской области. Олегу Корбану просто предложили признать себя виновным. У капитана полиции не было желания разбираться дальше – надо было кого-то наказать в ответ на пухлое дело, присланное из Москвы.

Таким образом, 24 апреля 2018 г. постановлением мирового судьи судебного участка Суражского судебного района Брянской области пресвитер Олег Корбан был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ и оштрафован на 200 руб. Причина – неуведомление органов власти о создании религиозной группы, хотя принуждать к созданию группы по Конституции РФ и Закону о свободе совести нельзя. Небольшая община адвентистов тихо собиралась и никому не мешала.

Решение о штрафе в 200 руб. принималось судом в полном неведении о том, что за преступление было совершено. По словам пресвитера Корбана, «На момент составления протокола и написания объяснения я не отличал понятия «религиозное объединение», «религиозная организация», «религиозная группа», чем был введен в заблуждение сотрудниками полиции составлявшими протокол и записывающими объяснения. Но пояснения сотрудников полиции показывают, что они также не понимают нормы закона…». 

По второму судебному делу Олег Корбан был также признан виновным. 20 апреля 2018 г. постановлением мирового судьи судебного участка Суражского судебного района Олег Корбан был оштрафован на 5 тыс. руб. по ч.4 ст.5.26. КоАП РФ за незаконную миссионерскую деятельность.
Аргументация сотрудников полиции состояла в том, что пресвитер занимался миссионерством с 2008 г., хотя Закон Яровой ввел определение миссионерской деятельности только в 2016 г. Пострадавших от проповеди граждан не найдено – в деле их нет.

В обоих случаях суд проигнорировал пояснения Централизованной религиозной организации Южное объединение Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня о том, кто является руководителем общины на самом деле. В основу обвинения в делах против пресвитера было положено письмо православной женщины, обратившейся к патриарху Кириллу. По словам представляющего в суде интересы пресвитера АСД юриста Василия Ничика, «показания человека испытывающего неприязнь не могут быть основанием для объективной оценки наличия события».

Районный суд отклонил жалобу пресвитера Олега Корбана. Как отметил юрист Василий Ничик, подана надзорная жалоба. Дело брянских адвентистов – не только вопиющий памятнику бюрократии и бессмысленности закона Яровой, но и отсутствия привычки к межконфессиональному диалогу – если бы православные в самом начале элементарно пообщались с адвентистами, то никто бы не пострадал. Но часто для такого диалога нет ни желания, ни механизмов.

Роман Лункин.



нажмите для увеличения




также в рубрике ] мы: