Выпущен альбом «Культурное наследие староверов Преображенского монастыря»

3 Августа 2020

За последние годы вышло немало книг и статей о старообрядчестве, авторами которых являются известные ученые и публицисты. Такой повышенный интерес к данной теме вполне объясним: роль и место старообрядчества в истории нашего Отечества трудно переоценить и многие стороны этого социально-духовного феномена ученым еще предстоит осмыслить.

Ранее я не раз бывал в Преображенском монастыре, ходил среди гранитных надгробий когда-то знаменитых на всю Россию старообрядцев-беспоповцев – купцов, фабрикантов, меценатов и мысленно восхищался их преданностью своей вере, мужеству, с которым они переносили невзгоды и гонения сначала со стороны царских властей и духовенства господствующей церкви, а затем и советской власти. А совсем недавно, перед самой пандемией, довелось мне посетить Серпуховской историко-художественный музей, в основу которого легла коллекция старопечатных и рукописных книг и икон купчихи первой гильдии Анны Васильевны Мараевой. Её скромная могила находится в семейном некрополе здесь же на Преображенском кладбище рядом с Никольской часовней. В городе Серпухове до сих пор помнят и чтут память об этой выдающейся женщине-старообрядке, которая на свои средства строила для рабочих жилье, богодельни, а во время Первой мировой войны выстроила госпиталь, в котором работали сестрами милосердия ее дочери и внучки. Хочется верить, что однажды в Серпухове ей будет установлен памятник, о котором здесь говорят давно и даже подготовлен его проект.

Вот почему с повышенным интересом открыл я книгу «Культурное наследие староверов Преображенского монастыря», подготовленную культурно-паломническим центром имени протопопа Аввакума и вышедшую в старообрядческом издательстве «Третий Рим».

Скажу сразу, мои ожидания оправдались. Во-первых, с полиграфической точки зрения, книга прекрасно издана и богато украшена иллюстрациями, которые наглядно и к месту дополняют текст. Во-вторых, главный редактор и составитель книги-альбома М.Б. Пашинин сумел привлечь в авторский коллектив весьма авторитетных знатоков и ученых, которые без всякой натяжки являются ведущими специалистами в данной области в нашей стране.

Книга продуманно и предметно структурирована на шесть разделов, в которых освещаются вопросы зодчества, биографии известных старообрядцев, традиции книжности, иконописи, просветительской деятельности, ну, и, конечно же, меднолитейного производства предметов личного благочестия.

Думаю, читатели с удовольствием ознакомятся с этими разделами и почерпнут для себя немало интересных фактов. Не умаляя содержания всех статей, включенных в книгу, отмечу, что меня особо привлекла статья «Преображенские меднолитые образа» одного из авторитетнейших специалистов нашей страны в области христианского прикладного изобразительного искусства – Елены Яковлевны Зотовой. Книги этого замечательного ученого имеются в моей библиотеке. Однако всякий раз, читая очередную новую публикацию Елены Яковлевны, я открываю для себя что-то новое. Тема меднолитой пластики близка мне по причине того, что на протяжении многих лет я коллекционирую предметы личного благочестия, а, как известно, именно старообрядцам принадлежали ведущие позиции в этой области прикладного искусства. Как справедливо указывает автор: «Для удовлетворения молитвенных потребностей приверженцев поморского беспоповского согласия нужны были, прежде всего, «правильные» кресты». Эти кресты и образы чеканились в непосредственной близости с Преображенским монастырем и имели свои характерные признаки. Как бесценные реликвии древние меднолитые иконы, кресты и складни бережно хранились в старообрядческих семьях и передавались по наследству. В статье говорится о многих мастерах-чеканщиках. Однако один из них выделяется особо, это Родион Семенович Хрусталев. Он принадлежал к старообрядцам-беспоповцам и создавал свои шедевры в мастерской частного домовладения, расположенного на улице Девятая Рота. Произведения, выполненные по моделям этого мастера, отличаются безупречным качеством литья, а также особой праздничной декоративностью, достигаемой применением многоцветных эмалей.

Статью Е.Я. Зотовой сопровождают более 120 фотографий предметов меднолитой пластики из частных коллекций. По сути это полноценный каталог Преображенских меднолитых образов.

Можно еще много сказать комплементарных слов об этой книге, которая, по сути, является авторитетным справочником по истории староверия. Однако ограничусь. Почитайте, не пожалеете.

Анатолий Пчелинцев, почетный адвокат России, доктор юридических наук, главный редактор журнала «Религия и право»

Источник: «Культурно-Паломнический Центр имени протопопа Аввакума»







также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru