Доклад Института верховенства права: право на свободу мысли, совести и религии в России в 2020–2021 годах

20 Апреля 2022

Право на свободу совести и недискриминационное отношение в зависимости от отношения к религии является гарантом стабильного развития страны, важным атрибутом цивилизованного гражданского, демократического общества, зрелости политических институтов и устоявшейся правовой культуры. Обоснованно считается, что свобода совести, мысли и религии является фундаментальным элементом в иерархии первого поколения прав человека, родоначальницей «естественных прав». В истории человечества немало примеров того, когда отсутствие свободы совести и вероисповедания, мысли и религии приводило к трагическим последствиям.

К сожалению, приходится констатировать, что реализация таких фундаментальных прав человека, как право на свободу совести и недискриминационное отношение в зависимости от отношения к религии, в современной России испытывает серьезные сложности и вызовы. Это подтверждается экспертными оценками отечественных и международных специалистов[1] а также данными различных правозащитных организаций или иных институций.

Эксперты уверены, что в современной России реализуется дифференцированный подход к вероисповеданиям. Другими словами, институционализируется новая «симфония властей» по образу византийского церковно-политического идеала. Такое негласное соглашение «традиционных» религиозных объединений и государства о признании сфер влияния становится основной нового партнерства и сотрудничества, что в целом негативно сказывается на общем характере взаимоотношения государства и конфессий, которым отказано в «традиционности».

К сожалению, за исключением некоторых резонансных дел, системные правонарушения в ряде регионов остаются вне поле зрения экспертного и религиозного сообществ. Различные мониторинговые проекты, которые могли бы оперативно и точно отражать реальную ситуацию как в различных регионах, так и в целом по стране, сегодня могут помочь в формировании предложений и рекомендаций. Реализация таких предложений позволит решить многие проблемы, существующие как в области законодательства о свободе совести, так и в области правоприменения, и тем самым внесет весомый вклад в развитие государственно-конфессиональных отношений. Объединив усилия, правозащитники и эксперты, представители органов государственной и муниципальной властей, представители религиозных объединений смогут позитивно влиять на сложившуюся в некоторых регионах тревожную ситуацию, оказав необходимую правовую, информационную поддержку, выработать механизмы противодействия порой откровенно неправомерному применению закона.

Поэтому в апреле 2020 года аналитики Института верховенства права запустили ежедневный мониторинг правонарушений в отношении религиозных организаций и отдельных граждан, которые столкнулись с проблемами в реализации права на свободу совести, мысли или религии. Текст ниже – плод труда экспертов институтов за два года.


Техническая часть

Данные мониторинга не претендуют на полную истину и не дают всеохватной картины происходящего в стране, а также общего количества правонарушений в сфере свободы мысли, совести и религии в России. Вместе с тем тенденции, которые обнаруживаются при систематизации данных, позволяют подвести некоторые итоги.

Эксперты не фиксировали правонарушения в отношении последователей учения Свидетелей Иеговы и других религиозных организаций, ряд из которых признан Верховным судом Российской Федерации экстремистскими. Мы не согласны с позицией суда, однако ограничили свой поиск религиозными организациями, которые действуют в России на официальном основании.

Были использованы алгоритмы поиска в системах Яндекс и Google с заданными метриками, которые включали более 20 позиций. Вся информация о правонарушениях свободно доступна на официальном сайте Государственной автоматической системы «Правосудие». Жалобы и данные судебных протоколов, присланные на официальный сайт мониторинга, опубликованы с одобрения лиц, передавших данные для экспертной обработки и публикации. Эксперты не несут ответственности за персональные данные, опубликованные в интернете и доступные массовой аудитории.

Аналитики мониторинга приняли решение систематизировать поиск в строго заданных рамках, которые включали следующие события:

· привлечение к ответственности по ч. 5 ст. 5.26 КоАП РФ;

· привлечение к ответственности по ч. 4 ст. 5.26 КоАП РФ;

· привлечение к ответственности по ч. 3 ст. 5.26 КоАП РФ;

· религиозная диффамация или ксенофобия в СМИ;

· проблемы в деятельности духовных образовательных организаций;

· проблемы с функционированием и эксплуатацией зданий и сооружений религиозных организаций;

· нарушения, связанные с реализацией права на свободу вероисповедания иностранными гражданами;

· правонарушения (преступления) на почве религиозной ненависти или вражды;

· привлечение к ответственности за нецелевое использование земельного участка;

· проблемы в деятельности религиозной группы;

· ликвидация, запрет или приостановление деятельности религиозной организации;

· иное, включающее в себя правонарушения, не подпадающие под заданные критерии, в частности, нарушение санитарных норм в связи с ограничениями из-за распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) или привлечение к ответственности по делам, связанным с участием в организациях, признанных нежелательными или экстремистскими на территории Российской Федерации.


Итоги

Последние несколько лет сложности у религиозных организаций возникают прежде всего в связи с применением антитеррористических поправок, в 2017 году внесенных в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» так называемым пакетом Яровой – Озерова, а также антиэкстремистского законодательства и смежных с ним норм. Правоохранительные органы зачастую усматривают наличие миссионерской деятельности фактически в любой религиозной активности граждан и религиозных объединений.

Стоит также обратить внимание на низкий уровень правовой и религиоведческой культуры сотрудников правоохранительных органов, государственных и муниципальных служащих, мировых и федеральных судей, а также значительной части российского общества, что лишь усугубляет проблему реализации законодательства о свободе вероисповедания.

Непонимание специфики деятельности различных религиозных объединений часто приводит к ошибочной юридической квалификации правонарушений, избирательному правоприменению и другим проблемам. Не в последнюю очередь реализация права на свободу совести и вероисповедания страдает от игнорирования норм журналистской культуры и этики целого ряда федеральных СМИ, которые допускают публикации материалов диффамационного характера, формируя враждебное отношение к религиозному инакомыслию и инаковерию у граждан.

С момента принятия «анти-миссионерских» поправок количество дел по ст. 5.26 КоАП РФ держится на одном уровне – около 200 дел возбуждается каждые полгода. С 2016 по 2020 год общая сумма штрафов в отношении религиозных организаций или физических лиц составила 18 045 301 рублей.

По мнению ряда экспертов[2],характерной особенностью государственно-конфессиональных отношений в современной России является «имплементационный дуализм». Так, несмотря на позитивную динамику развития государственно-конфессиональных отношений на федеральном уровне, о которой свидетельствует ежегодный рост числа зарегистрированных религиозных организаций, активное привлечение представителей религиозных организаций к решению целого ряда социально-общественных проблем, в ряде регионов страны развитие государственно-конфессионального диалога затруднено или вовсе отсутствует.

К тому же с одной стороны, государство выстраивает конструктивный диалог с религиозными организациями на федеральном уровне, о чем свидетельствует существование различных комиссий и советов и их деятельность: например, Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ и Комиссия Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений); с другой стороны есть регионы, где общины верующих сталкиваются с трудностями в реализации как индивидуального аспекта права на свободу совести, так и коллективного.

В очередной раз приходится констатировать, что пандемия незначительно сказалась на темпах привлечения миссионеров к административной ответственности и поиске нарушений, связанных с маркировкой литературы или «религиозной продукции». Несмотря на снижение общего числа привлеченных к ответственности верующих недобросовестные правоохранители продолжают использовать поправки, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях.

18 октября 2021 г. Судебный департамент при Верховном суде РФ опубликовал судебную статистику, в том числе данные о количестве дел по ст. 5.26 КоАП РФ (нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях) за первое полугодие 2021 года. Так, было рассмотрено 153 дела, что в целом меньше, чем за аналогичный период 2020 года (201 случай привлечения к ответственности). Общая сумма штрафов по вступившим в силу постановлениям составила 788 тысяч рублей, что несколько ниже 2020 года (1 581 000 рублей).

К сожалению, судебные издержки по делам, связанным с привлечением к административной ответственности, – это деньги прихожан общин, которые могли быть направлены на социальные и благотворительные проекты, строительство и созидание общин и молельных домов, развитие и укрепление межконфессионального мира и согласия. Вместо этого верующие и религиозные организации тратят колоссальные усилия, средства и возможности на отстаивание базовых прав и свобод, закрепленных статьями Конституции Российской Федерации, федеральными законами и международными актами. Подобная ситуация лишь подрывает доверие части граждан как к правоохранительной системе, так и судам и чиновникам на местах.

В общей сложности за 2020–2021 годы аналитики обнаружили 292 случаев (148 в 2020 году и 144 в 2021 году), которые затрагивают различные проблемы в реализации права на свободу совести и вероисповедания. Абсолютное большинство нарушений в указанный период, согласно данным мониторинга, составляют случаи привлечения к ответственности по ч.ч. 3 и 4 ст. 5.26 КоАП РФ.


Данные за 2020 год

Данные за 2021 год


Сегодня, несмотря на знаковое решение Конституционного суда РФ от 14.11.2019 г. № 35-П по делу прихожанки общины адвентистов седьмого дня о правомерности использования жилого помещения для удовлетворения духовных интересов и нужд верующих, реализуемых на основе свободы вероисповедания, остаются проблемы в земельных вопросах, относительно целевого использования земельных участков. По мнению некоторых экспертов, это происходит потому, что правоприменители порой не принимают во внимание очевидные позиции Конституционного суда, касающиеся, например, проведения богослужений в жилых помещениях. Несмотря на недвусмысленные разъяснения КС РФ, религиозные организации продолжают привлекать к ответственности. В этой связи необходимо продолжать мониторить правоприменительную практику, чтобы применение решений высших судов происходило верно и помогало решать проблемы, а не создавать новые.

Протестанты и мусульмане (как правило, незарегистрированные и не входящие в централизованные религиозные объединения) являются доминирующей группой, в отношении которой зафиксировано большинство правонарушений: протестанты (64 случая), мусульмане (47 случаев) в 2020 году, протестанты (116 случаев) мусульмане (12 случаев) в 2021 году соответственно.


Конфессиональный состав. Данные за 2020 год

Данные за 2021 год

В 2020 году к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.26 были привлечены 75 религиозных организаций или физических лиц, 34 случая связаны с привлечением к ответственности по ч. 3 ст. 5.26. Схожая тенденция наблюдается и в 2021 году: 35 случаев привлечения к ответственности по ч. 4 ст. 5.26 и 18 случаев по ч. 3 ст.5.26.

«Рекордсменами» среди регионов в 2020 году стали Республика Дагестан (24 случая; подавляющее большинство административных протоколов было составлено против мусульман по ч. 4 ст. 5.26 КоАП), Республика Крым (21; чаще всего там привлекали к административной ответственности евангельских христиан по ч. 3 ст.5.26 КоАП) Тюменская область (7), Москва (7), Удмуртская республика, Ростовская область и Краснодарский край (по 5 случаев соответственно). В общей сложности правонарушения были обнаружены в 41 регионе страны.

В 2021 году ситуация несколько изменилась. На первое место вышла Московская область (74 случая), 19 случаев были обнаружены в Республике Крым, 9 случаев – в Краснодарском крае, 7 случаев привлечения к административной ответственности в Кабардино-Балкарской Республике и 4 случая – в Тульской области. Несмотря на то что общее количество правонарушений не уменьшилось, география несколько сократилась: 30 регионов в 2021 году против 41 региона в 2020 году.


Диффамация в СМИ

Одним из важнейших нематериальных гражданских прав является право на защиту доброго имени, чести, достоинства и репутации. В соответствии со ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени. Статья 21 провозглашает охрану достоинства личности государством.

Под религиозной диффамацией понимают высказывания или материалы, которые оскорбляют верующих граждан, унижают их честь и достоинство, подрывают деловую репутацию религиозных организаций. Используемое Европейским судом по правам человека в его постановлениях понятие диффамации тождественно понятию распространения не соответствующих действительности порочащих сведений, содержащемуся в ст. 152 Гражданского кодекса РФ.

Честь, достоинство и репутация тщательно защищаются нормами международного права. В частности, ст. 12 Всеобщей Декларации прав человека гласит: «Никто не может подвергаться... произвольным посягательствам на его честь и репутацию». Схожие положения закреплены в ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966). Это требование применительно к свободе религии изложено в ст. 3 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или иных убеждений (1981) и в других международно-правовых документах.

По данным мониторинга Института, количество различных диффамационных материалов в отношении религиозных меньшинств России в 2020 году значительно возросло, замыкая тройку наиболее часто встречаемых правонарушений. Катализатором послужила новая коронавирусная инфекция (СOVID-19): в начале марта 2020 года в федеральных и региональных СМИ вышло сразу несколько сюжетов, в которых авторы обвинили евангельских христиан в распространении коронавирусной инфекции. Пастор российской церкви христиан веры евангельской «Пробуждение» в Брянске Михаил Бирюков назвал грубейшей клеветой информацию о том, что двое прихожан его церкви заразили коронавирусом нескольких граждан[3]. В частности, он заявил: «Мама одного из членов нашей церкви, никакого отношения к церкви не имеющая, со своим сыном прилетела из Испании в Москву. Кто ее проверял, как проверял, неизвестно. Наш прихожанин поехал на машине встречать маму и брата, привез их в Брянск. Никаких предписаний, никаких запретов (на тот момент у вернувшихся из Испании родственников прихожанина) не было. Являясь членом нашей церкви, в воскресенье он пришел на богослужение».

Не остался в стороне и небезызвестный антикультист и сектовед Александр Дворкин. Он заявил, что пятидесятники применяют психологическое насилие с целью «нажиться на доверчивых прихожанах». Информационное агентство Tagilcity.ru и вовсе обвинило «неопятидесятников» в убийствах и жестоких жертвоприношениях, использовании гипноза и оккультно-спиритических практик[4].

Журналисты, эксперты и публичные деятели в поисках скандальной информации и сенсационных историй порой готовы фальсифицировать события, факты, искусственно конструируя их, выдавая собственные фантазии за действительность. Стоит также отметить, что религиозные меньшинства России в силу своей природы подходят почти идеально, так как практически никогда не отвечают на публичные обвинения и не привлекают авторов клеветнических материалов к установленной законодательством ответственности, следуя принципу «не суди, да не судим будешь». Причины появления диффамационных публикаций и высказываний, в которых грубо искажается религиозная действительность, самые разные – это и элементарное невежество, и умышленное искажение обстоятельств и фактов, и искреннее заблуждение.

В 2021 году количество материалов, которые можно расценить как диффамационные, значительно сократилось. Нами было зафиксировано лишь несколько случаев; наиболее резонансный случай будет описан ниже.

В конце февраля – начале марта 2021 года сразу несколько сетевых ресурсов распространили откровенно провокационную информацию о прихожанах Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Поводом для массированной медийной атаки послужило выступление лидера движения «Суть времени» Сергея Кургиняна в эфире ток-шоу «Вечер с Владимиром Соловьевым» на телеканале «Россия 1»[5]. В частности, эксперт заявил, что российская власть вместо того, чтобы проводить политику, направленную на спасение России, занимается расстановкой мормонов в органы власти в местах непосредственной близости к противнику. «Те, кто руководят администрацией в Южной Осетии, – это не мормоны? А они сами заявляют, что мормоны. Позвоните, спросите. А вам рассказать, что такое мормоны и какая там роль Солт-Лейк-Сити, и какая там роль ЦРУ? Тоже будем каждый раз кивать на ЦРУ? ЦРУ делает свое дело и воюет с нами. И правильно делает, а что делают другие? Что делает власть?» – задал вопрос Кургинян (цит. по ИА Regnum).

1 марта МИД Южной Осетии высказал «крайнее удивление». Высказывания политолога в эфире ток-шоу сочли недопустимыми и некорректными и выразили надежду, что Кургинян поймет «нелепость произошедшего недоразумения и сделает соответствующий комментарий».

Сергей Антаманов, директор по связям с общественностью ЦИХСПД в России, прокомментировал скандал так: «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней активно участвует в мероприятиях, направленных на гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений в России: концертах, круглых столах, форумах. Организация чтит глубокие традиции, существующие в нашей стране, и сотрудничает с государственными, общественными и религиозными организациями в вопросах сохранения традиционных ценностей. Церковь призывает СМИ и общественных деятелей к уважительному отношению ко всем, вне зависимости от их убеждений и к отказу от распространения недостоверной информации».

Подобные обвинения звучали и раньше. Например, в 2017 году Церковь Иисуса Христа Святых последних дней подала жалобу в Общественную коллегию по жалобам на прессу в отношении материалов программы «Место происшествия» Пятого канала. Поводом для разбирательств послужило высказывание ведущего: «Мормоны учат любить чужую родину». В своем решении коллегия постановила, что в материалах «грубо нарушены основополагающие журналистские стандарты, нормы и правила профессиональной этики журналиста». В постановлении коллегии было также отмечено, что «утверждения такого рода бездоказательны, но отнюдь не безвредны, поскольку подрывают основы гражданского мира в России, негативно влияют на межконфессиональные и социокультурные отношения, затрагивают отношения социальных групп и личные отношения, оказывают воздействие на самочувствие и судьбы тысяч и тысяч российских граждан»[6].

Навешивание уничижительных ярлыков, искажение фактов, двойные стандарты по отношению к различным конфессиям и верующим серьезно осложняют жизнь многих добропорядочных и законопослушных граждан и организаций и не способствуют гармонизации межконфессиональных отношений, мира и религиозного согласия. Для преодоления указанной проблемы журналистам и СМИ следует использовать терминологию, содержащуюся в законодательстве о свободе совести и о религиозных объединениях, избегая использования уничижительных слов и понятий, а также неукоснительно соблюдать Кодекс профессиональной этики российского журналиста.


Новые вызовы

Сама по себе необходимость ограничений и контроля со стороны государства, связанных с угрозами общественной безопасности, имеющими то или иное отношение к религии, не вызывает сомнений: примеры того, насколько эти угрозы актуальны, всем известны. Однако сфера свободы совести обладает определенной спецификой, которая плохо учитывается действующими нормами российского законодательства. Эти нормы открывают значительный простор для чрезмерных, необоснованных и зачастую откровенно антиконституционных ограничений прав и свобод граждан, в том числе ограничений свободы совести[7].

В 2021 году в ряде регионов правоохранители стали привлекать общины евангельских христиан к уголовной ответственности по ст. 239 УК РФ (создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, а равно руководство таким объединением). Отметим, что первое дело было зафиксировано в Омске в 2018 году. Тогда Следственный комитет возбудил дело в отношении евангельской общины «Возрождение XXI века», а поводом к уголовному преследованию послужило обвинение в публичном изгнании бесов и издевательствах над прихожанами[8].

Вызывает опасение тот факт, что подобные ситуации могут породить порочную судебную практику по отношению к любым религиозным объединениям. Оказание психологического воздействия присуще любым публичным действиям, таким как театр, кино, эстрада, массовые спортивные мероприятия и т.д., включая богослужебную и обрядовую деятельность религиозных организаций.

1 июня 2021 г. следователем по особо важным делам отдела по расследованию особо важных дел следственного управления СК по Рязанской области было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 239 УК РФ в отношении Светланы Александровны Колышкиной. По данным портала «Религия и право»[9], Колышкина С.А. являлась руководителем созданной ею в 2018 году религиозной группы. Несмотря на то что данная религиозная группа действует автономно и формально не входит в какие-либо существующие централизованные религиозные объединения, она придерживалась известного в России вероучения евангельских христиан, о чем было проинформировано Министерство юстиции РФ по Рязанской области при подаче уведомления о начале деятельности религиозной группы.

Поводом для возбуждения уголовного дела явился рапорт об обнаружении в деяниях Колышкиной С.А. признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 239 УК РФ, поданный старшим оперуполномоченным УФСБ России по Рязанской области. Основанием для возбуждения уголовного дела, по мнению обвинения, стали данные, полученные в ходе проверки и оперативно-розыскной деятельности.

В июле 2021 года стало известно, что Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении 53-летнего омича, который подозревался в создании религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или причинением вреда их здоровью. В 2016 году он организовал «Церковь Евангельских христиан “Новое Творение”». По мнению следствия, во время богослужений омич «оказывал психологическое давление на прихожан, подавлял их волю и контролировал сознание».

Особые опасения среди части верующих в 2021 году вызвала активизация правоохранительных и судебных органов в отношении церквей «Нового Поколения»[10]. Так, Кемеровский суд постановил признать экстремистским материалом книгу известного пятидесятнического пастора Ледяева «Новый мировой порядок», а уже 23 августа на сайте Генеральной прокуратуры РФ появилось сообщение о признании нежелательными на территории страны сразу нескольких евангельских неправительственных организаций: Международного христианского движения и Евангельской христианской церкви «Новое поколение» из Латвии, а также Духовного управления евангельских христиан украинской христианской церкви «Новое поколение» и международного библейского колледжа «Новое поколение» из Украины. «Поводом для принятия данного решения послужило то, что их деятельность представляет угрозу основам конституционного строя и безопасности Российской Федерации», – сказано в сообщении Генеральной прокуратуры[11], однако не уточняется, в чем состоит эта угроза.

Отныне за участие в деятельности такой организации грозит административная ответственность по ст. 20.33 КоАП, А при повторном аналогичном нарушении – уже уголовная ответственность по ст. 2841 УК РФ. Уголовно наказуемы также оказание финансовых услуг таким организациям и организация деятельности подобных организаций на территории РФ или иная организационная поддержка, а также распространение и издание их материалов.

Уже 2 декабря 2021 г. сотрудники правоохранительных органов ворвались на проходившую в подмосковном Раменском конференцию с участием евангельских христиан и задержали около 200 человек. Как сообщали источники, это была конференция, на которой присутствовали представители российских зарегистрированных религиозных организаций. В общей сложности постановления о возбуждении дел по ст. 20.33 КоАП РФ (участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории РФ ее деятельности) были составлены более чем на 70 человек. Примечательно, что в постановлениях в качестве организатора конференции фигурировало Международное движение христианских церквей «Новое поколение», тогда как в действительности организатором была российская организация – Централизованная религиозная организация христиан веры евангельской (пятидесятников) «Новое поколение», передает Центр «Сова»»[12].


Земельные вопросы

В ряде регионов нашей страны и по сей день остаются проблемы с функционированием и эксплуатацией зданий, находящихся в собственности религиозных организаций. Например, в Калуге верующим приходится собираться в палатке рядом с их собственным зданием. Уже на протяжении 20 лет община евангельских христиан «Слово жизни» ведет судебные тяжбы. Так, 17 марта 2020 г. Калужский областной суд частично отменил решение районного суда о приведении кафедрального собора Христа Спасителя, принадлежащего евангельской церкви «Слово жизни», в соответствие с техпаспортом 2000 года (фактически суд отменил разрушение и снос всего, что удалось построить за эти 20 лет). Однако областной суд подтвердил решение в части, касающейся запрета на эксплуатацию здания[13]. При этом в судебном решении не разъясняется, о каком именно здании идет речь: по упомянутому в решении адресу расположен храмовый комплекс, в который, помимо храма, входят еще две часовни. В июне 2020 года судебные приставы потребовали от епископа церкви в течение пяти дней прекратить эксплуатацию здания. Приставы также запросили группу быстрого реагирования, поскольку, по их словам, «возможны массовые сопротивления верующих». В итоге, несмотря на погодные условия, верующие собираются возле здания храмового комплекса, ввиду того, что храм опечатан приставами, богослужения вынужденно проходят под открытым небом. В 2021 году ситуация не изменилась, о чем неоднократно говорил пастор общины Альберт Раткин на своем YouTube-канале «Взгляд с небесной».

В 2020 году верующие в Краснодарском крае (евангельские христиане-баптисты) вынуждены были несколько месяцев проводить богослужения в лесу, поскольку суд запретил им использовать имеющееся в собственности жилое здание. Верующим негде было собраться для проведения богослужений; ранее им также было отказано в аренде нескольких помещений, по словам представителей общины, именно ввиду навалившихся проблем и боязни собственников впасть в немилость власть имущих[14].

Более того администрация населенного пункта обратилась в суд с исковым заявлением о сносе здания. Ситуацию удалось изменить только после вмешательства правозащитников и членов Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. После конструктивных переговоров с администрацией муниципального образования истцы отказались от требования о сносе здания, оставив при этом требование о запрете проведения богослужений в жилом доме[15].

23 сентября 2020 г. судебные приставы в Архангельске начали сносить дом общины евангельских христиан баптистов. Отметим, решение о сносе так называемой незаконной постройки, которая была расположена на участке строительно-гаражного кооператива, было принято в 2017 году.

19 августа 2021 г. стало известно, что в Самаре как незаконную постройку снесли пресвитерианский храм церкви «Благая весть» в поселке Мехзавод. Инициативные жители Самары и члены чрезвычайного межцерковного межконфессионального совета Самарской области выступили против сноса. Окончательное решение о сносе здания было принято Департаментом градостроительства Самары несмотря на то, что оба участка, на которых стояло здание, были выкуплены в собственность общины, а технические нарушения устранены. Известно, что при сносе обрушилась стена рядом стоящего церковного дома.


Проверки

То, как сегодня в некоторых случаях проводятся проверки на соблюдение антиэкстремистского законодательства, вызывает вопросы. Яркий пример – инцидент в городе Орехово-Зуево Московской области 2020 года, когда группа правоохранителей ворвалась на собрание, прервав его, безосновательно доставив молодых верующих в отделение, где задержанных подвергли дактилоскопии. Позже адвокатам «Славянского правового центра» удалось выяснить, что это была обычная проверка на соблюдение антиэкстремистского законодательства, которая проводилась прокуратурой[16]. Стоит отметить, что религиозная группа уведомила Минюст о начале своей деятельности в порядке, предусмотренном законодательством РФ.


Иностранные граждане

В условиях растущей глобализации, интеграции государств в социокультурное и экономическое пространство возникает вопрос о реализации прав и свобод иностранных граждан на территории других государств, имеющих отличное от страны постоянного пребывания законодательство, в частности, в сфере реализации религиозных прав[17]. Серьезнее других страдают те, кто имеет в России разрешение на временное проживание либо вид на жительство. Если они имеют какое-либо отношение к религии, их документы сегодня почему-то часто отменяют, порой без объяснения причин. Для иллюстрации этой проблемы достаточно привести несколько ярких случаев.

В 2020 году нами зафиксировано пять случаев привлечения иностранных граждан к административной ответственности за «миссионерскую деятельность».

Например, 14 октября 2020 г. судья Энгельсского районного суда Саратовской области постановил признать Сидоренко Ю.И. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 5.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуть его административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации. Стоит добавить, что во всех найденных решениях суд наказывал иностранцев штрафом в размере 30 тысяч рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.

В 2021 году количество административных дел по ч. 5 ст. 5.26 КоАП РФ аналогично количеству дел за 2020 год. Нам известны четыре случая привлечения иностранцев по данной статье. Как и прежде, суды выносят наказание в размере 30 тысяч рублей, однако в одном случае Энгельсский районный суд Саратовской области суд вынес наказание в виде штрафа с административным выдворением за пределы страны гражданину США К.Н. Шеферду. К сожалению, другие детали дела нам неизвестны.


Образование

Существуют проблемы и в деятельности духовных и богословских образовательных организаций. Некоторым из них приостановили лицензии на образовательную деятельность, в ряде случаях духовные образовательные организации были лишены лицензий по решению суда. В 2020 году нам известны четыре случая, когда Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) лишала лицензии или аккредитации религиозные учебные заведения, либо отказывала в их предоставлении: 28 апреля Рособрнадзор отказал в аккредитации Свято-Филаретовскому институту*, 9 апреля была отозвана лицензия у Теологической семинарии Евангелическо-лютеранской церкви и Московского исламского института, 27 февраля арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Рособрнадзора об отзыве лицензии у Московской богословской семинарии евангельских христиан баптистов[18].

В 2021 году нами зафиксирован только один подобный случай. 6 апреля 2021 г. суд по иску Роскомнадзора аннулировал лицензию на образовательную деятельность Теологического института Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии, расположенного в Колпино под Санкт-Петербургом. Добавим, что ранее Роскомнадзор уже приостанавливал действие лицензии этого института и запретил прием студентов.


Заключение

Ст. 28 Конституции РФ и целый ряд международных документов[19] гарантируют каждому свободу совести и вероисповедания. Это право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. На практике же при реализации данного права часто можно столкнуться с массой проблем.

В России, с одной стороны, государство всячески поддерживает конструктивный диалог и сотрудничество с религиозными объединениями. Об этом свидетельствуют в том числе и данные Минюста о росте числа официально регистрируемых религиозных организаций, активное участие представителей различных религиозных объединений на площадках федерального и регионального уровней и многое другое.

С другой стороны, свобода совести и вероисповедания так и не стала ценностью в современной России, как отметил недавно в своем докладе в Общественной палате известный адвокат А.В. Пчелинцев[20]. Этому способствует укоренившаяся традиция преследования религиозных меньшинств, инаковерия и в целом инакомыслия. В особенности это касается религиозных объединений, которым отказано в праве именоваться «традиционными».

Возможно, причины кроются в том, что некоторые государственные институции усматривают угрозу общественной и национальной безопасности в любой активности подобных религиозных общин. Ряд экспертов утверждает, что причина тому – низкий уровень правовой культуры правоохранителей, отсутствие специализированных религиоведческих знаний у правоприменителей, некомпетентность местных чиновников, а также несовершенство законодательства о свободе совести.

Остается надеяться, что ситуация в сфере свободы совести – сфере крайне сложной и одновременно чуткой – произойдут положительные изменения. К сожалению, предпосылки к этому пока не наблюдаются. Все чаще в публичном пространстве можно услышать, что ситуация в религиозной сфере отдана силовикам и послаблений ожидать не стоит. Однако хочется верить, что здравый смысл восторжествует, а количество административных и уголовных дел по отношению к верующим уменьшится. Такие изменения пойдут на пользу как религиозным объединениям, так и обществу в целом.

За прошедшие десятилетия экспертное сообщество сформировало и продолжает дополнять целый комплекс мер и предложений, реализация которых может значительно изменить ситуацию в области реализации свободы совести и вероисповедания в России. Многие эти предложения были успешно реализованы, часть так и остались рекомендациями. Но очевидно одно: успешная реализация свободы вероисповедания в России возможна только при наличии открытого и честного экспертного диалога, диалога религиозных объединений с представителями государственной власти, и такой диалог необходимо развивать, совершенствуя столь важную и непростую сферу общественных отношений[21].





[1]Arnold, V. (2020, August 21). RUSSIA: 42 known “missionary activity” prosecutions in first half of 2020 – list. Forum18. (http: // www.forum18.org/archive.php?article_id=2595)

[2]Религию, безопасность и рекомендации ОБСЕ обсудили в Институте Европы РАН // СПЦ. 20.01.2021 (www.sclj.ru/news/detail.php?SECTION_ID=519&ELEMENT_ID=8219).

[3]Пастор из Брянска ответил на обвинения в заражении прихожан коронавирусом // СПЦ. 20.01.2021 (www.sclj.ru/news/detail.php?SECTION_ID=521&ELEMENT_ID=8231&sphrase_id=1490552).

[4]Новый виток «сектантофобии» // СПЦ. 20.01.2021 (www.sclj.ru/news/detail.php?SECTION_ID=524&ELEMENT_ID=8283).

[5]Религиозная диффамация в СМИ // СПЦ. 20.01.2021 (www.sclj.ru/news/detail.php?SECTION_ID=533&ELEMENT_ID=8356).

[6]Жалоба Церкви Иисуса Христа Святых последних дней на Пятый канал // СПЦ. 20.01.2022 (presscouncil.ru/praktika/rassmotrennye-zhaloby/5824-zhaloba-na-reportazh-pyatogo-kanala-o-tserkvi-iisusa-khrista-svyatykh-poslednikh-dnej).

[7]Адвокат Станислав Кулов выступил на конференции «Безопасность и ее цена» в Москве // СПЦ. 20.01.2021 (www.sclj.ru/news/detail.php?SECTION_ID=536&ELEMENT_ID=8372).

[8]В Омске возбуждено дело против пятидесятников за «изгнание бесов», гипнотерапию и оргии с пением гимнов // СПЦ. 20.01.2021 (www.sclj.ru/news/detail.php?SECTION_ID=491&ELEMENT_ID=7768&sphrase_id=1489532)

[9]В Рязани пастора евангельской общины обвиняют в психологическом насилии // СПЦ. 20.01.2021 (www.sclj.ru/news/detail.php?SECTION_ID=537&ELEMENT_ID=8379).

[10] «"Удручающая» статистика // СПЦ. 20.01.2021 (www.sclj.ru/news/detail.php?SECTION_ID=540&ELEMENT_ID=8391).

[11]Генеральная прокуратура Российской Федерации приняла решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности зарубежных религиозных организаций // СПЦ. 20.01.2021 (www.epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=64687452).

[12]Силовики сорвали конференцию протестантских священнослужителей в Раменском // СПЦ. 20.01.2021 (www.sova-center.ru/religion/news/harassment/intervention/2021/12/d45389/).

[13]Правозащитный проект «Свобода28» // СПЦ. 20.01.2021 www.sclj.ru/news/detail.php?SECTION_ID=524&ELEMENT_ID=8285&sphrase_id=1489543.

[14]Свобода28: Снести нельзя молиться или Церковь без стен | Церковь ЕХБ поселка Верхнебаканский // СПЦ. 20.01.2021 www.sclj.ru/news/detail.php?SECTION_ID=524&ELEMENT_ID=8296.

[15]Визит члена СПЧ Владимира Ряховского в Краснодарский край // СПЦ. 20.01.2021 www.sclj.ru/news/detail.php?SECTION_ID=526&ELEMENT_ID=8298.

[16]Кто ответит за беспредел? В Орехово-Зуево правоохранители сорвали богослужение // СПЦ. 20.01.2021 www.sclj.ru/news/detail.php?SECTION_ID=527&ELEMENT_ID=8309.

[17]Ряховский В.В. Актуальные проблемы реализации свободы совести в контексте ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», антиэкстремистского и смежного с ним законодательства в Российской Федерации, Светскость, секуляризм, религиозность: исторические, юридические и философско-мировоззренческие аспекты. / Под ред. Е.С. Элбакян. Бишкек, 2020. 246 с.

[18]Кулов С.С. Актуальные проблемы реализации свободы вероисповедания в РФ на основе результатов мониторинга нарушений права на свободу вероисповедания // III Всероссийский форум «Право. Религия. Государство»: сборник выступлений. М., 2020. 112 с.
*Комментарий проректора СФИ по учебной работе по поводу аккредитации и дальнейшей работы Института:"...Чтобы сразу снять недоразумения, которые распространяются некоторыми СМИ, скажу, что слово «лишение» здесь не подходит, лишение происходит в рамках совершенно других надзорных процедур. Нам было отказано Рособрнадзором в предоставлении государственной аккредитации на последующий период, но пока для бакалавриата аккредитация продлена постановлением Правительства Российской Федерации до 30 апреля 2021 года. То есть в этом году, как и в прошлые годы, наши выпускники бакалавриата по теологии получат дипломы государственного образца. А через год мы должны будем подать заново заявление в Рособрнадзор и повторно пройти процедуру государственной аккредитации". - https://sfi.ru/sfi-today/news/chto-oznachaet-reshenie-rosobrnadzora.html

[19]Статья 18: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков» (Всеобщая декларация прав человека).

[20]Адвокат Анатолий Пчелинцев об угрожающих масштабах нарушений свободы совести и религии в России // СПЦ. 20.01.2021 www.cef.ru/infoblock/publications/newsitem/article/1538144.

[21]Итоговый документ. Всероссийский форум: Религия в контексте политической и конституционно-правовой системы Российской Федерации // СПЦ. 20.01.2021 www.sclj.ru/news/detail.php?SECTION_ID=489&ELEMENT_ID=7969.

авторы доклада: Моисей Кондрашин, Станислав Кулов






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru