Деструктивная деструктология

6 Февраля 2020

Слова бывшего Генерального секретаря ЦК КППС в бытность СССР, заявившего на XXV партийном съезде, что «мы живем в интересной стране в интересное время», похоже, не теряют своей актуальности по сей день...

Впрочем, кто бы в том сомневался, ознакомившись с новым поистине уникальным изданием под названием «Основы деструктологии», что вышло в свет в издательстве М.Б.Смолина в знаменитой серии «Двуглавый орел». Да-да, в той самой серии, в которой выходили леденящие душу «Мифы и факты о Верховном правителе России», «Монархическое начало власти», «Масонское действо». Исторический очерк о заговоре декабристов», «Святорусское царство. История русской святости» и прочая конспирология.

Такого рода издания, как известно, пользуются у нашего читателя особым спросом наряду с литературой о пришельцах, гибели цивилизации или пророчествами о будущем России и мира. Поэтому появление здесь же трендового проекта одной из лабораторий бывшего Иняза им.Мориса Тореза (ныне - Московский государственный лингвистический университет ) об угрозах, которыми обложена со всех сторон наша страна, выглядит логичным.

Дежурная «завлекалочка» на обороте обложки издания гласит, что вниманию читателя «представляется первый учебник по новой прикладной науке деструктологии, которая изучает всю совокупность структур и явлений, наносящих своей деятельностью урон здоровью и благосостоянию граждан. Учебник охватывает весь спектр деструктивных образований от самых безобидных, чреватых потерей только времени и денег, до крупнейших террористических организаций, несущих ответственность за гибель сотен тысяч людей».

О рисках гибели от этой «совокупности структур и явлений» всей цивилизации в книжке осмотрительно не говорится, вероятно, потому, что рассчитана она исключительно на отечественного потребителя, да и то далеко не любого. В конце концов, засилье лженаучных учений в современной России вкупе с усердием Комиссии РАН по борьбе со лженаукой в последние пару лет начали набивать оскомину у массового читателя. Поэтому «Основы деструктологии», рассчитанные на очень специфичный круг потребителя, как становится понятно при знакомстве с этим опусом, предназначены на «замораживание»[1] у вполне определенного сорта читателей уже заложенных в их психику страхов и предрассудков. Ведь, одно дело, когда кто-то просто кричит на площади, что пришельцы давно среди нас и совсем другое, когда в свет выходят издания с «фотодокументами» и «свидетельствами очевидцев».

Так, та же новоизобретенная «наука-деструктология» без издательского сопровождения могла бы восприниматься достаточно туманно. И вправду, что это за наука, если она не отвечает базовому принципу научности - аксиологической нейтральности? Ведь именно это отличает научный постулат от частного мнения. А может, это учение, направленное на мастерское овладение способами деструкции – то есть, разрушения чего бы то ни было? Или плод воспаленного воображения неких ощущающих психологических дискомфорт авторов? Или попытка теоретического обоснования нагнетаемых сегодня в обществе определенными силами страхов?

Как обещано в ремарке на обложке, в качестве «угроз обществу» в издании перечисляется масса различных направлений и организаций. Согласно списку статей, например, это психологические, коммерческие и псевдоспортивные культы, где к последним отнесены национальные единоборства и отчего-то оздоровительная практика Фалуньгун. Это А также протестантские, православные, исламские, индуистские и языческие направления с непременным добавлением к ним эпитета «деструктивный».К примеру, среди опасностей со стороны протестантизма в опусе упоминаются Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, Свидетели Иеговы, Церковь Христа («Бостонское движение») и пятидесятники. В ряду православных – суздальская Русская православная автономная церковь (РПАЦ), у которой отняли и передали «традиционной» религиозной структуре не только хранимые верующими мощи, но и все восстановленные ею храмы. Индуистские «угрозы» представлены «Обществом сознания Кришны» и отчего-то «Трансцендентальной медитацией». В качестве «угроз» со стороны ислама указана государственная религия Саудовской Аравии – ваххабизм, демонстративно отождествляемая с террористическими движениями «Аль-Каида» и «Исламское государство»[2].

Смешивание малых религиозных и нерелигиозных направлений в одну кучу с наиболее известными на планете террористическими организациями вполне укладывается в логику известных по недавнему прошлому Европы пропагандистских технологий. Наиболее яркий пример здесь, конечно, Германия середины ХХ в., где становлению нацистского режима также сопутствовал феномен возникновения «актуальных для нации» псевдонаучных теорий (вспомним, хотя бы «Братьев Лаутензак» Леона Фейхтвангера или «Мефисто» Клауса Манна, где в художественной форме в эти процессы блестяще показаны). Тогда на фоне практиковавшихся Третьем рейхом оккультных практик «деструктивными» стали иудаизм и отдельные организации христианства, в том числе и традиционного для Германии лютеранства (например, Исповедующая церковь). Впрочем, это вообще социальная закономерность, когда в условиях растущей нестабильности изо всех щелей появляются лжеучения, возникают «особые теории» и т.п. – вспомним хотя бы наши 1920-е или 1990-е гг.

Поэтому сегодня изобретение очередной псевдонауки, семинары и лекции на основе которой уже год проходят в бывшем Инязе под руководством директора правозащитного центра Всемирного русского народного собора, члена Экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации по теологии Романа Силантьева нельзя считать неожиданностью. В русле системной борьбы с любым религиозным и внерелигиозным инакомыслием появление издания, призванного формировать фобии в отношении почти всего, с чем сталкивается наш современник, четко соответствует избирательной антирелигиозной тенденции.

Ну, а то, что она объективно угасает «снизу» - в сознании населения, при наличие реальных угроз, уставшего пугаться пустых, - это совсем другая тема. Хотя это вовсе не отменяет вполне отчетливой деструктивной направленности издания, выраженной в формировании у читателя неприязни ко многим вовсе не заслуживающим того направлениям и сообществам наших соотечественников. 

Религия и право №2 (86) 2019

Михаил Ситников, публицист

[1] Термин был изобретен в первой половине 20 века американским психиатром Тимоти Лири, который исследовал генезис малых авторитарных групп – религиозных, политических. После индоктринирования в сознание их членов неких завиральных идей, организаторы таких групп окончательно консервировали их непререкаемость псевдонаучными выкладками на специальных семинарах – т.е. «замораживали»

[2] Организации, запрещенные на территории РФ.






также в рубрике ] мы:       
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru