О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Французская школьная Хартия светскости

  версия для печатиотправить ссылку другу
7 Декабря 2020

Хартия светскости была утверждена Циркуляром Министра национального образования Франции n° 2013-144 от 06 сентября 2013 г.[1] Циркуляр указывает, что Хартия объясняет общедоступным языком смысл и значение принципа светскости школы. Руководству школьных учреждений предписывается обеспечить размещение текста Хартии в здании школы на видном месте в торжественной обстановке, распространить текст Хартии среди учащихся и их родителей. Школьный персонал должен использовать Хартию для объяснения учащимся принципа светскости во взаимосвязи с другими основополагающими республиканскими принципами.

На сайте Министерства национального образования Франции представлены плакаты различного формата с текстом Хартии светскости, а также размещен постатейный комментарий к ней. Сама Хартия не является нормативно-правовым документом, но она основана на текстах законодательных актов. Это торжественный текст, имеющий педагогическое назначение.

Четыре начальных статьи Хартии посвящены раскрытию общего содержания конституционного принципа светскости, пятая статья имеет связующий характер, а последующие статьи излагают особенности применения принципа светскости в государственной школе.

Текст Хартии светскости и постатейного комментария [2]

Преамбула. Нация доверила школе миссию приобщить учащихся к республиканским ценностям.

Республиканские ценности определены в преамбуле Конституции от 4 октября 1958 года как «общий идеал свободы, равенства и братства». Статья 1 этой Конституции гласит, что «Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой». Кодекс образования возлагает на школу «миссию» по передаче учащимся этих основополагающих ценностей и принципов. Речь идет о том, чтобы дать учащимся понять их значение, их обоснованность, их цели и их взаимосвязанность. Объяснение должно быть адаптировано к уровню понимания каждого класса. Оно должна проводиться не только для того, чтобы сделать это общее благо понятным, но и для того, чтобы «приобщить» к нему: именно в школе учащиеся учатся строить общество вокруг республиканских ценностей и принципов. Республиканская школа - горнило нашей совместной жизни. Поэтому миссия его сотрудников по отношению к учащимся неразрывно является как педагогической, так и гражданской.

Статья 1. Франция – неделимая, светская, демократическая и социальная республика. Она обеспечивает на всей своей территории равенство граждан перед законом. Она уважает все верования.

«Неделимая, светская, демократическая и социальная». Эти четыре качества являются основаниями Республики. Каждое из них соответствует историческому моменту. Неделимость – это завоевание Революции: Республика провозглашена «единой и неделимой» 25 сентября 1792 года. Светскость утверждается, начиная с законов 1882 и 1886 годов о программах и о персонале государственной образовательной системы, затем она окончательно закрепляется в 1905 г. законом об отделении Церквей от государства. Демократия – это главное завоевание французской Революции: Конституция от 3 сентября 1791 года возвещает, что «источник суверенитета зиждется по существу в Нации». Наконец, социальный характер Республики был утвержден с особенной силой во время Освобождения в программе Национального совета Сопротивления, которая предусматривала «полный план социального обеспечения, направленный на то, чтобы обеспечить всем гражданам средства существования в тех случаях, когда они не способны добыть их себе своим трудом». Затем принцип социальности был включен в Преамбулу Конституции 27 октября 1946 года и приобрел значение конституционного.

Республика «обеспечивает равенство перед законом»: каждый гражданин обладает теми же правами и обязанностями, что и все остальные. Светскость – это необходимая гарантия республиканского равенства: она обеспечивает каждому право на свободу совести, право веровать или не веровать, в той же мере, что и всем остальным. Республика «уважает все верования» то есть гарантирует всем одинаковую свободу совести и отправления религиозных культов «только с ограничениями, установленными… в интересах общественного порядка» (Закон от 9 января 1905 года).

Статья 2. Светская Республика организует отделение религий от государства. Государство нейтрально по отношению к религиозным или духовным убеждениям. Государственной религии не существует.

Светскость Республики «организовала» разделение религий и государства законом от 9 декабря 1905 года: «Республика обеспечивает свободу совести. Она гарантирует свободное отправление религиозных культов, только с нижеперечисленными ограничениями, установленными в интересах общественного порядка» (статья 1). Этот закон освобождает политическую власть от всякой религиозной опеки. Дополнительным образом, он освобождает в равной мере верования или отсутствие верований каждого от всякого политического контроля. «Государственной религии не существует»: нет официальной религии, государство ничего не навязывает в религиозной сфере. Государство, однако, устанавливает этой свободе выражения верований предел во имя общественного порядка: безопасность личности и её имущества, уважение законов Республики и ценностей прав человека. «Государство нейтрально по отношению к религиозным или духовным убеждениям», но эта нейтральность не означает отрицания всякой власти государства: оно не нейтрально, если речь идет о том, чтобы заставить уважать общественный порядок и правосудие, основанные на республиканских принципах и ценностях.

Статья 3. Светскость гарантирует всем свободу совести. Каждый свободен веровать или не веровать. Она разрешает свободно выражать свои убеждения, с уважением к убеждениям других и в границах общественного порядка.

Светскость «гарантирует всем свободу совести»: она предоставляет каждому безопасность и ответственность иметь свои собственные убеждения в сфере верования. Она дает уверенность в том, что никто не будет потревожен за его религиозные или нерелигиозные убеждения. «Каждый свободен веровать или не веровать»: каждый обладает полной личной свободой выбора между всем возможным в области верований. Он свободен исповедовать свою веру, какова бы она ни была, менять свою религию на другую или на никакую, выбирать неверие или сомнение, также выбирать между религиозными верованиями и другими объектами веры (например, тем или иным идеалом). Никто не имеет права принуждать другого верить или отказаться от своей веры. Светскость позволяет, чтобы каждое личное убеждение публично демонстрировалось речью, собранием, отправлением религиозного культа или другой церемонией «с уважением к убеждениям других и в границах общественного порядка»: всякая свобода выражения должна воодушевляться гуманистическим духом толерантности к убеждениям других и уважать действующее законодательство. Светскость – не враг религии, она противостоит только нетерпимости.

Статья 4. Светскость позволяет пользоваться гражданскими свободами, примиряя ради общего блага свободу каждого с равенством и братством всех.

Светскость — это принцип согласования и социальной гармонии: она предоставляет каждому гражданину такой максимум возможности выражать свою свободу совести, который будет совместим с такой же свободой для всех других членов общества. Свобода одних заканчивается там, где начинается свобода других и уважение к ним. Итак, светскость «позволяет пользоваться гражданскими свободами» по двум причинам: она предоставляет каждому гражданину гарантию наибольшей возможной свободы; она просит каждого гражданина уважать достоинство другого и «общее благо» и, следовательно, позволяет ему иметь с другими отношения «братства». Светскость полезна всем, потому что она устанавливает границей для свободы выражения убеждений каждого уважение к убеждениям других и к общественному порядку. Благодаря светскому принципу взаимного уважения, согласия каждого уважать других при выражении своих убеждений, личные интересы согласовываются с интересами других и с общим благом. Принцип светскости позволяет жить вместе в добром согласии.

Статья 5. Республика обеспечивает уважение каждого из этих принципов в школьных учреждениях.

Школа несет особую ответственность перед принципами Республики. Она принимает для воспитания детей и подростков, то есть юные личности, которые должны получить достаточное знание и понимание значения и смысла этих принципов. Школа — это место, котором основополагающие принципы и ценности Республики должны обрести своё будущее. Школа воспитывает будущих граждан. Они должны нести и, в свою очередь, передать дальше понимание важности этих принципов для единства нашего общества вокруг его общего блага свободы, равенства и братства. Именно поэтому важно, что «Республика обеспечивает уважение каждого из этих принципов в школьных учреждениях». Республика требует от школы не только передавать эти принципы для будущего, но с особой заботой обеспечить, чтобы они гарантировались и жили в этих учреждениях. Школа должна также особо позаботиться о том, чтобы привить учащимся свободу совести, свободу выражения и ответственность действий, с уважением к плюрализму убеждений, а также к личности и благам других лиц.

Статья 6. Светскость школы создает учащимся условия, чтобы сформировать свою личность, развивать свободную волю и учиться гражданственности. Она защищает их от любого прозелитизма и давления, которые препятствуют им осуществлять самостоятельный выбор.

Школа является светской, потому что она воспитывает и обучает без индоктринации: она «защищает от любого прозелитизма и давления, которые препятствуют им осуществлять самостоятельный выбор». Она – школа свободы. Она создает учащемуся максимальные «условия» для познания самого себя и для открытости миру, для самореализации и развития. Светская школа формирует женщин и мужчин, способных мыслить самостоятельно, независимо от всеобщих предрассудков и от предвзятых мнений, умеющих размышлять о мире, в котором они живут и выбирать для каждого жизнь, которая ему подходит. Школа дает своим учащимся интеллектуальные и культурные орудия, которые впоследствии позволяют им стать активными и ответственными гражданами, уникальными, сознательными и творческими людьми.

Статья 7. Светскость обеспечивает учащимся доступ к общей культуре.

Культура, передаваемая учащемуся школой, составляется, прежде всего, на общем фундаменте знаний, компетентности и культуры. Светскость школы гарантирует что эта «общая культура» оставляет учащегося полностью свободным в отношении его убеждений и предоставляет ему просвещенную личную свободу. Преподавание фактических знаний о религии не сопровождается оценкой истинности различных верований.

Статья 8. Светскость допускает свободу самовыражения учащихся в пределах, обеспечивающих нормальную деятельность школы, уважение республиканских ценностей и плюрализм убеждений.

Светскость – это принцип равновесия, который согласовывает свободы друг с другом. Светская школа «допускает свободу самовыражения учащихся», в то же время давая им понять, что эта свобода должна идти рука об руку с рядом требований порядка и справедливости: уважение других и уважение закона, также обеспечение «нормальной деятельности школы». Её деятельность основывается на правилах, в том числе на правиле светскости: персоналу и учащимся запрещается носить знаки или одежду, демонстрирующие их религиозную принадлежность, заниматься религиозным или политическим прозелитизмом. Отношения между школьным персоналом и учащимися, а также между сотрудниками должны быть подчинены правилу «уважать плюрализм убеждений»: если это не препятствует «нормальной деятельности школы», спор может иметь место, но никто не должен пытаться силой навязать другому свои личные убеждения. В школе каждый должен чувствовать, что он свободен самовыражаться. Для этого каждый должен ограничивать себя одними и теми же пределами при отстаивании своих убеждений: уметь выслушать другого, проявлять вежливость к нему и к его убеждениям, терпимость и доброжелательность к нему и к тому, что он говорит.

Статья 9. Светскость требует отказа от всякого насилия и дискриминации, гарантирует равенство между девочками и мальчиками и основывается на культуре уважения и понимания других.

Светскость — это не только принцип, который устанавливает правила, но и ценность, которую нужно культивировать в повседневном поведении. Она «основана на культуре уважения и понимания других» и может быть понята как краеугольный камень демократической этики, то есть нравственного отношения, состоящего из малых и больших добродетелей: вежливости, соблюдения приличий в речи, в одежде и в манерах, сердечности, а также уважения, терпимости, доброжелательности, внимания к другим, понимания, солидарности, щедрости, умения слушать других. Это все аспекты того, что мы называем гуманным поведением. Среди этих добродетелей есть «отказ от всякого насилия и дискриминации». Никто в школе не должен быть жертвой морального или физического насилия из-за своего происхождения или убеждений, или насилия, совершенного под предлогом той или иной религии. Поскольку светскость неотделима от равенства (равенство перед законом, равное достоинство всех), школа уделяет особое внимание отношениям между девочками и мальчиками: совместное образование должно давать возможность лицам обоего пола развивать отношения, основанные на взаимном уважении.

Статья 10. Все сотрудники обязаны передать учащимся смысл и ценность светскости, а также других основополагающих принципов Республики. Они наблюдают за применением этих принципов в школьной среде. Они обязаны довести данную хартию до сведения родителей.

«Все сотрудники» учреждения - начальной школы, колледжа, лицея - должны считать себя совместно ответственными за миссию «передачи учащимся смысла и ценности светскости». Каждый из членов образовательного сообщества может найти в рамках своих обязанностей возможность воспользоваться какой-либо ситуацией в школьной жизни или содержанием изучаемых предметов, чтобы установить связь между тем, что он преподает ученикам, и смыслом светскости. Многие ситуации из школьной жизни и многие учебные материалы могут быть использованы для изучения светскости, т.е. могут предоставить удобный случай для обращения к этому принципу. Светскость также может стать предметом междисциплинарных размышлений. Именно в качестве образовательного сообщества персонал «наблюдает» за применением этого принципа в школьной среде, а также за применением других «основополагающих принципов Республики». Необходимо, чтобы родители были проинформированы об этой миссии школы: сотрудники обязаны «довести данную хартию до сведения родителей» и объяснить им ее содержание. Благодаря этому диалогу, который повторяется каждый раз в случае необходимости, родители могут, в свою очередь, понять основы и преимущества светского характера школы, а также гарантии беспристрастности и свободы, которые она обеспечивает для образования и обучения их детей.

Статья 11. Персонал обязан проявлять строгий нейтралитет: при исполнении своих обязанностей он не должен демонстрировать своих политических или религиозных убеждений.

Сотрудники школы являются государственными служащими светского государства. Как таковые, «при исполнении своих обязанностей» они «обязаны соблюдать строгий нейтралитет»: они не должны демонстрировать учащимся свои личные «политические или религиозные» убеждения. Уважение и защита свободы совести учащихся являются причиной обязанности соблюдать нейтралитет. Этот нейтралитет не является синонимом чистого и простого воздержания: он касается только личных убеждений, долг сотрудников школы заключается в том, чтобы обеспечить уважение и передачу республиканских ценностей, а также, в случае необходимости, напомнить о законах и правилах. Светский характер школы также подразумевает, что личные, политические или религиозные убеждения не должны влиять на качество отношений между сотрудниками. Принципы Республики и ценности прав человека и гражданина налагают на всех в школе общую обязанность уважать убеждения других.

Статья 12. Преподавание является светским. Чтобы гарантировать ученикам максимально объективную открытость к разнообразию мировоззрений, а также к объему и точности знаний, ничто априори не исключается из научно-педагогического рассмотрения. Ни один ученик не может ссылаться на религиозные или политические убеждения, чтобы оспорить право учителя на обсуждение предмета, включенного в учебную программу.

«Априори ничто не исключается из научно-педагогического рассмотрения»: в светской школе нет табуированных тем. Преподавание фактических знаний о религиях имеет свое полноправное место по двум причинам: всё «преподавание является светским» и поэтому вполне уважает свободу совести ученика; фактическое знание о религиях является важной частью общей культуры, которую должен усвоить учащийся. Поэтому учащийся не может «оспаривать право учителя обсуждать предмет, включенный в учебную программу»: преподавание в светской школе передает общую культуру, совокупность научных и объективных знаний, не стремясь воздействовать на личные убеждения учащихся в религиозном или политическом плане. Учащийся не должен стремиться навязывать свою веру или политические взгляды другим, а также использовать их как предлог для отказа подчиняться школьным правилам. Он должен понимать, что светский характер школы гарантирует, что никакое обучение не лишает его свободы верить или не верить. Учитель светской школы — это воспитатель свободы суждения, просветленной разумом и максимально открытой культурой.

Статья 13. Никто не может ссылаться на свою религиозную принадлежность для отказа соблюдать правила, применяемые в республиканской школе.

Миссия школы заключается в формировании свободных умов и личностей. Время обучения в школе для каждого учащегося является первым этапом формирования его личной идентичности. Учащийся — это ребенок или подросток, который должен научиться формировать свою собственную личность, то есть свои особенности как индивидуума, свои персональные отличия, определение своей собственной личности. Он учится ответственности самостоятельно определять образ жизни, который он хочет вести, смысл жизни, на который он хочет ориентироваться. Вследствие светской нейтральности школы и вследствие того факта, что религиозная принадлежность не противоречит соблюдению светских правил, «никто не может ссылаться на свою религиозную принадлежность для отказа соблюдать правила, применяемые в республиканской школе». Школа никогда не требует отвергать идентичность, полученную от семьи или социальной среды: она предлагает каждому учащемуся интеллектуальные и культурные средства для того, чтобы сделать свой собственный выбор в отношении убеждений и образа жизни.

Статья 14. В государственных школьных учреждениях правила поведения в различных местах, указанные в правилах внутреннего распорядка, должны уважать светскость. Запрещается ношение знаков или одежды, с помощью которых учащиеся явно демонстрируют свою религиозную принадлежность.

Правила светскости применяются в «различных местах» школы: в школе нет исключительных мест, где не применяется принцип светскости. Этот принцип применяется ко всем физическим пространствам школьного учреждения, а также ко всем иным местам, где осуществляется школьная деятельность под контролем его персонала. Поэтому каждое место школьной жизни может быть объектом преподавания светскости, то есть оно предоставляет возможности объяснить, в чем состоят особенности воплощения в данном месте принципа светскости школы: в классе, в столовой, на игровой площадке или на уроке физкультуры каждый раз речь идет об определенном аспекте общего принципа светскости. Применение принципа светскости должно быть в то же время однородным во всем школьном учреждении и присутствовать повсеместно.

Статья 15. Своими размышлениями и деятельностью учащиеся вносят вклад в оживление светскости в своей школе.

Учащиеся должны вносить свой вклад в «оживление» светскости в своей школе «своими размышлениями и деятельностью», согласованно с персоналом. Это не означает, что они отрекаются от своих верований. Можно быть одновременно и светским, и верующим. Как и в других сферах их жизни в школе, следует поощрять учеников к тому, чтобы они были активными, а не пассивными: следует использовать их творческое воображение, т.е. их следует приглашать к участию в проектах, которые дадут им возможность приобщиться к жизни принципа светскости в школе. Светскость требует подчинения правилам. Но она также способствует раскрытию в школьном учреждении пространства для диалога и развитию чувства гражданской ответственности. Учащийся должен активно участвовать в получаемом им воспитании и обучении, то есть находить возможности для личного самовыражения и обмена в ходе приобретения знаний, принципов и ценностей. Это участие является частью его обучения активной гражданской позиции и творческой жизни.

Михаил Олегович Шахов, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений РАНХиГС при Президенте РФ.


[1] https://www.education.gouv.fr/node/266009 (дата обращения 20.03.2020)

[2] Источник https://cache.media.eduscol.education.fr/file/Actu_2013/06/2/charte_de_la_laicite_commentee_270062.pdf (дата обращения 14.12.2020). Перевод с французского проф. М.О. Шахова.






также в рубрике ] мы: